Утром сытно позавтракав (ну а как иначе в автомобильных путешествиях), мы выехали в сторону Кирова. Ехать нам было около 4 с небольшим часов. Вот вообще ничего, но тут - опа:
Но наш путь лежит дальше, хоть и хороший асфальт уже остался позади.
На самой окраине Республики Марий-Эл и Кировской области дорога вообще неожиданно кончилась.
У меня были муки как именно мне описать город: что Киров не тот город, который можно посоветовать для путешествия и его можно запросто пропустить, или писать, что город сложный для восприятия туристом и только для искушённого.., или писать, что про то, что один только особняк купца Т.Ф. Булычева стоит того, чтобы специально приехать в город, или про то, как я примирилась с городом.
Да, с самого въезда в него мне город активно не нравился. Виной тому, безусловно и нарисованный мной воображаемый облик города, ведь я ехала в Вятку - город основанный в 13 веке, я ехала в купеческую Вятку 18-19 века, а приехала в промышленный Киров.
Плюс холмы - ну не разглядела я перед путешествием, что город стоит на внушительном холме над рекой Вяткой, и что если спуститься туда это да, возможно, а вот обратно.… Холмистая местность внесла свои коррективы в наши прогулки по городу.
И какой-то целостной исторической части города нет. Это, конечно, объясняется очень просто - взгляд большевиков на развитие городской среды кардинально отличался от облика Вятки 1930-х годов. Поэтому, как это водится, значительная часть церковных сооружений, составляющих облик города, была уничтожена в 30-х годах 20-го века.
Ну а это что - пешеходная улица? Ну помилуйте-это же пешеходный проход вдоль одного (утрирую) дома.
А еще в наш первый день, оказалось, что случилась авария на Старом мосту, которая застопорила все, просто все движение в городе.
Но я сильно не люблю, когда мне начинает все не нравится - ведь скатиться в унылое брюзжание или начать источать вокруг себя желчность очень легко, вернуться потом в благодушное состояние сложно. А мы ведь в отпуске, так зачем же портить себе отпуск. Поэтому наслаждаемся увиденным. И потом, разве город виноват в том, что я нарисовала себе какую-то не ту картинку.
И начну я с вишенки на торте - с самого красивого здания города - особняка купца Т.Ф. Булычева
Потрясающей красоты особняк, прозванный в народе «Красным замком», был построен в 1911 году на средства владельца Вятско-Камского пароходства - Тихона Филипповича Булычева. По одной из легенд, он такой красотой хотел вернуть из Санкт-Петербурга свою любимую дочь. Она была избалована модными пространствами Питера и чтобы соблазнить ее вернуться в родной город, отец отстроил дом, который поражал современников не только внешним убранством, но и внутри был наполнен самыми передовыми техническими средствами. Так, например, в доме было и электричество, и телефон, и отопление, а для перемещения между этажами был смонтирован лифт. Но все это великолепие не помогло и дочь не соблазнилась жизнью в провинции.
По другой - он отстроил дом для семьи своего сына, у которого как раз появился первенец. Но, в доме, где на тот момент проживали молодые, случился пожар и жена сына, пребывавшая на последних сроках беременности, была вынуждена спешно спускаться в дыму со второго этажа и с тех пор ни в какую не соглашалась переезжать в дом выше одного этажа.
По третьей версии Тихон Булычев таким образом хотел обольстить иностранную невесту.
Как бы то ни было, ясно одно, дом отстроенный и полностью оснащенный, так и простоял пустым, никто из семьи Булычевых так там и не обосновался. В результате, к 1915 году дом был передан на нужды города за одну треть его стоимости.
А сам Тихон Филиппович, миллионер, «хозяин реки Вятки», как назвал его М. Горький в своей критической заметке в «Самарской газете» 23 июня 1885 года под названием «Пароходчик Булычев» в 1918 году потерял все свои капиталы, после того, как пароходство было национализировано. Стал заложником в большевистском концлагере за своего сына, который воевал за белых, и только после гибели сына был выпущен на свободу. К этому времени, Т.Ф. Булычев, родившийся в 1847 году уже был далеко не молод, а концлагерь и смерть сына и вовсе надломили его, и последние годы его, обнищавшего, подкармливали бывшие работники.
