Найти в Дзене
Жизнь миллионера

Степени экономической свободы

Эта статья — вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера «Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости». Предыдущая статья здесь. Чтобы понять систему и ее ограничения, нужно определить степени свободы. Так мы увидим, какие возможности есть внутри системы. Например, у поезда одна степень свободы: он может двигаться вперед или назад. У автомобиля две степени свободы: он может ехать вперед, назад, влево или вправо. Но когда одна степень свободы скрыта, ее трудно заметить. Если бы все автомобили продавали с заблокированным рулем, они могли бы двигаться только вперед или назад. Дороги стали бы проектироваться для такого вождения. О назначении руля забыли бы. Сначала его превратили бы в вешалку, как многие домашние тренажеры. Позже могли бы отказаться от него вовсе. В обществе, которое поклоняется конформизму, нет степеней свободы. Это трудно понять в обществе потребления, гордящемся выбором. Но хотя выбор велик, он ограничен

Эта статья — вольный перевод главы из книги Якоба Лунда Фискера «Экстремально ранний выход на пенсию: философское и практическое руководство к финансовой независимости». Предыдущая статья здесь.

Чтобы понять систему и ее ограничения, нужно определить степени свободы. Так мы увидим, какие возможности есть внутри системы. Например, у поезда одна степень свободы: он может двигаться вперед или назад. У автомобиля две степени свободы: он может ехать вперед, назад, влево или вправо.

Но когда одна степень свободы скрыта, ее трудно заметить. Если бы все автомобили продавали с заблокированным рулем, они могли бы двигаться только вперед или назад. Дороги стали бы проектироваться для такого вождения. О назначении руля забыли бы. Сначала его превратили бы в вешалку, как многие домашние тренажеры. Позже могли бы отказаться от него вовсе.

В обществе, которое поклоняется конформизму, нет степеней свободы. Это трудно понять в обществе потребления, гордящемся выбором. Но хотя выбор велик, он ограничен узким ассортиментом. Возьмем приборы для бритья. Они ограничены безопасными бритвами с разным количеством лезвий. Недорогая ручка привязывает потребителя к линейке, а потом можно продать дорогие сменные лезвия, чтобы компенсировать затраты. Старые плоские лезвия для безопасной бритвы найти все труднее. Опасную бритву можно купить только в парикмахерской или онлайн. Человек, который вообще не бреется, выглядит как отщепенец. Это пример того, как уменьшаются свободы для потребителя. Но он также показывает, что можно искать другие решения.

В демократических обществах со свободным рынком и в некоторых других обществах экономические возможности человека можно описать двумя степенями свободы. Одна ось показывает линейность деятельности, другая — связь между человеком и деятельностью в системе экономики.

Экономические возможности человека, описываемые в терминах взаимодействия и организационной структуры. Область делится на четыре типа.
Экономические возможности человека, описываемые в терминах взаимодействия и организационной структуры. Область делится на четыре типа.

Связь — это степень зависимости человека от мира, в частности, экономическая. Она также показывает, насколько мир зависит от человека. Но, за исключением миллиардеров, диктаторов и знаменитостей, сомнительно, что отдельные люди сильно влияют на глобальные процессы.

Жесткая связь означает, что одна часть системы сильно зависит от другой. Например, передние колеса автомобиля жестко связаны с рулем, и это хорошо: при повороте руля колеса тоже поворачиваются. Для потребителя еда, жилье и другие базовые потребности жестко связаны с зарплатой, это не во всех случаях хорошо. Инженеры стремятся создать надежные соединения, такие как в системе рулевого управления, и избежать ненужных связей, например, между рулем и двигателем. Жесткая связь или ее полное отсутствие делают реакцию предсказуемой, что полезно в управлении людьми. Работодатели могут сделать рабочую силу более предсказуемой, предлагая только полный рабочий день, который помешает работникам уходить домой раньше и заниматься посторонними делами, и щедрый соцпакет, который снижает вероятность увольнения.

Гибко связанная система менее уязвима в случае сбоев. Она гибкая и эластичная, что позволяет ей работать в широком диапазоне условий. В автомобиле гибкое рулевое управление нежелательно, но оно может быть предпочтительным в крупных организациях, где жесткие связи могут создать узкие места, замедляющие рабочий процесс, например - когда распространенную форму имеет право подписать только один человек. Личные финансы — еще одна область, где гибкие связи полезны. Например, человек, который купил жильё не такое большое, какое мог себе позволить по максимуму, с меньшей вероятностью его потеряет при снижении дохода или росте стоимости жизни.

Из этого следует вывод, что у гибких связей есть своя цена. Они менее эффективны при обычной эксплуатации, зато экономят средства при сбоях. Изменение степени жесткости или ослабления связей позволяет сбалансировать риск и выгоду. Здесь риск рассматривается скорее как неопределенность, а не как потеря.

