Фасад Страстей посвящён последним трагическим дням и часам жизни Иисуса – страстям Христовым. Работы по его скульптурному оформлению начались в 1986 году. Скульптуры на этом фасаде, в отличие от скульптур на фасаде Рождества, выполнены в совершенно ином стиле. Автор скульптурных групп страстного цикла Иисуса, Жозеп Мария Субиракс, разработал простой схематичный стиль с острыми гранями и жёсткими угловатыми формами.
Изломанные фигуры, трагически искажённые лица его скульптур усиливают драматический эффект и, самым выразительным образом, передают горечь предательства, страх смерти и боль страданий.
Фасад Страстей так же, как и Фасад Рождества, имеет три портала, посвящённые Вере, Надежде и Милосердию.
В центре, прямо перед дверью портала Милосердия, находится колонна Бичевания. Это первая скульптура, установленная на фасаде Страстей Христовых в 1987 году. Иисус не только привязан к колонне тугим узлом, но и сам обнимает колонну руками. Ведь он терпит мучения добровольно.
Над дверью, в центре, находятся два треугольника, обозначающие первую и последнюю буквы греческого алфавита – альфа и омега, начало и конец. Христос – начало и Христос – конец.
На створках дверей текст Евангелия, который рассказывает о двух последних днях жизни Христа.
Кроме слов, на дверях множество других христианских символов: ключ от Рая, лик Иисуса, Пеликан, разрывающий грудь. Всего около 10 000 букв и знаков.
Фасад страстей украшают 12 скульптурных групп, организованных в три яруса. Нижний ярус содержит сцены последней ночи Иисуса перед распятием, средний – представляет Голгофу Иисуса, верхний – изображает смерть и погребение Иисуса.
Субиракс выстроил сцены Страстей Христовых в хронологической последовательности от Тайной Вечери до Погребения в форме латинской буквы S, которая начинается в левом, если стоять лицом к фасаду, углу, затем устремляется по порядку направо, вверх, налево, вверх, и снова направо, последовательно повествуя о страданиях Христа.
Самая левая и нижняя скульптурная группа – это “Тайная Вечеря”. Лица и позы учеников выражают смятение. Иисус стоит спиной к зрителю, в отличие от традиционных изображений этой сцены.
Иуда протягивает руку, чтобы спрятать тридцать монет своего предательства, а у его ног спящая собака символизирует верность. Так сочетанием образов Субиракс изображает вероломство.
Затем – “Пётр и воины”: апостол Пётр отрубает ухо одному из солдат.
Следующая по порядку скульптурная группа – “поцелуй Иуды”, возле ног которого разместилась змея, символизирующая дьявола.
Слева от скульптуры – магический квадрат из шестнадцати чисел, которые, если сложить их в любом направлении, всегда дают 33 – возраст Христа на момент его смерти. При этом два числа квадрата – 10 и 14 повторяются дважды. В сумме эти числа дают 48. Это нумерологический корень латинской аббревиатуры INRI (Иисус Назаретянин Царь Иудейский).
Справа от центральных дверей - Скульптурная группа “Отречение Петра”. Три женские фигуры символизируют три раза, когда Пётр отрёкся от Иисуса; рядом с ними петух, возвещающий о восходе солнца. Справа – плачущий Пётр. Апостол Пётр завёрнут в простыню, как символ его трусости. Рядом с этой сценой изображён лабиринт, как символ непостижимости божественных планов. А также олицетворяющий путь Иисуса на Голгофу.
Ещё правее скульптурная группа “Ecce Homo” (“Вот человек”, “се человек”). Иисус, охраняемый двумя солдатами, представлен в терновом венке, полный скорби после бичевания. Справа от Иисуса Христа – мужчина в сгорбленной позе подпирает рукой голову. Это Понтий Пилат, который не знает, как ему поступить. Только что Пилат спросил народ: “Что делать с человеком?” И этот же вопрос он, как будто адресует каждому, кто подходит к храму.
Рядом с этой сценой находится колонна с римским орлом и надписью: “Тиберий Император”. Ещё дальше, справа, последняя сцена этого уровня – “Суд над Иисусом”. Спиной стоит мужчина в плаще – это тоже Понтий Пилат, который умывает руки, снимая с себя ответственность, и говорит: “Пусть решает народ”.
Сверху, уже в среднем ярусе, сначала появляются “Три Марии и Симон Киринеянин”. Три Марии – Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина – плачут над Христом, упавшим по дороге на Голгофу, а Симон поднимает его крест.
В центре среднего яруса находится самая большая скульптурная группа “Вероника". Композиция повествует о втором падении Иисуса по пути на Голгофу. Святая Вероника показывает лик Иисуса. Она только что утёрла кровь и пот Христа платком и Святой лик запечатлелся на ткани. При этом сама Вероника лишена черт лица, чтобы не мешать изображению Иисуса. Вокруг римские солдаты в шлемах, которые напоминают дымоходы Дома Мила (Casa Milá).