Недалеко от особняка Т.Ф. Булычева, на противоположной стороне улицы расположился дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он значится как один из самых известных вятских ссыльных.
Да, Михаил Евграфович, безусловно был отравлен из Москвы в Вятку за свое вольнодумство и да, не по своей воле прожил 7 лет там. Но так-то у молодого чиновника (да, Салтыков-Щедрин оставался на государевой службе) были слуги, выезд, собственный дом (вот этот самый). Его прекрасно принимали в губернаторском доме и первых домах Вятки. Все потому, что в то время Вятка была этакой околицей России, далековато от центра, но при этом и не сама Сибирь с ее суровыми условиями, поэтому ссылка в Вятку была очень мягким наказанием, туда в основном попадали молодые оболтусы, которым власть щелкнула по носу. Таким был и Салтыков-Щедрин. Кстати, говорят что он однажды заметил в частной беседе: «И дернул же меня черт написать такую ерунду» - это про свою повесть «Запутанное дело», которая и послужила причиной ссылки.
Кстати, следует обратить внимание на дом - можно представить какие дома составляли улицу Николаевскую (ныне Ленина), в то время когда на ней был воздвигнут особняк Т.Ф.Булычева и можно представить, какое впечатление на горожан он произвел по окончании строительства.
Пройдемся по улице Ленина
Если двигаться в противоположную сторону по улице Ленина, то перед нашим взором возникнет еще одно творение прекрасного архитектора И.А. Чарушина.
На этом самом месте до 1936 года стоял Воскресенский храм, но, как водится, был уничтожен, а на его месте планировалось отстроить гостиницу.
В 1937 году проект Чарушина И.А. был признан самым лучшим. Примечательно, что Иван Аполлонович являлся прихожанином уничтоженного храма, там он венчался и крестил своего сына. Он не использовал оставшийся от храма фундамент, а обошел его, как бы защищая своим строением то, что осталось от священного для него места.
А теперь пройдемся по Спасской
Александр Витберг - еще один известный вятский ссыльный и на мой взгляд более значительный, поскольку именно в результате его творчества Вятка заполучила такую жемчужину, как Александро-Невский собор, к сожалению уничтоженный в 1937 году, а вот воротами в Александровский сад и решеткой, ограждающей его, жители Вятки и ее гости могут любоваться до сих пор (об этом позже).
Витберг оказался в Вятке в результате экономического скандала вокруг строительства Храма Христа Спасителя в Москве.
Именно его проект Храма был признан победителем, выделены денежные средства и началось, успешное на начальном этапе строительство. Однако спустя семь лет строительство сначала притормозилось, а затем и вовсе было оставлено. Витберг и другие руководители стройки были обвинены в растрате и осуждены. Так Витберг оказался в Вятке.
Но вернемся к дому Витберга (он проживал в нем какое-то время своей ссылки). Дом, прям уникальный, и даже не тем, что построен в 1815 году, а тем, то с этого времени у него постоянно менялись хозяева, еще до революции он успел постоять и бесхозным и побыть гимназией и домом, в котором сдавали квартиры внаем. В советское время было принято решение передать его творческой интеллигенции. И тем не менее дом выстоял и предстает перед нами в почти первозданной красоте.
В настоящее время там располагается центр развития туризма. И вот тут отдельно пройдусь.
Что касается туризма в городе Кирова, мне как туристу прям все время хотелось сказать: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а к туристу передом».
Почему? Ну начнем с центра развития туризма. Обычно в этих местах (как у нас, так и за рубежом) как минимум можно найти карты города, маршруты, там тебе объяснят куда можно сходить и пр.). Но не в Кирове. Внутри я обнаружила ряд комнат, двери в которые были открыты и в которых работали сотрудники, занятые исключительно своими делами, прошедший по коридору человек не обратил на меня никакого внимания, не поинтересовался, что собственно меня интересует. Никаких карт, путеводителей и прочего туристического я там не заметила. Потолкавшись в общем холле еще некоторое время, я ушла из центра развития туризма, поняв, что туристы в Кирове не имеют никакого решающего значения для его развития.
Ну ладно, идем гулять дальше.
