Найти в Дзене

Джамбаттиста Пиранези (часть 4)

Продолжим знакомиться с наследием Джамбаттиста Пиранези и рассмотрим одну из самых сложных и интересных серий "Марсово поле античного Рима"! Внимание! Все графические материалы, представленные на этом канале - это высокодетализированные репродукции, прошедшие сложный и дорогостоящий этап обработки 3 разными нейронками, помимо ручной работы в Фотошопе и они все есть у меня в продаже в максимально возможном качестве! Разрешение картинки в среднем 27500 пикселей по длинной стороне, есть и с более высоким разрешением, что позволяет печатать такие работы в качестве фотообоев. Джамбаттисты Пиранези в серии «Марсово поле античного Рима» демонстрирует высокий уровень мастерства, достигнутый благодаря сочетанию офортовой печати и резцовой гравюры. Эти методы позволяли создавать детализированные и драматичные изображения древнеримских архитектурных объектов. Офортовая техника основана на использовании кислоты для травления металлической пластины, что обеспечивало глубину и мягкость линий, тогда
Пантеон. Гравюра Джамбаттиста, которую доделывал уже после сметри отца Франческо Пиранези (сын Пиранези)
Пантеон. Гравюра Джамбаттиста, которую доделывал уже после сметри отца Франческо Пиранези (сын Пиранези)

Продолжим знакомиться с наследием Джамбаттиста Пиранези и рассмотрим одну из самых сложных и интересных серий "Марсово поле античного Рима"!

Фронтиспис. План Марсова поля в античные времена.
Фронтиспис. План Марсова поля в античные времена.

Внимание! Все графические материалы, представленные на этом канале - это высокодетализированные репродукции, прошедшие сложный и дорогостоящий этап обработки 3 разными нейронками, помимо ручной работы в Фотошопе и они все есть у меня в продаже в максимально возможном качестве! Разрешение картинки в среднем 27500 пикселей по длинной стороне, есть и с более высоким разрешением, что позволяет печатать такие работы в качестве фотообоев.

Рим. Реконструкция античного Марсова поля. Гравюра 1762 года.
Рим. Реконструкция античного Марсова поля. Гравюра 1762 года.

Джамбаттисты Пиранези в серии «Марсово поле античного Рима» демонстрирует высокий уровень мастерства, достигнутый благодаря сочетанию офортовой печати и резцовой гравюры. Эти методы позволяли создавать детализированные и драматичные изображения древнеримских архитектурных объектов. Офортовая техника основана на использовании кислоты для травления металлической пластины, что обеспечивало глубину и мягкость линий, тогда как резец применялся для создания четких контуров и мелких элементов. Такое сочетание способствовало формированию сложных текстур и световых эффектов, придавая работам особую экспрессию.

Джованни Баттиста Пиранези «Театры Бальба, Марцелла, амфитеатр Статия Тавра, Пантеон» из серии «Марсово Поле» 1762»
Джованни Баттиста Пиранези «Театры Бальба, Марцелла, амфитеатр Статия Тавра, Пантеон» из серии «Марсово Поле» 1762»

Обучение у известных мастеров своего времени, таких как Джузеппе Вази и Феличе Поланцани, сыграло ключевую роль в развитии технического мастерства Пиранези. Эти мастера обучили его не только практическим навыкам в гравировании, но и научили использовать различные приемы для достижения точности линий и детализации. Это позволило Пиранези создавать крупноформатные работы, в которых каждая деталь имеет значение для общего восприятия композиции.

На верхней гравюре слева изображен каменный театр, построенный Луцием Корнелием Бальбом младшим, римским полководцем и драматургом в 13г до н.э. Справа представлено другое театральное здание – театр Марцела, второй каменный театр в Риме (после театра Помпея). Сохранился до наших дней и я его подробно обозревал в прошлой публикации.
На верхней гравюре слева изображен каменный театр, построенный Луцием Корнелием Бальбом младшим, римским полководцем и драматургом в 13г до н.э. Справа представлено другое театральное здание – театр Марцела, второй каменный театр в Риме (после театра Помпея). Сохранился до наших дней и я его подробно обозревал в прошлой публикации.

Особенно это видно в серии «Различные произведения архитектуры и перспективы», где внимание к мельчайшим элементам — от декоративных фрагментов до сложных архитектурных решений — достигает своего апогея.

На средней гравюре показан знаменитый Пантеон и расположенные за ним сады, искусственное озеро и термы Агриппы.
На средней гравюре показан знаменитый Пантеон и расположенные за ним сады, искусственное озеро и термы Агриппы.

Пиранези успешно объединил венецианскую свободу стиля с римской строгостью, что стало одним из определяющих факторов его уникального подхода. Влияние венецианских мастеров, таких как Карло Дзукки, проявляется в его ранних работах, таких как серия «Гротески» (1744–1747), где он активно цитирует произведения предшественников, включая античные барельефы и скульптуры.

Пространственные решения в серии «Марсово поле античного Рима» также заслуживают особого внимания. Пиранези активно экспериментирует с ракурсами зрения, сочетая перспективные виды и панорамные планы. Например, в гравюре «Амфитеатр Статилия Тавра и другие здания, расположенные рядом» он демонстрирует точность передачи архитектурных деталей, комбинируя каменные массы с заросшими травой аренами, что создаёт драматический эффект объёма.

Этот подход позволяет не просто репрезентировать развалины, но превращать их в живые образы прошлого, что стало важным аспектом его стиля.

