Трехлетний сын увидел отца в окно своей детсадовской группы, и тот едва успел переступить порог, как малыш бросился ему на шею.
– Вы посмотрите, как соскучился! – улыбнулась воспитательница. – Как будто не утром расстались, а по меньшей мере неделю назад, – и, помолчав минуту, добавила: – Если честно, не видела, что дети так любили отца. Причем, что сын, что дочка.
Золотая свадьба у Светланы и Владимира была в апреле, и сын с дочерью настояли, чтобы отметили ее торжественно, в отделе ЗАГС горисполкома. Волновались, но, как признается жених, едва переступили порог учреждения, волнение исчезло, уступив место нахлынувшим воспоминаниям, – 50 лет назад, в такой же апрельский день, именно здесь расписались с супругой.
Они со Светланой учились в одной сельской школе. Однако жили в разных деревнях: он в той, где была десятилетка, она – километрах в трех от нее. Володя был уже в пятом классе, когда Светочку привели в первый. Запомнил ее очень хорошо – светленькая девчушка с большими белыми бантами.
Собственно, запомнил не он один, так как девочка была дочкой завуча и, к тому же, их классного руководителя, поэтому внимание к ней было повышенным. Будущая теща, чего паренек тогда, естественно, не знал, относилась к нему всегда по-особому – ей нравился этот ответственный ученик. Классной у него была только год, но курировала его до окончания школы.
Даже дружбы между Светой и Володей во время учебы не было – разница в возрасте казалась слишком большой. А потом пути-дороги и вовсе разошлись, хотя понаслышке друг о друге знали. И то, что у Светланы были задатки к журналистике, ему было известно – в выпускных классах ее сочинение заняло первое место в области. И то, что школу окончила на «отлично», а поступила в технологический институт в соседнем областном центре, тоже знал. У самого за плечами была учеба в сельхозакадемии, работа мастером в одной из передвижных механизированных колонн, служба в армии, после которой его, дипломированного инженера-гидротехника, взяли в штат института «Гипроводхоз».
Встретились со Светланой случайно, на деревенской свадьбе. Увидев девушку, Владимир внутренне ахнул: какая красавица! Сидели напротив, общались. В перерыве между застольями зашли к родителям Светланы, где парню обрадовались как давнему и доброму знакомому. В областном центре, где она училась, а он работал, начали встречаться, а через пять месяцев он сделал предложение.
– Спешил, – с улыбкой замечает Владимир, – Светлана оканчивала институт и могла уехать по распределению куда-нибудь далеко, а расставаться с ней я не хотел.
Вопрос с трудоустройством решали потом вместе, уже как муж и жена. Светлану распределили в один из столичных райцентров, где был построен новый льнозавод, – начальником планового отдела. За откреплением вдвоем ездили к министру, и он вошел в положение молодых супругов.
Найти в областном центре работу для Светланы оказалось не проблема – аргументом были отличные оценки в приложении к диплому. До сих пор помнят начальника областного управления статистики, которую тронуло то, что пара ищет работу вместе, никто за них не просит, не ходатайствует, и она предложила Светлане место инспектора в городском отделе статистики.
Это были лучшие годы супругов. Они вместе шли на работу и с работы, вместе обедали, так как работали практически рядом. Тогда практиковались дежурства ответственных работников по выходным, и они дежурили вдвоем. Председатель горисполкома, женщина с твердым характером, всегда удивлялась:
– Первый раз вижу, чтобы муж дежурил на пару с женой.
Когда родились дети, ничего не изменилось – никогда не делили работу на мужскую и женскую, всегда подставляли плечо друг другу и по возможности находились если не вместе, то рядом. И это при том, что изначально оба были не рядовыми сотрудниками.
Владимир трудится в институте, на одном месте, пятьдесят лет. До своих 70 был главным инженером, сейчас – ведущий инженер. Проектировал объекты, которыми до сих пор гордится. Как, например, рыбхоз по выращиванию форели, первое подобное предприятие в области, или защита береговой зоны рек.
Послужной список Светланы внушительный. Как внутрирайонный инспектор в статистике, анализировала работу городских предприятий и готовила аналитические материалы для принятия управленческих решений. Во время работы в НИИ экономики, отдел которого был при облисполкоме, разрабатывала программу интенсификации области. Показатели эффективности работы хозяйственных комплексов для городов и районов области, первым разработчиком которых была, используются до сих пор и по ним оценивается эффективность управления.
По Указу Президента страны как заместитель председателя комитета «Облимущество» участвовала в реформировании объектов промышленности. Главной своей заслугой считает наведение порядка в имуществе государственных предприятий, эффективность использования которого контролировала постоянно.
– Мы с мужем трудоголики, и работа для нас всегда была на первом месте, – с легким вздохом говорит Светлана и тут же добавляет: – Но ответственность за нее переносилась и на семью.
Супруги с улыбкой вспоминают, как в детском саду, куда ходили сын с дочкой, воспитатели удивлялись:
– Первый раз видим, чтобы дети так любили отца!
А те и правда, вечером, едва заслышав родной голос, неслись к папочке на всех парах. Сын сходу запрыгивал на него и буквально прилипал. Теперь дедушка с бабушкой любимки у внуков. Правда, с одной разницей.
– Плохой полицейский – это я, – с улыбкой замечает Светлана, – потому что требую, а хороший – дедушка.
