В Евангелии рассказывается, как Христос ходил в гости. Тут сразу и ответ на вопрос, который задают некоторые православные: можно ли ходить в гости, на какие-нибудь встречи, посиделки? Не грешно ли это само по себе?
Но вот мы читаем, как Сам Господь ходил на званый ужин, где собиралось много людей. Ели, пили, разговаривали. Значит само по себе это не грешно, потому что, как отмечают святые отцы, Христос и это собрание превращал в место проповеди и назидательных бесед.
Так что если в том месте, куда нас приглашают, возможно сказать или услышать что-нибудь полезное, то, конечно, греха в этом нет. Если же там собираются для того, чтобы совершить тот или иной грех, - поосуждать кого-то, чревоугодию предаться, а то и пьянству, - то в таком случае, конечно, на грех ходить не надо. Но само по себе посещение гостей — не грех.
И Господь присутствовавшим там даёт лекарство для исцеления от того духовного недуга, который их больше всего мучил. Началось все с того, что Он заметил, как люди, пришедшие в гости, стараются занять места получше. Это весьма знакомая ситуация и в наши дни.
И можно было бы сказать: «Ну какая разница, в конце концов, где кто сел? Это же мелочи». Но на самом деле с духовной точки зрения мелочей нет, потому что через мелочи проявляется то, что у человека внутри. И здесь через стремление занять место получше проявлялись гордыня, тщеславие и любоначалие. Гордыня — в том, чтобы самому занять лучшее. Тщеславие — в том, чтобы и другие увидели, что я сижу на хорошем месте. Любоначалие — в том, чтобы сидеть там, где ты будешь воспринимаем как начальствующий над другими.
И вот Господь учит их: если тебя пригласили, садись на место похуже. Не стремись сесть на более почетное место. И Он аргументирует. Если для Его апостолов было бы достаточно того, что Учитель им это предписал, то здесь собрались люди, которые не являются Его учениками, и Он, для их убеждения, дает вполне рациональное объяснение.
«Не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою» (Лк. 14:7-10).
И завершает это Господь словами: «Всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Унижен будет не только в глазах Божьих, но и в глазах людей.
В мелочах действительно проявляется внутреннее устроение души человека. Помню как-то много лет назад, я был в поездке. Я сидел в междугородном автобусе, и, ожидая, пока он наполнится, смотрел, как люди заходят в автобус и садятся. В числе прочих зашла молодая пара — парень с девушкой. Парень, кстати, был очень красивый. А мест у окна оставалось уже немного, И вот этот красивый парень, увидев это, припустил, обгоняет свою девушку и быстро садится на место у окна с довольным видом: повезло, успел!
Честно говоря, одного этого поступка было достаточно для того, чтобы понять: это не тот человек, с которым стоит начинать совместную жизнь, строить серьеные отношения. Хотя он красивый, может быть, интересный собеседник, может быть, с ним забавно. Но это человек, который во всём ставит себя на первое место. Человек, зараженный эгоизмом. А эгоизм разрушает отношения, и в особенности семьи.
Прошло много лет, как знать, может быть, этот молодой человек, повзрослев, уже исправился. Но мы и к себе должны относиться с вниманием и не допускать даже в мелочах проявлять эгоизм, гордыню.
Все христиане знают, что гордость — это грех. И, как объясняет преподобный Паисий Святогорец, гордость — это цитадель всех страстей в человеке. Если эту цитадель сокрушить, то с остальными страстями уже будет легче справиться. Но когда мы смотрим на эту цитадель, то непонятно, с какой стороны подступиться и как ее можно разрушить. И вот Господь через это евангельское наставление подсказывает: начни с мелочей, начни смирять себя в простых вещах.
Конечно, это потребует времени. Результат в духовной жизни приходит не быстро. Я вспоминаю слова преподобного Иоанна Лествичника. Он рассказывает про одного человека, который был высокопоставленным в мирской жизни, и при этом жестоким. Многих обидел. Но что-то случилось в его жизни, как-то Господь постучался и он решил все оставить, пойти в монахи.
Когда он пришел в монастырь, его взяли не сразу. Игумен сказал: «Ты должен стоять у входа в храм перед каждой службой и у каждого заходящего просить прощения». И тот стал так делать на протяжении трех лет, после чего игумен сказал: «Всё, теперь ты освобождаешься от этой епитимьи».
Человек тот стал в итоге очень смиренным. И когда преподобный Иоанн спросил его: «А что ты чувствовал на протяжении этих трех лет?», тот ответил, что первый год было тяжело. Приходилось себя перебарывать. «Я представлял, что меня взяли в плен, в рабство и поэтому я должен просто выполнять то, что мне приказал хозяин».
Но ко второму году, по его признанию, «Я на самом деле стал осознавать себя виноватым перед каждым человеком. И я уже не по принуждению, не через силу, но искренне стал просить прощения у каждого, кто проходил мимо. А в третий год я стал ощущать такую радость, такую благодать от этого, что когда игумен мне сказал, что мне не нужно более этого делать, я даже огорчился».
Так что именно путь самопонуждения, преодоления себя, причем с пониманием, что это может занять немало времени, — нормальный христианский путь. Не зная этого, многие верующие смущаются, начиная бороться с грехом: «А почему у меня не получилось сразу? Может быть, я что-то не то делаю? А почему я не чувствую радости, когда это делаю? Может, не надо тогда делать?» Если ты делаешь по святым отцам, то все правильно, но кто тебе сказал, что результат будет быстрым? Пару раз подняв гантели ты же не ожидаешь, что у тебя сразу вырастут огромные мускулы?
Нужно понуждать себя, смиряться, и со временем Господь даст ощутить плоды от этого.
Само по себе стремление занять лучшие места можно гасить напоминанием того, что для нас, как для христиан, лучшее — это то, чего Господь хочет. А Он сказал: «Занимай места попроще». Значит, Господь хочет, чтобы я занял места попроще. Значит, это и есть лучшие для меня места. Не в том смысле, что я лучше других буду выглядеть, а в том смысле, что на них я получу наибольшую пользу для своей души.
А если подойдет хозяин и предложит пересесть на другое место, не надо спорить, потому что смирение выражается в отсечении своей воли. Если говорят тебе: пересядь, повыше или пониже, - слушайся, в этом смирение.
И каждым таким случаем хорошо бы нам пользоваться для того, учиться смирению. Потому что рассаживание на пиру - это лишь один из примеров, ориентируясь на который, как объясняет святитель Феофан Затворник, нам следует и в остальном поступать так же: не выпячивать себя, не ставить себя на первое место, не подавлять других.