«Амфитеатр Статилия Тавра и другие здания, расположенные рядом» Амфитеатр Статилия Тельца-первый каменный амфитеатр, возведенный в Риме, стоявший в древности на Марсовом поле. Здание сгорело дотла во время пожара в Риме во время правления Нерона в 64 г. н. э. и не было восстановлено. На площади, где он находится, можно увидеть солнечные часы, которые были установлены по приказу императора Августа. Эти сооружения оказали значительное влияние на развитие архитектуры, особенно на сознание советских архитекторов XX века.
«Амфитеатр Статилия Тавра и другие здания, расположенные рядом» Амфитеатр Статилия Тельца-первый каменный амфитеатр, возведенный в Риме, стоявший в древности на Марсовом поле. Здание сгорело дотла во время пожара в Риме во время правления Нерона в 64 г. н. э. и не было восстановлено. На площади, где он находится, можно увидеть солнечные часы, которые были установлены по приказу императора Августа. Эти сооружения оказали значительное влияние на развитие архитектуры, особенно на сознание советских архитекторов XX века.

Модель Марсова поля, показывающая античный Рим!

Однако именно в серии «Марсово поле античного Рима» он достигает гармонии между этими двумя традициями, создавая произведения, которые сочетают реальность и воображение. Этот подход особенно заметен в плане Марсова поля (Ichnographiam), который демонстрирует высокую точность и научный подход автора, дополняемый художественной интерпретацией.

План Рима нарисовал ситуацию со всеми древними памятниками, из которых сегодня все еще видны остатки, и иллюстрировал мраморные каркасные холмы Древнего Рима, раскопанные, будут два века, в руинах храма Ромула; и теперь они существуют в Музее Капитолия.
План Рима нарисовал ситуацию со всеми древними памятниками, из которых сегодня все еще видны остатки, и иллюстрировал мраморные каркасные холмы Древнего Рима, раскопанные, будут два века, в руинах храма Ромула; и теперь они существуют в Музее Капитолия.

Примером успешного применения этих техник служит гравюра «Амфитеатр Статилия Тавра», где Пиранези использует угловую перспективу (scena per angolo) для создания эффекта открытого пространства. Этот прием был заимствован у театральных декораторов Галли Бибиена и стал одним из ключевых элементов его стиля. Композиционные решения, такие как повышенный уровень горизонта, усиливают монументальность изображаемых сооружений, усиливая их театральность. Кроме того, игра светотени в этой работе помогает выделить ключевые элементы, такие как колонны и арки, формируя эмоциональное восприятие зрителя.

Таким образом, техника гравирования Пиранези не только стала инструментом для сохранения архитектурного наследия Рима, но и оказала значительное влияние на развитие архитектурной мысли XVIII–XX веков. Его работы выходят далеко за пределы чисто документальной функции, становясь сложными аллегориями, сочетающими историческую достоверность с художественной интерпретацией. Серия «Марсово поле античного Рима» отличается своим фантастическим характером, где идеализированная реконструкция древнеримской архитектуры создает образ города, который когда-то существовал в действительности, до глобальной катастрофы! Такой подход демонстрирует влияние классицизма на его творчество и подчеркивает важность воображения и доскональное знание архитектуры в исторической реконструкции.

Ниже мы видим соединённые гравюры в одну большую карту-панораму Древнего Рима.

«Ихнография» или план Марсова поля в античные времена. Из серии "Марсово поле древнего Рима" 1757
«Ихнография» или план Марсова поля в античные времена. Из серии "Марсово поле древнего Рима" 1757

Я пробовал самостоятельно собрать верхнюю панораму из отдельных гравюр, но редакторы не смогли это сшить, так как при сшивке панорам необходимо, чтоб между сшиваемыми изображениями был "нахлёст", чтоб они понимали, что с чем сшивать. Жаль, что не получилось, а то бы вышло самое масштабное полотно с запредельным разрешением картинки!

План древнеримского форума, включающий долины, существующие между Капитолийскими горами, Палатином, Целием, Эсквилином и Квириналом, и содержащий все древние фабрики, расположенные в зависимости от ситуации и следа их сегодняшних остатков, и названные в последовательном индексе. Плюс черный оттенок указывает на те же остатки, и тем больше читается дополнение к тем же.
План древнеримского форума, включающий долины, существующие между Капитолийскими горами, Палатином, Целием, Эсквилином и Квириналом, и содержащий все древние фабрики, расположенные в зависимости от ситуации и следа их сегодняшних остатков, и названные в последовательном индексе. Плюс черный оттенок указывает на те же остатки, и тем больше читается дополнение к тем же.

Живые детали, такие как человеческие фигуры, играют значительную роль в придании движения пейзажам Пиранези. В отличие от статичных фигур-стаффажей, характерных для венецианских ведут, Пиранези населяет свои виды живыми человечками, что добавляет картинам динамики.

Эти маленькие фигуры не только оживляют сцену, но и служат масштабным эталоном, позволяя зрителю лучше понять размеры архитектурных сооружений.

Композиционные решения, использованные Пиранези в серии «Марсово поле античного Рима», оказали значительное влияние на последующие поколения архитекторов. Его работы стали мостом между классическим искусством и новыми направлениями в архитектуре, такими как неоклассицизм и романтизм. Луиджи Россини, последователь Пиранези, продолжил эту традицию, хотя уже в более романтическом ключе. Таким образом, техника и стиль Пиранези не только отразили культурный контекст XVIII века, но и вдохновили будущие поколения на новые эксперименты в области архитектурной графики и дизайна.

