Представители сферы торговли новыми автомобилями начали выражать беспокойство по поводу своего будущего, и оно представляется им весьма безрадостным. Возникает вопрос: что делать?
Ситуация на рынке новых автомобилей в России продолжает ухудшаться. Информация о 700 тысячах ненужных машин уже не актуальна — их количество достигло 800 тысяч, а возможно, и больше. Это легко подсчитать. Даже по официальным данным, которые ещё не были скорректированы, «АвтоВАЗ» работает на склад, а он не единственный в своём роде. Есть также УАЗ и ГАЗ, где также наблюдаются проблемы с продажами.
В Санкт-Петербурге под брендом Solaris собирают автомобили Hyundai-Kia, в Калининграде «Автотор» занимается сборкой, а в столице продолжают собирать китайские «псевдомосквичи». Калуга отчиталась о производстве 21 тысячи автомобилей в январе 2025 года, хотя на дворе уже начало июня. Однако к новостям из этого региона следует относиться с осторожностью, поскольку руководство области до сих пор не может определиться с результатами 2024 года.
В то же время падение рынка, которое в феврале составило 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продолжает усиливаться. Наиболее достоверные данные предоставляют банкиры, по их информации, с каждым днём становится всё меньше выданных автокредитов. Люди не берут машины, потому что это дорого. Ставки высокие, а сами автомобили стоят непомерно дорого.
«По нашим оценкам, на 1 января 2025 года у дилеров на складах скопился запас автомобилей, которого хватит на восемь месяцев. Дилеры вынуждены продавать машины быстро, часто даже в убыток, чтобы покрыть кредиты. Это новая модель бизнеса», — говорит генеральный директор крупного дилерского холдинга Светлана Виноградова.
Ситуация настолько серьёзная, что мы создали рабочую группу совместно с Минпромторгом, чтобы изменить её. Избыток китайских автомобилей на рынке может привести к краху дилерского бизнеса, — жалуется Светлана Виноградова.
Получается, что на складах уже скопилось машин на 10–11 месяцев? Прекрасно! Ещё немного, и запас станет годовым, и нет никаких признаков того, что он перестанет расти. Даёшь миллион на складах! Кстати, дадут, и довольно быстро...
Проблема не только в китайских автомобилях из КНР, их поставки практически прекратились. А вот «русифицированные» машины, в том числе под различными псевдороссийскими брендами, продолжают активно производить. И это не просто так.
Происходит освоение бюджетных средств, и тех, кто участвует в этом процессе, мало волнует, что будет с этими транспортными средствами дальше.
Система уже трещит по швам, и это особенно заметно в ситуации с АвтоВАЗом.
Дилеры должны были выкупить определённое количество автомобилей у завода в Тольятти, но сейчас они не могут этого сделать. У самих дилеров достаточно запасов «жигулей», включая автомобили 2023 года выпуска.
Акции пока не проводятся, в том числе на эти двухлетние автомобили. То же самое касается автомобилей из Китая, где также достаточно техники 2023 года выпуска.
Скидки символические — всего 100 тысяч рублей. А некоторые продавцы пытаются сэкономить ещё больше. Например, в Барнауле один автосалон предлагает покупателю «китайца» на выбор мешок сахара или муки. Это явно недостаточно! 50 кг сахара стоит всего 3000 рублей.
В истории автомобильной промышленности были кризисы перепроизводства автомобилей, например, в 2008 году. Власти Китая стимулировали спрос на внутреннем рынке, резко снизив налоги на транспортные средства. Это помогло — ситуация улучшилась.
В Соединённых Штатах Америки компании Chrysler и General Motors были вынуждены объявить о своём банкротстве. Обе корпорации были спасены властями, и сейчас General Motors снова на плаву, в то время как Chrysler продолжает сталкиваться с трудностями.
В результате сокращения производства автомобилей американской сети ОД всех брендов, последовали массовые распродажи. Те модели, которые были сняты с производства, продавались по очень низким ценам, поскольку корпорации минимизировали свои модельные линейки в рамках снижения расходов.
Стоит отметить, что проблема снятых с производства автомобилей в России ещё не возникла, но это может произойти в ближайшее время. В Китае модели меняются очень быстро, и многие автомобили, выпущенные в 2023 году, могут стать неликвидными, поскольку запчасти для них перестанут производиться.
«АвтоВАЗ» уже не раз спасали, но это не приносит результатов. Бесчисленные миллиарды рублей, которые закачиваются на завод, не помогают улучшить ситуацию. Она становится всё хуже с каждым годом.
Завод в Тольятти является государственным, и его «курирует» Министерство промышленности и торговли. ОД не имеют такого контроля, и им приходится выживать самостоятельно. Это частный бизнес, и Министерство промышленности и торговли не обращает внимания на их проблемы. Однако попытка не пытка. Хотя она и бесполезна. В России не принято снижать налоги и отменять другие сборы.
Распродажа — это, конечно, выход. Можно попытаться спасти часть средств, продав «китайцев» 2023 года с дисконтом 50–70%. Также можно попробовать реализовать «Гранты», «Нивы» и «Весты». Однако вряд ли получится выручить больше.
На более свежие автомобили можно сделать скидки поменьше, но они всё равно должны быть существенными. Иначе ничего не получится. Жадность всегда приводит к бедности!
Допустим, мы распродали все запасы, но не все выжили — сейчас в России избыток автосалонов, достаточно 15–20% от их количества. Что делать дальше?
Здесь сложнее. По идее, дилерские центры должны зарабатывать не на продаже автомобилей, а на их обслуживании и ремонте. Люди должны обращаться к ним за квалифицированными услугами по разумным ценам. Но в нашей стране всё не так. От официальных дилеров все бегут как от огня. Потому что цены заоблачные, персонал безграмотный и непрофессиональный, а отношение к клиентам хамское.
На рынках автомобилей во всех странах бывают периоды, когда спрос снижается, но крупные компании с хорошей репутацией обычно не испытывают серьёзных проблем. Они работают по другой модели и имеют совершенно иной подход к бизнесу, который отличается от того, что принято у российских предпринимателей.
Однако именно такой подход может стать спасением для многих компаний в текущей ситуации. Конечно, не все смогут адаптироваться и перестроиться, и многим не удастся пережить период реформ, так как репутация зарабатывается годами. А у большинства компаний в России она сейчас оставляет желать лучшего.
Другой способ выжить — начать производство автозапчастей. Речь идёт о полноценном производстве в России, а не о заказе комплектующих в Китае или сборке из готовых деталей. Иначе продукция не будет пользоваться спросом. Отечественные товары будут покупать, если они будут иметь приемлемую цену и хорошее качество. Это хорошее и нужное дело, и в этом направлении уже есть прогресс.
В общем, можно сказать, что грядущий процесс «очищения» рынка, будь то стихийный, сопровождающийся массовым банкротством, или же регулируемый государством, пойдёт на пользу рынку.
Если обанкротится 90% торговцев, никто не будет сожалеть. От них нет никакой пользы, один вред.
Однако тот факт, что тысячи сотрудников дилерских компаний могут оказаться на улице, должен заставить власти задуматься о том, как избежать новой социальной напряжённости.
Кроме того, сейчас практически нет ОД (за исключением дилеров «АвтоВАЗа», УАЗа и ГАЗа). Есть только продавцы разного уровня, крупные и мелкие.