Шутит, конечно, потому что требовательность ее правильная, и все это понимают. Не удивительно, что ни дети, ни внуки никогда не хотели отдыхать в лагерях. Для дочери с сыном лучшим времяпрепровождением на каникулах была поездка к прабабушке, которая при царе еще окончила церковно-приходскую школу, знала бессчетное количество сказок и все программные стихи читала наизусть. Детей она очень любила. И Светлане, уже замужней своей внучке, напророчила:
– У тебя будет мальчик, и ты назови его Дмитрием, как моего старшего сына.
Вопроса, почему, у Светланы даже не возникало. Дедушка рано умер, и старший сын пожертвовал аспирантурой, чтобы помочь матери воспитать братьев и сестер, всем дать высшее образование.
Светлана и Владимир знают свой род и гордятся им. Его мама, например, мать-героиня, воспитавшая пятерых детей. Но была не простой деревенской женщиной – в свое время работала в Ленинграде гувернанткой, поэтому получение высшего образования детьми было само собой разумеющимся.
– Вступая в брак, очень важно знать, откуда будущий супруг, из какой семьи, – говорит Светлана. – Наших родителей все уважали, они между собой близко общались и помогали друг другу, особенно в косьбе или заготовке дров.
Избранников детей в семьях любили. Владимир был для тещи желанным зятем, и она особенно приветствовала то, что они всегда со Светланой вместе, – даже домой ни разу порознь не приезжали. Свекровь невестку жалела, как родную дочь. «Светочка, ляг, отдохни», – слышала от нее во время приезда. А сыну она твердила: «Ты только не обижай Светочку».
Какое обижай! Он не просто любил жену – гордился ею и очень дорожил. В первую очередь, за то, что подарила дочку и сына, – о детях мечтал, и она исполнила мечту. Как всем ровесникам, годы им довелось пережить не простые. Купить можно было не все, поэтому Светлана, управившись по дому, садилась за швейную машинку – себя и детей обшивала полностью, мужу запросто шила куртки. А еще вязала, вышивала. Ее день заканчивался не раньше двух часов ночи, но никогда Владимир не лег спать раньше – тоже находил для себя дело.
– Наш секрет воспитания? – задумывается он на вопрос, как при такой занятости удалось воспитать замечательных детей, которые никогда не доставляли родителям хлопот, и сразу отвечает: – Исключительно собственный пример.
Это правда, дочь и сын видели пример ответственного отношения к работе и заботы друг о друге. А еще никогда не слышали в семье никаких ссор.
– Я считаю важным, что у нас с мужем всегда совпадали мнения, – говорит Светлана. – Это касалось и основных проблем в обществе, и семейных вопросов.
Здесь уместно заметить, что она ко всему прочему входила в информационную группу облисполкома, была лектором общества «Знание» и преподавала в институте. А Владимир, когда подросли дети, два года учился в институте марксизма-ленинизма. В общем, всегда были нарасхват и на виду, и никогда бы не справились с нагрузкой, если бы не взаимная помощь.
Кажется невероятным, но их занятость этим не ограничивалась. У семьи еще не было своей квартиры, когда появилась дача. Бабушка и мама у Светланы были заядлыми огородниками, а ей науку приходилось постигать методом проб и ошибок. Но она пошла впрок, как шутят супруги. У них сейчас 26 соток земли, которая не пустует. Их вотчина – семь парников, грядки и бесчисленное количество цветов. Да, еще картошка!
Сын требовал, чтобы с картошкой в этом году заканчивали, дескать, ее можно купить. Вроде согласились, а тут случились перебои с картофелем в торговой сети, и Светлана заявила:
– Сынок, беру свои слова обратно. Кто-то не может купить картошку, а у нас она своя и сколько душе угодно.
Так что снова посадили и посеяли всё. Живут на даче в сезон постоянно, и много времени проводят в работе на земле. У супругов даже есть диагноз на этот счет: «Это синдром деревни».
Но живут не только работой. Принимают у себя гостей и детей с внуками, общаются с соседями и друзьями, которых у обоих много. А еще с удовольствием посещают лес: сбор грибов и ягод – их всё. Пару лет назад отправились за черникой и собрали четыре ведра отборной ягоды. Так же и с грибами – если наберут, то на удивление всем.
– Я уже многое о вас поняла, – с улыбкой обращаюсь к Светлане и Владимиру, с которыми беседуем о жизни. – Вы всегда вместе и трудоголики, это ясно. Но это явно не единственный секрет вашего семейного счастья?
– Нет, – ответив, Владимир пояснил: – Надо уметь уступать. Очень важно не раздувать пожар, если случилось какое-то недоразумение, особенно по мелочи.
– Мне повезло на внимательного мужа, – добавила Светлана. – Когда встречались, задаривал цветами. Не успевали одни опустить головы, как нес очередной букет. Ни одну семейную дату также не пропустил. В альбоме выписал название свадеб, на фарфоровую дарил фарфор, на 25-летие совместной жизни – серебряное кольцо, на 40-летие – золотое с рубином. По просьбе сына на рубиновую свадьбу обвенчались.
Помолчав, Светлана призналась, что во время недавней церемонии в ЗАГСе вспомнила пожелание бабушки на свадьбе. Обращаясь к молодоженам, та сказала просто: «Жалейте друг друга, и все будет хорошо».
– Тогда мы, наверное, не совсем поняли, что бабушка имела в виду, – заметила Светлана. – А сейчас подписываемся под ее словами. Жалеть – это и чувствовать друг друга, и понимать, и заботиться, потому что со временем любовь трансформируется в заботу и для каждого из нас главное, чтобы супругу было хорошо.
Спасибо, что были со мной и моими удивительными героями. Буду рада за реакцию на статью и комментарий. Обратная связь для меня всегда важна.