План мавзолея Констанции, дочери императора Константина Великого. Сегодня церковь Св.Констанца при Св. Агнесе за стенами. Внутри Мавзолея, изготовленного в виде круглой камеры.                                                                                                                                                       B. Античный вход.                                                                                                                                       
C. Современные входы.                                                                                                                             D. Колонны, которые два на два расположены в круговом порядке по окружности Мавзолея, удерживают стены, купол и своды внутренней амбулатории. Брусчатка образована фрагментами могильных надписей.                                                                                                                                 I. Внутренняя амбулатория. F. лестница, по которой я поднялся выше Мавзолея. G. порфировая урна, в которую было положено тело Констанции. N. этаж поднят из внешнего античного этажа, над которым anticam.те распределили по окружности Мавзолея орден колонн и образовали внешнюю амбулаторию. Колонны внешней амбулатории. K. вестибюль перед Мавзолеем, в значительной степени разрушенный. Большая погребальная Фабрика, добавленная к Мавзолею, не имеет задних времен. Т. Часть, остатки которой все еще остаются, отмечена более темным оттенком: другая часть, обозначенная более светлым оттенком, полностью разрушена. М. двери и лестницы, ведущие на Заводской этаж, поднимаясь на этаж N. что такое открытый Атриум. Или Вестибюль. R. общий портик к Мавзолею, и Андиты большой фабрики добавил. Q Anditi с нишами вокруг, в которых были похоронены дефонты. - Рявкнул чавыч. S отроги, которые поддерживали эту заводскую часть, гораздо более видную из древнего плана дороги т.
План мавзолея Констанции, дочери императора Константина Великого. Сегодня церковь Св.Констанца при Св. Агнесе за стенами. Внутри Мавзолея, изготовленного в виде круглой камеры. B. Античный вход. C. Современные входы. D. Колонны, которые два на два расположены в круговом порядке по окружности Мавзолея, удерживают стены, купол и своды внутренней амбулатории. Брусчатка образована фрагментами могильных надписей. I. Внутренняя амбулатория. F. лестница, по которой я поднялся выше Мавзолея. G. порфировая урна, в которую было положено тело Констанции. N. этаж поднят из внешнего античного этажа, над которым anticam.те распределили по окружности Мавзолея орден колонн и образовали внешнюю амбулаторию. Колонны внешней амбулатории. K. вестибюль перед Мавзолеем, в значительной степени разрушенный. Большая погребальная Фабрика, добавленная к Мавзолею, не имеет задних времен. Т. Часть, остатки которой все еще остаются, отмечена более темным оттенком: другая часть, обозначенная более светлым оттенком, полностью разрушена. М. двери и лестницы, ведущие на Заводской этаж, поднимаясь на этаж N. что такое открытый Атриум. Или Вестибюль. R. общий портик к Мавзолею, и Андиты большой фабрики добавил. Q Anditi с нишами вокруг, в которых были похоронены дефонты. - Рявкнул чавыч. S отроги, которые поддерживали эту заводскую часть, гораздо более видную из древнего плана дороги т.

Использование светотени в гравюрах Джованни Баттиста Пиранези представляет собой один из наиболее значимых аспектов его художественного метода. Этот приём играет центральную роль в создании драматического эффекта, который пронизывает его работы и усиливает восприятие зрителя. Светотень используется для того, чтобы подчеркнуть монументальность архитектурных форм, выделить разрушения и одновременно передать ощущение величия древнеримского наследия.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА РИМА В CVI ДЕМОНСТРИРУЕТ ТЕНДЕНЦИИ ДРЕВНИХ АКВЕДОТОВ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В КОММЕНТАРИИ FRONTINIANO ОКРУЖНОСТЬ ДРЕВНИХ РЕГИОНОВ И ДРЕВНИХ УЛИЦ

Объявление Примечаний таблицы.
А. современные стены Рима.
B. стены Рима перед императором Аврелианом
Арочный акведук Марсия, Тепула и Джулия
Акведук арочный Алла Клаудиа и анион Нуово
Неронские Арки
Антонинианские Арки
Подстроенный акведук
Подземный акведук
Подземный Рив, порционарий вод
Окружность древних регионов Рима
Примечание древних улиц
Остальные Примечания изложены либо в таблице, либо в последовательном объяснении того же.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА РИМА В CVI ДЕМОНСТРИРУЕТ ТЕНДЕНЦИИ ДРЕВНИХ АКВЕДОТОВ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В КОММЕНТАРИИ FRONTINIANO ОКРУЖНОСТЬ ДРЕВНИХ РЕГИОНОВ И ДРЕВНИХ УЛИЦ Объявление Примечаний таблицы. А. современные стены Рима. B. стены Рима перед императором Аврелианом Арочный акведук Марсия, Тепула и Джулия Акведук арочный Алла Клаудиа и анион Нуово Неронские Арки Антонинианские Арки Подстроенный акведук Подземный акведук Подземный Рив, порционарий вод Окружность древних регионов Рима Примечание древних улиц Остальные Примечания изложены либо в таблице, либо в последовательном объяснении того же.

Рис. I. A Speco нового аниона. B. спец Клавдии. C. Speco della Giulia. D. Speco Tepula. I. спец Марша. F. руины старого аниона. G. Спец Девы. H. спец из Аппии. J. спец Алсиетина. L. Наумахия августа в Трастевере. М. античный план Эсквилина в Порта Маджоре. N. античный план Марч-лагеря и древних солончаков возле Тройничных ворот.

Рис. II. Раздел добычи, который получил часть марша, чтобы передать его в геркуланумском доже и который отмечен в плане в num. 22. A. Speco Tepula. B. спец Марша. C. Инвеститура трубопровода, относящаяся к номерам. 117, 118, 119 и 120 общего индекса. С. Добыча. E. вход части марша в * [*добычу] F. спуск воды в сосуд, подвергнутый добыче. G. другой вход, соответствующий фонтану H для того места, где вода входила в Рив Геркуланума I. L. современный план Рима. М. руины, которые ingomb.no добыча. N. план ant.co из Рима.