Слева человек в профиль – это Антонио Гауди. Скульптура сделана по его последней фотографии за 2 года до смерти. Таким образом Субиракс отдаёт дань уважения гениальном зодчему. Гауди представлен как Евангелист со свитком и пером в руке, которому предстоит изложит своё Евангелие в камне.
Левее завершающая скульптура этого яруса. Всадник на коне, в шлеме и с копьём в руке пронзает стену церкви, то есть мистическое тело Христово. Это римский сотник Лонгин, который пронзил копьём распятого Христа, чтобы облегчить его страдания, и впоследствии стал истым христианином. Это копьё – реликвия, которая хранится в одной из церквей Рима.
Верхний ярус начинается со скульптурной композиции, в которой римские солдаты играют в кости, разыгрывая одежду Христа.
Центральная скульптурная группа верхнего уровня – “Распятие Христа”.
Обнажённый Христос как будто вырастает из скалы, из камня, и наклоняется над фасадом. Огромный металлический крест расположен горизонтально. Макушка головы Христа выполнена в форме Евангелия. Сверху луна – символ ночи, снизу череп – символ смерти и Голгофы. Снова появляются Три Марии и Святой Иоанн. Сцена асимметрична, поскольку все фигуры размещены слева, а правая часть остаётся пустой, что подчёркивает драматизм сцены.
Фигура Иисуса высотой 5 метров является самой большой во всём комплексе. Над этой сценой находится Разорванная Завеса – бронзовая конструкция, олицетворяющая завесу Иерусалимского храма, которая разорвалась сверху в момент смерти Иисуса на кресте.
Так Иисус разорвал границы между небом и землёй, даруя надежду на спасение любому грешнику.
Последняя скульптурная группа “Погребение”. Никодим помогает Иосифу Аримафейскому поместить тело Иисуса, завёрнутого в плащаницу, в гробницу рядом с Девой Марией и яйцом, символом воскресения.
Скульптура Никодима представляет собой автопортрет скульптора Субиракса.
Над порталами находится фронтон, образованный восемнадцатью колоннами. В центральной части между колонного пространства расположена скульптурная группа “Пустой гроб”, установленная в апреле 2018 года. Автор работы испанский архитектор и скульптор Франческ Фахула (Francesc Fajula). Она представляет собой гробницу, где был погребён Иисус и из которой он воскрес. Рядом со входом находится закрывавший её круглый камень, на котором восседает ангел, возвещающий о воскресении Трём Мариям, которые находятся с левой стороны.
На двух боковых акротериях (греч. наконечник, навершие) фронтона изображены две фигуры животных: жертвенный агнец Авраама и лев Иуды, победитель смерти, - оба прообразы Иисуса. Эти фигуры, работа испанского скульптора и художника Лау Фелиу, были размещены 14 декабря 2017 года.
В центральном акротерии на фронтоне установлен большой крест высотой 7,5 м. и шириной 4,25 м. Это триумфальный крест, поэтому на нём нет изображения Христа. Он был размещён 2 июля 2018 года.
У подножия креста изображены три ангела работы Лау Фелиу: один в позе благоговения, другой ласкает крест, а третий держит чашу с кровью Христа. Над фронтоном находится Святой Дух, скульптура Субиракса, вдохновлённая голубем, но с почти абстрактными формами, установленная в 2001 году. Её размеры составляют 2,54 х 3,06 м.
И, наконец, на высоте 60 метров, на мосту соединяющем башни Святого Варфоломея и Святого Фомы находится скульптура “Вознесение Иисуса”, также работы Субиракса. Скульптура изготовлена из бронзы и имеет высоту 6 метров. Установленная в 2005 году, скульптура изображает Иисуса, одетого в тунику и с распростёртыми руками. Скульптура Воскресения заканчивает фасад Страстей триумфом, победой Иисуса Христа, смертию смерть поправшего.
✔ Ещё статьи по этой теме:
✔ Возможно, Вам будет интересно:
ИСТОЧНИКИ:
1. https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia
2. Топчий И. Гауди. Москва: Издательство «Директ-Медиа», 2014
3. Ипатова М.В. Прогулки по Барселоне. Москва: Издательство «АСТ», 2020
4. Москвин А.Г. Барселона и вся Каталония. Москва: Издательство «Вече», 2016
5. Весь Гауди. Барселона: Издательство«EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2009
6. Вся Барселона. Барселона: Издательство «EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2001
7. Лучшее из Барселоны. Барселона: Издательство «Ediciones A. CAMPAÑA»
8. Путеводитель Барселона. Москва: Издательство «АЯКС-ПРЕСС», 2019
#оливияортиз #оливияортизпутешествия #туризм #испания #саградафамилия #храмсвятогосемейства #барселонасаградафамилия #барселона #антониогауди #достопримечательностибарселоны #архитектурагауди #гаудисаградафамилия #искупительныйхрам #искупительныйхрамсвятогосемейства #sagradafamilia