И все это великолепие находится.… та-там
Еще немного Спасской
Но целью моей прогулки по этой части улицы Спасской было очередное произведение архитектора И.А.Чарушина
В конце 19 века в Вятке проживало много ссыльных поляков. После многочисленных ходатайств, было принято решение о строительстве католического костела и 31 августа 1903 года состоялось освящение храма.
К сожалению внутрь попасть не удалось.
Кстати, ул. Дерендяева находится, скажем так на расстоянии вытянутой руки от улицы Спасской. И я, когда шла, глазела по верхам, поскольку считала, что башни я должна была увидеть издалека. Но на деле, оказалось, что костел приземист, его сложно усмотреть даже за пару-тройку домов. Объясняется это тем, что участок под строительство храма располагался на самой окраине города, и возведенный костел, по всей видимости, являлся на тот момент самым высоким и заметным зданием, но потом более современная застройка спрятала собор.
Свернем на ул. Свободы
Здание было построено в 1905 году. Собственно и строилось оно как корпус для гимназии.
Моя цель на улице Свободы - это музей Дымковской игрушки, ну это же символ Вятской области! Как не рассмотреть поподробнее историю ее возникновения, как она развивалась, как она выглядела тогда и как выглядит сейчас. Ну казалось, на что еще ловить осоловевшего от летней жары и мошки туриста? Располагается музей по адресу ул. Свободы 67. Вперед!
Сначала я не поняла: а где собственно музей? Коллаж из советских построек, вперемешку с аляповатой пестротой вывесок «а-ля 90-х годов» - я не сразу сообразила, что мне надо нырнуть именно туда. Ничем не примечательное 4-х этажное офисное здание советских времен (позднего периода), которых в наших городах великое множество. Внутри - как предсказуемо - вахтер.
- А как мне пройти в музей Дымковской игрушки?
- Четвертый этаж.
Ну конечно, мое любимое. Последний этаж. Пешком. Я не сказала, что жара за 30 градусов? Мое любимое.
На четвертом этаже две маленьких комнатки, оплата только наличными - 200 рублей, за съемку еще 50 рублей. Ну, берем от жизни все!
Упоминания о Дымковской игрушке относятся еще к 15-16 веку. Но наиболее известна стала во времена проведения народного праздника - Вятской свистуньи или Свистопляски, который проводился через месяц, вернее в четвертую субботу после Пасхи. Впервые он упоминается 1820-х годах и праздновался вплоть до 1920-х годов. Очевидцы отмечали, что весь город наполнялся свистом, а вятичи пребывали в веселом, приподнятом настроении. Вообще-то изначально это была тризна по погибшим в 14 веке вятчанам и устюжанам, ошибочно принявших друг-друга за врагов и сложившим голову в той битве. По языческим традициям поминальные пиршества сопровождались песнями и плясками, а свист и смех служили устрашением духов смерти и отгоняли их. В 20-х годах праздник был запрещен, потом было несколько попыток возродить его, но в первоначальном виде это сделать так и не удалось.
Продолжаем осматривать город
Спускаемся до пешеходной части улицы Спасской
Пешеходная часть Спасской улицы действительно очень и очень маленькая - буквально один квартал. И немого… лысая что-ли, не уютная, ну во всяком случае мне так показалось.
Тем временем мы подошли к одному из старинных зданий, строительство которого относят к первой половине 18 века - Питейный дом.
Как использовался с самого начала - остается загадкой, как впрочем и точная дата постройки и его создатель. Но известно, что до 1864 года в нем располагалось казенное питейное заведение. В последующем здание сдавалось в аренду, и каждый раз в нем размещался трактир, принадлежащий тому или иному купцу Вятки. В короткий перерыв с 1901–1907 гг. здание было отдано благотворительному обществу, разместившему в нем ночлежный дом. Но с 1909 года в здании снова открылось питейное заведение. Революция, конечно внесла свои коррективы и на следующие сто лет алкоголь покинул стены этого дома, возможно, что и навсегда. Чтобы стереть из памяти дома его хмельное прошлое в Советское время здание носило название «Приказная изба». Хотя никаких достоверных сведений об этом нет.
Еще в 1974 году после реставрации здание было передано краеведческому музею, который располагается там и по настоящее время. Сейчас там открыта экспозиция «История здания в истории города», которая знакомит с традициями вятского гостеприимства, кухни, а также рассказывает о вятских народных промыслах.