Рис. III, демонстрация различных построений и тенденций древних акведуков. А. акведук арочный. B. подстроенный акведук. C. поверхность почвы. D. подземный акведук. E. изогнутый акведук ниже, чем акведук D. F. акведук или Рив, который пересекает ниже акведук E. G. другой акведук или Рив, простирающийся в противоположность.
Рис. I. A Speco нового аниона. B. спец Клавдии. C. Speco della Giulia. D. Speco Tepula. I. спец Марша. F. руины старого аниона. G. Спец Девы. H. спец из Аппии. J. спец Алсиетина. L. Наумахия августа в Трастевере. М. античный план Эсквилина в Порта Маджоре. N. античный план Марч-лагеря и древних солончаков возле Тройничных ворот. Рис. II. Раздел добычи, который получил часть марша, чтобы передать его в геркуланумском доже и который отмечен в плане в num. 22. A. Speco Tepula. B. спец Марша. C. Инвеститура трубопровода, относящаяся к номерам. 117, 118, 119 и 120 общего индекса. С. Добыча. E. вход части марша в * [*добычу] F. спуск воды в сосуд, подвергнутый добыче. G. другой вход, соответствующий фонтану H для того места, где вода входила в Рив Геркуланума I. L. современный план Рима. М. руины, которые ingomb.no добыча. N. план ant.co из Рима. Рис. III, демонстрация различных построений и тенденций древних акведуков. А. акведук арочный. B. подстроенный акведук. C. поверхность почвы. D. подземный акведук. E. изогнутый акведук ниже, чем акведук D. F. акведук или Рив, который пересекает ниже акведук E. G. другой акведук или Рив, простирающийся в противоположность.

В условиях XVIII века, когда интерес к античности достиг своего пика благодаря эпохе Просвещения, этот технический подход становится символом перехода от барокко к классицизму, что особенно заметно в сериях Пиранези, таких как «Марсово поле античного Рима».

На рисунке I изображен Нимфей Нерона, а вместе-стадион, Одей и храмы народа Флавии, изготовленные Домицианом. 1. Подъем к нимфею. 2. Атриум с вестибюлями и кабинами для Варяга. 3. Храм Нерона. 4. Площадь перед храмом. 5. Зал с гемициклами для конвитий. 6. Пруд утопал в Терре и деве горы Целий и получал воду из великолепных фонтанов, украшенных тритонами, морскими лошадьми, дельфинами и группами статуй. 7. Круглые портики, расположенные над тем же прудом. 8. Клетки на нижнем этаже Нимфея. 9. Акведук Нимфея. 10. одна из дуг акведука, где говорится об остатке надписи, приведенной на рис. II. и дополняет на рисунке III. colle lettera NERO согласно наиболее вероятной интерпретации, которая ни больше, ни меньше должна занимать ее пространство, OV ' elle отсутствует, таким образом, составляя неронионское слово, которое, все, что является солецизмом для увеличения двух слогов ONI, несовместимо ни с веками латиницы; тем не менее, может это происходит из-за неприступности уловок в ее составлении. 11. Стадион Домициана. 12. Трибуны, расположенные на этаже стадиона, из которых можно сделать большую форму на рис. IV. то же самое есть за " андито, сделанное для вас, возможно, из-за сырости, которая высасывала воды Нимфея, и горы Целий стали они не повредили лепнины, которые украшали те же трибуны перед ними. 13. Храм богини Паллады. 14. Храм Домициана. 15. Храм Веспасиана. 16. Одео. 17. Зверинец ярмарок, изготовленный Домицианом для использования в амфитеатре. 18. Источник, или озеро уже сказал о пастухе. 19. Арка Константина. 20. Амфитеатр Флавий. 21. Акведук Клавдия. 22. Сегодня Церковь Св.Чт. и Павел. 23. Остатки дома Скауро. 24. Остатки дома семьи Аниция. 25. Остатки корпусов солдат Пеллегрини. 26. Другая часть aquedo.to Нимфея с добычей. 27. Chiesa de S. Stefano rotonda в своем первом существе.
На рисунке I изображен Нимфей Нерона, а вместе-стадион, Одей и храмы народа Флавии, изготовленные Домицианом. 1. Подъем к нимфею. 2. Атриум с вестибюлями и кабинами для Варяга. 3. Храм Нерона. 4. Площадь перед храмом. 5. Зал с гемициклами для конвитий. 6. Пруд утопал в Терре и деве горы Целий и получал воду из великолепных фонтанов, украшенных тритонами, морскими лошадьми, дельфинами и группами статуй. 7. Круглые портики, расположенные над тем же прудом. 8. Клетки на нижнем этаже Нимфея. 9. Акведук Нимфея. 10. одна из дуг акведука, где говорится об остатке надписи, приведенной на рис. II. и дополняет на рисунке III. colle lettera NERO согласно наиболее вероятной интерпретации, которая ни больше, ни меньше должна занимать ее пространство, OV ' elle отсутствует, таким образом, составляя неронионское слово, которое, все, что является солецизмом для увеличения двух слогов ONI, несовместимо ни с веками латиницы; тем не менее, может это происходит из-за неприступности уловок в ее составлении. 11. Стадион Домициана. 12. Трибуны, расположенные на этаже стадиона, из которых можно сделать большую форму на рис. IV. то же самое есть за " андито, сделанное для вас, возможно, из-за сырости, которая высасывала воды Нимфея, и горы Целий стали они не повредили лепнины, которые украшали те же трибуны перед ними. 13. Храм богини Паллады. 14. Храм Домициана. 15. Храм Веспасиана. 16. Одео. 17. Зверинец ярмарок, изготовленный Домицианом для использования в амфитеатре. 18. Источник, или озеро уже сказал о пастухе. 19. Арка Константина. 20. Амфитеатр Флавий. 21. Акведук Клавдия. 22. Сегодня Церковь Св.Чт. и Павел. 23. Остатки дома Скауро. 24. Остатки дома семьи Аниция. 25. Остатки корпусов солдат Пеллегрини. 26. Другая часть aquedo.to Нимфея с добычей. 27. Chiesa de S. Stefano rotonda в своем первом существе.