Линейность отличается от связей. В линейных процессах результат предсказуем и не зависит от других факторов. Например, если работник может создать два независимых гаджета, A и B, и для создания вдвое большего количества гаджетов A требуется вдвое больше ресурсов, а производство гаджетов B не зависит от производства гаджетов A, то процесс считается линейным. В таких случаях результат легко предсказать на основе входных данных.

Нелинейные процессы сложнее. В них результат зависит от множества факторов, включая обратную связь. Например, если бизнес продает гаджеты A и B и распределяет деньги между производством, разработкой и рекламой, то смещение финансирования на рекламу одного гаджета может повлиять на продажи другого через ассоциацию с брендом, но уменьшит вложения в разработку продукта и производство. Однако, при этом, увеличение продаж может привести к масштабированию, и как следствие - удешевлению производства.

Оценить результат на основе входных данных в таких случаях сложно.

Лучшим примером линейности является конвейер. При линейной сборке определенные входные данные преобразуются в конкретные выходные. Время и энергия сборщика, а также компоненты, поступившие от другого сборщика суммируются для создания других компонентов, которые передаются следующему сборщику. Даже если работа сборщика требует многих навыков, процесс остается линейным. Затратив вдвое больше времени и энергии, сборщик может изготовить вдвое больше идентичных компонентов.

Сравните это с нелинейной работой предпринимателя, ученого или футбольного тренера. В нелинейной задаче целое отличается от суммы компонентов. Что отличает целое, так это структура, соединяющая детали. Для сборочной линии структурой является сама сборочная линия или конвейерная лента. Для автомобиля структура - это то, из чего изготавливаются отдельные детали автомобиля. В футболе структура игр иногда важнее, чем отдельные игроки.

С нелинейностью по своей сути иметь дело гораздо сложнее, чем с линейностью. Фактически, огромное количество усилий затрачивается на линеаризацию проблем, чтобы сделать их понятными и разрешимыми. Для этого используются несколько методов.

Первый метод заключается в уменьшении степеней свободы за счет уменьшения количества объектов и количества связей между объектами, что упрощает понимание проблемы. Это упрощает задачу, но сопряжено с риском устранения степеней свободы, которые необходимы для решения задачи. Решение упрощенной задачи не обязательно является решением исходной задачи. Более того, опрощение задачи уменьшает количество вариантов решения исходной задачи. Этот метод упрощения, вероятно, является самым большим источником ошибок и неточностей; особенно потому, что ответы на простые задачи, как правило, точны - но давайте не будем путать точность с правильностью.

Второй метод заключается в разделении больших проблем на более мелкие редукционистским способом. Затем каждую подзадачу можно решать линейно, а если нет - она разбивается на другие подзадачи. Как только подзадачи решены, решение большой проблемы находится путем сложения подзадач вместе. К сожалению, и это не всегда приводит к оптимальному решению. Например, нельзя испечь буханку хлеба, запекая муку полчаса, отдельно запекая по полчаса молоко или воду, дрожжи, и смешать всё это в конце, чтобы получился хлеб. Для получения оптимального решения при выпечке требуется сложное взаимодействие муки, дрожжей и жидкости перед выпечкой. Найти это решение непросто.

К сожалению, пока не существует механического способа находить оптимальные, умные или, как говорят математики, элегантные решения сложных задач. Часто такие решения приходят интуитивно. Интуиция — это результат внезапного срабатывания сложных нейронных связей в мозге, которые связывают нас с реальной проблемой. Для этого нужны два компонента. Первый — это сами связи, которые можно создать, изучая множество похожих задач. Второй — размышления о текущей проблеме. Комбинирование опыта решения аналогичных задач с текущей проблемой приводит к новым и творческим идеям. Часто это сопровождается фразами вроде: «Я размышлял о [чем-то], когда вдруг меня осенило [что-то неожиданное]». Например, Альфред Вегенер, первооткрыватель теории тектоники плит, был вдохновлен наблюдением за столкновением паковых льдин во время стоянки на льду.

Пока не найден такой механический способ, вероятно, существует предел сложности задач, с которыми могут справляться люди. С другой стороны, я убежден, что адаптация и сложность — это то, что делает нас людьми. Среди животных всегда найдется кто-то быстрее, выше, сильнее или красивее. Но нет ни одного, кто мог бы победить нас в «десятиборье жизни», поэтому люди занимают вершину пищевой цепочки. Способность адаптироваться к сложным ситуациям позволяет нам использовать большое количество ресурсов разного уровня и находить большое количество возможных решений для любой задачи.

В решении проблем это все равно что иметь набор инструментов вместо одного молотка.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме - ссылка находится здесь.