Музей небольшой, но за разглядыванием мелких экспонатов и их еще более мелких элементов можно забыть о времени, как вышло у нас и когда мы вышли из музея стало понятно, что в городе произошел какой-то коллапс - не очень-то загруженная Казанская улица стояла просто колом и в ту и в другую сторону, а яндекс-навигатор на глазах багровел и масштаб этой катастрофы распространялся с нечеловеческой скоростью. Как оказалась на Старом мосту через Вятку произошла авария и это явилось причиной образования колоссальных пробок в городе. Даже местные были удивлены.
Ладно, потопали в сторону Успенского Трифонова монастыря. Проходим мимо (ну и немного сверху) стадиона «Трудовые резервы».
И спускаемся по ул. Горбачева к монастырю, основанному святым Трифоновым Вятским в 1580 году. К святым Трифон, конечно был причислен уже после смерти. А тогда, в 1580 году он прибыл в Вятку из Спасского Пыскорского монастыря, построенного влиятельной семьей уральских промышленников Строгановых. Трифон был лично знаком со Строгановыми и именно по их рекомендации принял постриг в монахи. И поскольку к концу 16 века Вятские земли активно развивались, это не могло не остаться незамеченным для предприимчивых Строгановых, так Трифон был направлен в Вятку для основания мужской обители, что и было им успешно осуществлено. После революции монастырь еще существовал какое-то время, но после 30-х годов был закрыт, а постройки были отданы под светские городские учреждения, ну как водится, собственно. В настоящее время монастырь вновь является действующим и к на текущий момент практически полностью обрел свой исторический облик.
Мы так привыкли к архитектурному облику нашего церковного зодчества, что от нашего взгляда и понимания ускользают совершенно уникальные вещи, такие, например, как надвратные церкви. А между тем, надвратные храмы - это исключительное явление, присутствующее только в древнерусской архитектуре. Да, больше нигде в церковном и монастырском зодчестве таких сооружений не встретишь. На Руси же было традицией возведение храма над городскими или монастырскими воротами и несло в себе, безусловно, сакральный смысл.
Вернемся на улицу Казанскую на пару минут:
Примечательно, что Спасский собор и главная башня Московского кремля не просто так имеют одинаковое название. А точнее, Спасская башня получила свое название благодаря Вятской иконе. На месте Спасского собора изначально стояла деревянная Троицкая церковь, на паперти которой висела икона Спаса Нерукотворного. Икона славилась как чудотворная и когда слух об исцелениях молившихся на эту икону дошел до Москвы, Алексей Михайлович принял решение о ее переносе в столицу, куда она прибыла в 1647 году. С тех пор главная башня кремля называется Спасской. После революции чудодейственная икона была утрачена, как впрочем и Спасский собор в Вятке - после его закрытия в 1929 году он перестроен в общежитие педагогического института, в конструкцию собора были такие коррективы, что он полностью утратил свой облик.
На следующий день, мы отправились в Александровский сад, открытый в августе 1835 г. и названный так в память о посещении Вятки императором Александром I в 1824 г.
Парк не очень большой, но расположен на высоком берегу над рекой Вяткой, откуда открываются великолепные виды.
Да, отдельно хотелось бы сказать, вернее показать вятский парадокс:
Из подслушанного. Анекдот от гида Кирова: В стародавние времена пошли мужики на реку купаться, да течение сильным оказалось, они принялись кричать находящимся на берегу: «Люди, люди, спасите!». А те ноль эмоций. Мужики собрали последние силы, выплыли. Подходят к равнодушным товарищам, укоряют - «Чего же вы? Мы ведь вам кричали - люди, люди». А те с удивлением отвечают - а мы не люди, мы вятские. 😂
В самом начале я писала про промышленный Киров, а у самой получилась купеческая Вятка. Я могла бы добавить фотографий Кирова с его советским постройками или Кирова с современной застройкой, что собственно и планировала сделать, но пока писала, поняла, что не хочу. И да, сейчас вот сижу и думаю - чем меня в самом начале-то город не устроил?😁
Приглашаю в телеграм канал. Подписывайтесь!👇