Эволюция стиля Пиранези наглядно демонстрируется через сравнение его ранних работ с более поздними проектами. На раннем этапе карьеры мастер больше фокусировался на документальной точности, стремясь достоверно передать архитектурные объекты. Однако к моменту создания серии «Марсово поле античного Рима» его подход стал более свободным и интерпретационным. Например, в гравюре «Театр Марцелла», которую мы подробно рассматривали в 3 части, он использует светотень для создания идеализированного образа римской архитектуры, где сочетаются исторические факты и воображаемые реконструкции или визуализации, как бы это назвали сегодня!

Вы же наверняка видели на каких-нибудь архитектурных выставках визуализации современных зданий или интерьеров, которые тоже часто с реальными зданиями на первый взгляд похожи, но при детальном сравнении мы видим разницу и в размерах и в деталях. Представьте, через 300 лет, те, кто будут смотреть на эти визуализации 2025 года и сравнивать с тем что было построено в реальности (хотя очень сильно сомневаюсь, что что-то из современных построек проживёт 300 лет и не развалится в пыль ибо не рассчитаны современные дома на такой цикл существования) и будут орать из всех утюгов, что наши архитекторы были лжецами и всё наврали!

Это указывает на то, что стиль Пиранези развивался от строгой документации к более экспрессивному художественному видению, где светотень стала ключевым инструментом для воплощения его творческих замыслов.

Джованни Баттиста Пиранези : Карта Рима, часть. 1, 1748–1774
Джованни Баттиста Пиранези : Карта Рима, часть. 1, 1748–1774

Ниже показываю вырезанный фрагмент из этой карты, чтоб показать уровень детализации таких гравюр! Вырезал правый нижний угол в масштабе 1:1, показывающий на карте Ватикан.

-18

И ещё один фрагмент.

-19

Серия гравюр «Марсово поле античного Рима», созданная Джамбаттистой Пиранези в 1762 году, представляет собой уникальное сочетание исторической композиции и реконструкции. Это произведение не только отражает стремление автора восстановить величие Древнего Рима через архитектурные детали, но и содержит глубокий символический подтекст, связанный с идеей временного упадка цивилизации, к которому привела глобальная катастрофа, а возможно даже и не одна.

В основе работы лежит тщательное изучение археологических источников, таких как план Марцеллини Forma Urbis Romae, однако значительная часть композиций основана на тщательнейшем изучении каждого уголка Марсова поля, о чём Пиранези писал в своих книгах и письмах!

При создании своих гравюр Пиранези опирался на достоверные архитектурные данные, доступные в его время. Например, использование сложных схем мощения, характерных для Аппиевой дороги, или точные инженерные решения, такие как механизмы для поднятия каменных плит, свидетельствуют о стремлении автора к научной точности.

Фронтиспис.
Фронтиспис.

Многие элементы в его работах являются результатом глубоких научных исследований. Показываемые размеры архитектурных объектов — колонн, арок и терм — служат не только для усиления монументальности, но и для передачи идеи о величии утраченной цивилизации или цивилизаций. Такой подход позволяет зрителю почувствовать масштаб разрушений и одновременно восхищаться архитектурными формами прошлого.

Завод остатки старого особняка, его фабрики, и цирк volgarm.- сказал Каракалла за воротами.
Завод остатки старого особняка, его фабрики, и цирк volgarm.- сказал Каракалла за воротами.

Одним из центральных античных строений, который наконец-то решили частично откапывать, является здание Пантеона. Правительство Италии недавно обнародовали новые научные изыскания, которые показывают, что площадь перед этим зданием засыпана минимум на 3-4 метра, а на картинах художников-руинистов показан вероятный вид здания до засыпа.

Юбер Робер. Пантеон
Юбер Робер. Пантеон

Пиранези много его зарисовывал в самых разных ракурсах и состояниях.

Вид на Пантеон Агриппы сегодня Церковь Святой Марии ad Martyres
Вид на Пантеон Агриппы сегодня Церковь Святой Марии ad Martyres

Вот, чтоб Вы понимали, насколько станет перегруженной статья, если писать её не в развлекательно-познавательном ключе, а так, как если бы писал её для какой-нибудь научной конференции: Подробнейший перевод экспликации к гравюре сверху и пояснениями всего непонятного простому читателю. Извините пожалуйста, если я кажусь таким занудой! ))

Вот перевод экспликации Франческо Пиранези к гравюре "Вид Пантеона Агриппы, ныне церкви Санта-Мария-ад-Мартирес" на русский язык, с сохранением структуры и буквенных обозначений:

Вид Пантеона Агриппы, ныне церкви Санта-Мария-ад-Мартирес

  • Камни тимпана с необработанными поверхностями (bozze) и отверстиями для скоб (spranghe), которые удерживали бронзовые барельефы.
  • Портик AB, Акротерий CD и Фронтон E — современные друг другу, что доказывает их внутренняя конструкция; они были пристроены позже Агриппой к круглой части Пантеона, как видно по участкам, обозначенным буквами DF, BG, H, где их конструкция отличается (sciolta) от конструкции храма.
  • I Часть акротерия вместе с фронтоном K была снесена при понтификате Урбана VIII, чтобы превратить части CE, L в подобие башен для использования как колокольни.
  • MN Окружность окна (oculus), через которое свет проникает в храм.
  • O Колонны цельные, из сиенитового мрамора, диаметром 6.6 пальмов (palmi), высотой 63.8 пальмов.
  • 2, и 3 Желоба (canali) и отверстия (forami), в которые были вставлены металлические буквы надписи Агриппы.
  • P Надпись императоров Луция Септимия Севера и Каракаллы, восстановителей Пантеона.
  • Q Один из камней с отверстиями, к которым в древности крепились канаты (corde) тента (tenda), который натягивался по случаю торжеств (solennità).
  • RS Угол портика, перестроенный при понтификате Александра VIII.
  • T Современные ступени (gradi).
  • V Остатки (avanzi) лепных украшений (ornamenti di stucco), которыми была покрыта окружность (circonferenza) Пантеона.
  • XY Карнизы (cornici), где видны некоторые фрагменты (porzioni) лепнины (stucchi), которая покрывала и украшала нынешнюю грубую (rozzezza) поверхность этих карнизов.

Гравюру можно приобрести у самого Автора во дворце графа Томати на Страда Феличе (Strada Felice, ныне виа Систина), близ Тринита-деи-Монти (Trinità de' Monti).

Пиранези Ф. (Piranesi F. - Francesco Piranesi)

Пояснения к переводу и терминам:

  1. Timpano: Тимпан (фронтон) - треугольное или полукруглое поле стены под карнизом фронтона.
  2. Bozze: Необработанные поверхности камня, грубая кладка. Здесь: видимые следы обработки.
  3. Spranghe: Скобы, металлические стержни или зажимы. Здесь: скобы, удерживавшие бронзовые украшения.
  4. Portico: Портик - крытая галерея с колоннами.
  5. Acroterio: Акротерий - скульптурное украшение на углах и вершине фронтона.
  6. Frontespizio: Фронтон, лицевая часть.
  7. Contemporanei: Современные друг другу (т.е. построенные в одно время).
  8. Sciolta da quella del tempio: Досл. "отделена от храмовой". Здесь: отличается по конструкции от основной части ротонды Пантеона. Пиранези подчеркивает, что портик и фронтон - более поздняя пристройка Агриппы.
  9. Pontificato d'Urbano VIII: Понтификат Урбана VIII (Барберини, 1623-1644). Именно при нем Бернини по приказу папы снял бронзовые балки с портика Пантеона для балдахина в Соборе Св. Петра, а также перестроил верхние части, добавив "зайчичьи уши" - небольшие колокольни, которые позже были снесены. Пиранези критически описывает эту переделку (interotta - прервана, снесена; ridurre... in forma di torri ad uso de' Campanili - превратить... в подобие башен для использования как колокольни).
  10. Circonferenza della finestra: Окружность окна. Имеется в виду окулюс (oculus) - круглое отверстие в центре купола.
  11. Palmi: Пальмы - римская единица измерения длины (около 22.34 см).
  12. Canali e forami: Желоба и отверстия - пазы и отверстия в архитраве портика, куда крепились бронзовые буквы знаменитой надписи M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT.
  13. Iscrizione... restauratori: Надпись на архитраве под основной: IMP·CAES·L·SEPTIMIVS·SEVERVS·PIVS·PERTINAX·ARABICVS·ADLABENICVS·PARTHICVS·MAXIMVS·PONTIF·MAX·TRIB·POTEST·X·IMP·XI·COS·III·P·P·PROCOS ET IMP·CAES·M·AVRELIVS·ANTONINVS·PIVS·FELIX·AVG·TRIB·POTEST·V·COS·PROCOS·PANTHEVM·VETVSTATE·CORRVPTVM·CVM·OMNI·CVLTV·RESTITVERVNT. (Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский Адиабенский Парфянский Величайший, Великий Понтифик, в 10-й раз наделённый властью трибуна, 11-й раз провозглашённый императором, трижды консул, отец отечества, проконсул, и император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, наделённый властью трибуна в 5-й раз, консул, проконсул, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили).
  14. Tenda: Тент, навес. Исторические источники упоминают, что в торжественных случаях над окулюсом натягивали огромный пурпурный тент.
  15. Pontificato d'Alessandro VIII: Понтификат Александра VIII (Оттобони, 1689-1691). При нем действительно проводились работы по укреплению Пантеона.
  16. Avanzi degli ornamenti di stucco: Остатки лепных украшений. Пиранези указывает на следы первоначальной штукатурной отделки ротонды, скрывавшей кирпичную кладку, частично обнажившуюся к его времени (odierna rozzezza - нынешняя грубость/необработанность).
  17. Presso il medesimo Autore...: Указание, где можно купить гравюру. Дворец графа Томати (Tomati) находился на Страда Феличе (ныне Виа Систина), недалеко от церкви Тринита-деи-Монти. Франческо Пиранези (сын Джованни Баттиста Пиранези) активно продавал оттиски гравюр отца после его смерти.
  18. Piranesi F.: Подпись гравёра/издателя - Франческо Пиранези (Francesco Piranesi).

_______________________________________________________________________________________

Одним из ключевых аспектов серии является символизм архитектурных элементов. Колонны, арки и своды в гравюрах Пиранези несут в себе метафору временного упадка великой культуры. Через такие визуальные метафоры Пиранези выражает свои взгляды на эфемерность власти и красоты, а также культурные изменения, произошедшие с античных времен.

-25

Серия гравюр «Марсово поле античного Рима», созданная Джамбаттистой Пиранези в период между 1760 и 1778 годами, занимает особое место в его творчестве благодаря своему фантастическому характеру, который контрастирует с документальной точностью большинства других проектов мастера. Этот аспект становится особенно заметным при сравнении данной серии с такими циклами, как «Виды Рима» или «Римские древности» с которыми мы познакомимся позже. В то время как последняя группа работ демонстрирует строгую приверженность историческим источникам и реальным руинам, серия «Марсово поле античного Рима» представляет собой идеализированную реконструкцию города, основанную на элементах классической архитектуры.

Как верно подметил один из моих читателей блога, у Пиранези есть часть гравюр, где действительно наблюдается преувеличение архитектуры и приуменьшения людей для придания большего эффекта, но это всё-же не так часто происходит. Вот на примере Пантеона мы как раз можем наблюдать те самые визуальные несоответствия реальным размерам!

Внутренний вид на Пронаос Пантеона.
Внутренний вид на Пронаос Пантеона.
Вид на интерьер Пронаоса Пантеона
Вид на интерьер Пронаоса Пантеона

Ну и я решил, что Пантеона много не бывает, смотрим дальше.

Внутренний вид Пантеона, широко известного как Ротонда
Внутренний вид Пантеона, широко известного как Ротонда
Вид на интерьер Пантеона.
Вид на интерьер Пантеона.
Демонстрация части интерьера Пантеона, помещенной по прямой линии и замененной в своих украшениях такими, какими они были до различных разрушений и до реставраций Понтификов и украшенной статуями и барельефами по ступеням древние писатели.   А. Главная трибуна у дверей Храма, в котором находилась статуя Юпитера Ультора. B. Хранилище указанной Трибуны, которое в реставрациях Понтификов было украшено музаикой, изображающей сундуки разным фигурам. С. Кариатиды, служившие привязью к боковым колоннам указанной Трибьюн. D. Эдикулы, украшенные в этом году статуями, их инсталляции или постаменты прерывались, чтобы представить современные алтари. I. Один из шести других боковых стендов Храма, где в настоящее время столько же алтарей, украшен нишами со статуями и барельефами. Небезопасный. Второй орден Храма, состоящий из меха красивых камней, поскольку его установка уже была отмечена. F. павонаццетто с основанием и киматием. G. из белого мрамора. J. столбы. H. все они были сделаны из порфира с основаниями и капителями. L. древнежелтого цвета, который столбы поставили над постаментом. М. о пурпурном человечке, который бегал по Храму с жезлом. N. порфира между ним и основаниями. Выставки окон. О. с рамками. Р. они были из паонаццетто и их фриза. Кью. из серпантина. Архитрав указанного ордена был украшен мраморным ущельем, под которым находился стержень с верхней и нижней полосой. S. паонаццетто и с группой. Т. из змеевидной среды. Фриз. ВАС. это был античный желтый. Рамка. Х. все еще существующий, он сделан из белого мрамора. Межстолбики были украшены разными квадратами и медальонами, закрытыми разными полосами. Все группы. НЕПОКОЛЕБИМО. они были из Паонаццетто и тех. Z. из серпантина. Коробки. 'АА. это были древние желтые цвета. B.B. порфира и тех. К.К. Паонаццетто. Ли тонди. НЕНАВЯЗЧИВЫЙ. над окнами были порфиры и те. ЭЭ. желтого цвета, все медальоны которого находились внутри небольшого квадрата. F.F. В ящиках, как и до общепита, все еще можно было увидеть остаток розеток.
Демонстрация части интерьера Пантеона, помещенной по прямой линии и замененной в своих украшениях такими, какими они были до различных разрушений и до реставраций Понтификов и украшенной статуями и барельефами по ступеням древние писатели. А. Главная трибуна у дверей Храма, в котором находилась статуя Юпитера Ультора. B. Хранилище указанной Трибуны, которое в реставрациях Понтификов было украшено музаикой, изображающей сундуки разным фигурам. С. Кариатиды, служившие привязью к боковым колоннам указанной Трибьюн. D. Эдикулы, украшенные в этом году статуями, их инсталляции или постаменты прерывались, чтобы представить современные алтари. I. Один из шести других боковых стендов Храма, где в настоящее время столько же алтарей, украшен нишами со статуями и барельефами. Небезопасный. Второй орден Храма, состоящий из меха красивых камней, поскольку его установка уже была отмечена. F. павонаццетто с основанием и киматием. G. из белого мрамора. J. столбы. H. все они были сделаны из порфира с основаниями и капителями. L. древнежелтого цвета, который столбы поставили над постаментом. М. о пурпурном человечке, который бегал по Храму с жезлом. N. порфира между ним и основаниями. Выставки окон. О. с рамками. Р. они были из паонаццетто и их фриза. Кью. из серпантина. Архитрав указанного ордена был украшен мраморным ущельем, под которым находился стержень с верхней и нижней полосой. S. паонаццетто и с группой. Т. из змеевидной среды. Фриз. ВАС. это был античный желтый. Рамка. Х. все еще существующий, он сделан из белого мрамора. Межстолбики были украшены разными квадратами и медальонами, закрытыми разными полосами. Все группы. НЕПОКОЛЕБИМО. они были из Паонаццетто и тех. Z. из серпантина. Коробки. 'АА. это были древние желтые цвета. B.B. порфира и тех. К.К. Паонаццетто. Ли тонди. НЕНАВЯЗЧИВЫЙ. над окнами были порфиры и те. ЭЭ. желтого цвета, все медальоны которого находились внутри небольшого квадрата. F.F. В ящиках, как и до общепита, все еще можно было увидеть остаток розеток.
Внутренний вид на Пантеон. Этот храм, изготовленный М. Агриппой, имеет круглую форму, такую же высокую, как и его диаметр. Первый Орден-все древнее. Двенадцать главных колонн желтого цвета, как и две трибуны, которые так и не были удалены из их положения. Перемычка и карниз выполнены из мрамора, а фриз-из порфира. Второй "заказ современный в резерве мраморной рамы ch" является древним. инкрустации мрамора, порфира, желтого цвета и серпентина, которые его украшали, были сняты с PP. Бенедикт XIV. потому что они угрожали руине,и она была украшена лепниной, как видно из настоящего. Алтарь Moderna Major изготовлен Климентом XI. Их восемь меньших алтарей древние, как все еще пол, составленный из желтого, гранита, и порфира.
Внутренний вид на Пантеон. Этот храм, изготовленный М. Агриппой, имеет круглую форму, такую же высокую, как и его диаметр. Первый Орден-все древнее. Двенадцать главных колонн желтого цвета, как и две трибуны, которые так и не были удалены из их положения. Перемычка и карниз выполнены из мрамора, а фриз-из порфира. Второй "заказ современный в резерве мраморной рамы ch" является древним. инкрустации мрамора, порфира, желтого цвета и серпентина, которые его украшали, были сняты с PP. Бенедикт XIV. потому что они угрожали руине,и она была украшена лепниной, как видно из настоящего. Алтарь Moderna Major изготовлен Климентом XI. Их восемь меньших алтарей древние, как все еще пол, составленный из желтого, гранита, и порфира.
План местности, где расположен Пантеон.
План местности, где расположен Пантеон.

Ниже покажу немного работ сына Джамбаттиста Пиранези - Франческо Пиранези, который дорисовывал гравюры отца уже после смерти Джамбаттисты.

Пантеон. Франческо Пиранези
Пантеон. Франческо Пиранези
Виды Рима. Античные термы. Франческо Пиранези.
Виды Рима. Античные термы. Франческо Пиранези.
Виды Рима. Вход в античную гимназию. Франческо Пиранези.
Виды Рима. Вход в античную гимназию. Франческо Пиранези.
Форум (композиция). Франческо Пиранези
Форум (композиция). Франческо Пиранези

Продолжаем!

Многие исследования и публикации о творчестве Джамбаттисты Пиранези в действительности опираются на старые, устоявшиеся мифы , которые повторяются из источника в источник без проверки их соответствия реальности. Один из таких стереотипов — идея, что Пиранези преувеличивал размеры архитектурных объектов или вымышлял детали , чтобы создать драматический эффект.

Однако современные исследования, особенно те, что проводятся с помощью технологий вроде лазерного сканирования, фотограмметрии и сравнительного анализа с сохранившимися руинами, показывают: Пиранези работал с чрезвычайной точностью , часто превосходящей возможности его времени. И да, как я совершенно справедливо заметил, многие авторы, пишущие о Риме, никогда не были в этом городе! Это касается и современников Пиранези и современных диванологов диванных экспертов.

Джованни Баттиста Пиранези Древняя школа, созданная египтянами и греками.
Джованни Баттиста Пиранези Древняя школа, созданная египтянами и греками.

Джамбаттиста Пиранези был не просто гравёром, художником или архитектором. Он был архитектурным исследователем , человеком, который воспринимал руины как источник знания , а не просто как фон для романтических видов.

Фронтиспис к 4 тому "Виды Рима"
Фронтиспис к 4 тому "Виды Рима"

Как я уже писал выше, что одно из самых распространённых заблуждений — это мнение, что Пиранези якобы искусственно увеличивал размеры колонн, арок и зданий , чтобы подчеркнуть их величие. Однако если мы сравним его гравюры с сегодняшними обмерами тех же сооружений, окажется, что его чертежи поразительно точны .

Пиранези. Veduta interna della Chiesa della Madonna degli Angioli. (Внутренний вид церкви Санта Мария дель Анжели). 1774.
Пиранези. Veduta interna della Chiesa della Madonna degli Angioli. (Внутренний вид церкви Санта Мария дель Анжели). 1774.
Basilica of San Giovanni Laterano   Giovanni Battista Piranesi
Basilica of San Giovanni Laterano Giovanni Battista Piranesi
Внутренний вид базилики С. Мария Маджоре
Внутренний вид базилики С. Мария Маджоре

Или посмотрим, как тщательно Пиранези фиксировал строения античности на примере всем известного Колизея, который откопали только в начале прошлого века, когда Муссолини вёл самые масштабные раскопки древнего Рима, которые сейчас крайне затруднительно и запредельно дорого проводить. Люди, говорящие о том, почему не откопали то или это, очень слабо представляют себе, что такое на самом деле представляют из себя научные архиологические раскопки, где помимо планирования и организации логистики, привлекается армия очень дорогостоящих специалистов, которые исследуют каждый комок земли и зачастую на таких раскопках невозможно даже применять технику (экскаваторы и бульдозеры), а откапывается в буквальном смысле руками! И вот по картинке ниже можно оценить уровень засыпа и представить, сколько будет стоить откопать лопатами с просеиванием грунта, где прямо на местах специалисты и архитекторы при очередной находке могут заморозить всю деятельность, пока не оформят очередную древность!

Строительство Лахта-центра в Петербурге вам в пример, когда башню хотели строить прямо в черте города и при рытье котлована, наткнулись на древнюю стоянку людей и стройку не просто заморозили, где уже был вырыт гигантский котлован под такое массивное строение, а вынуждены были перенести в другой конец города!

-44

И рассмотрим внимательно сам Колизей!

Частично откопанный Колизей на архивном фото.
Частично откопанный Колизей на архивном фото.

Или вот ещё пример скрупулёзной работы над колонной Траяна давайте взглянем. Начну в фронтисписов к серии гравюр, посвящённых этой колонне!

Всего в серии с колонной Траяна и колонной Адриана 50 гравюр было нарисовано и всё это в мельчайших подробностях, со всеми чертежами!

Шлемы, кинжал, колчан, булава, знаки различия (с постамента Траяновой колонны).
Шлемы, кинжал, колчан, булава, знаки различия (с постамента Траяновой колонны).

И далее сама колонна с её подробнейшим описаниями и зарисовкой всех элементов конструкции!

-51
-52

Колонна стоит и по сей день!

Есть ещё сомнения в том, что Пиранези был фантазёром?

Надеюсь Вам понравилась статья? Подписываемся на канал, ставим лайки и делимся с друзьями! Будут ещё несколько публикаций, посвящённых этому гениальному человеку, оставившим после себя бесценное наследие!