Найти в Дзене
Ксю Новосибирск

Желтоногино

Деревня Желтоногино, как и любая другая, хранит в себе истории, которые передаются из поколения в поколение. Это место, где каждый уголок знаком, где запахи и звуки вызывают ностальгию и тепло. Мои родители родились и выросли в деревне Желтоногино, хоть деревни давно уже нет, но в детстве мы часто ездили туда, где вместо домов раскинулись поля и леса. Родители рассказывали где был маслозавод, где на речке они любили играть, где стояли их дома. Информации о деревне мало, вот что я смогла найти. Первое упоминание населённого пункта «Желтоногина» Тарсминской волости появляется в 1845 году. Жители деревни: Гутов и Протопопов. По данным в «Списке населённых мест Томской губернии» (1859 год): «2174. Желтоногино, при речках Малые ИЗЫЛЫ и Чем» относилась ко 2-му участку Кузнецкого округа. В ней 10 дворов: мужчин – 36, женщин – 29. А в «Списке населённых мест Томской губернии за 1893 год» указано: «2552. Желтоногино, деревня при речках Чем и расположена по обоим берегам Иня»2. Относилась к

Деревня Желтоногино, как и любая другая, хранит в себе истории, которые передаются из поколения в поколение. Это место, где каждый уголок знаком, где запахи и звуки вызывают ностальгию и тепло.

Мои родители родились и выросли в деревне Желтоногино, хоть деревни давно уже нет, но в детстве мы часто ездили туда, где вместо домов раскинулись поля и леса. Родители рассказывали где был маслозавод, где на речке они любили играть, где стояли их дома.

на фотографии моя мама в нижнем ряду в сарафане в горошек
на фотографии моя мама в нижнем ряду в сарафане в горошек

Информации о деревне мало, вот что я смогла найти.

Первое упоминание населённого пункта «Желтоногина» Тарсминской волости появляется в 1845 году. Жители деревни: Гутов и Протопопов. По данным в «Списке населённых мест Томской губернии» (1859 год): «2174. Желтоногино, при речках Малые ИЗЫЛЫ и Чем» относилась ко 2-му участку Кузнецкого округа. В ней 10 дворов: мужчин – 36, женщин – 29. А в «Списке населённых мест Томской губернии за 1893 год» указано: «2552. Желтоногино, деревня при речках Чем и расположена по обоим берегам Иня»2. Относилась к Тарсминской волости Кузнецкого округа. В ней крестьянских дворов – 41, не крестьянских – 2. Число жителей: мужчин – 100, женщин – 102.

Деревня Желтоногино образовалась в 1801 году. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, деревня находилась в Коуракском районе Новосибирского округа, располагалась на берегу реки Чем. В ней были сельсовет, школа 1-й ступени, 2 сельхозлавки общества потребителей, маслозавод.

В 1959 году в Желтоногино существовал колхоз «Красные Орлы», работала начальная школа, изба-читальня, медпункт, лавка. Количество домов составляло 74, население — 327 человек.

В 1965 году деревня вошла в состав колхоза «Победа». В ней работала начальная школа, передвижная киноустановка, магазин.  В 1972 году в Желтоногино было 33 дома, проживало 99 человек. Решением Новосибирского облисполкома от 1 декабря 1977 года №799 деревня была исключена из учётных данных Лебедевского сельсовета.

Известные люди из Желтоногино.

Ксенофонт Гутов — старообрядец, который в 1840-х годах проживал в деревне Желтоногино и занимался выпуском духовной литературы, завёл мастерскую по отливке икон и крестов, многократно судился с властями.

Агафья Никифоровна Ковязина — женщина из Желтоногино, которая была первым водителем трамвая в Новосибирске, приехала в город и окончила соответствующие курсы.

Далее я нашла документ человека, который занимался поисками и историей мест своих родителей. Я опубликую несколько фрагментов. Оригинал документа вы можете посмотреть и скачать на сайте ниже. ⬇

Сибиряки вольные и невольные

Фрагменты из документа.

Искусствовед Анатолий Алексеевич Панченко пишет: «Летом 2007 года была организована экспедиция по выявлению и изучению мелкой пластики, отливавшейся в бывшей старообрядческой деревне Желтоногино. Обследовались и окрестные села Дергоусово, Лебедево и Ново-Абышево (территория Тогучинского района Новосибирской области). В XIX веке данные населённые пункты входили в состав Кузнецкого уезда Томской губернии». В книге представлены 826 цветных фотографий, в том числе мест и бывших жителей–уроженцев уже не существующей деревни Желтоногино. Автор рассказывает и о Ксенофонте Гутове – поморском наставнике из деревни Желтоногино: «В одном из источников, основанном на официальных судебных документах XIX века, имеются отрывочные сведения о яркой личности поморского наставника из деревни Желтоногино Кузнецкого уезда Томской губернии Ксенофонта Гутова. Вера и убежденность, волевой характер и неуёмная энергия помогали ему активно проповедовать в пользу “древнего благочестия” не только в родном селе, но и среди крестьян окрестных деревень. <…> В 1847, 1854 и 1856 годах он привлекался к суду за распространение раскола. Но борьба с судебными властями ещё более укрепила его в правоте своей веры. Он расширил моленную, устроенную в его собственном доме в Желтоногино, где стал проводить не только обычные богослужения, но и различные требы для всех обратившихся к нему. Здесь же, при моленной, Гутов устроил “мастерскую для литья медных крестов” <…> Смелость и решительность, с которыми Ксенофонт Гутов вёл своё наставническое дело, сделали его широко известным в Кузнецком и Бийском округах. Деятельность Гутова была прервана в 1866 году, когда он был арестован и сослан в Восточную Сибирь».

Страница из книги с благословением митрополита Корнилия
    (предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви)
Страница из книги с благословением митрополита Корнилия (предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви)

«Томские Епархиальные ведомости», на страницах которых упоминание о «раскольнической» деревни Желтоногино.

Страница из «Томских Епархиальных ведомостей» за  1903 год. 17
Страница из «Томских Епархиальных ведомостей» за 1903 год. 17
Страница из «Томских Епархиальных ведомостей» за  1903 год. 18
Страница из «Томских Епархиальных ведомостей» за 1903 год. 18

ТЕВ. 1903. № 10. 15 мая. Миссионерский отдел. С. 18: … 1-го Ноября сотрудник предпринял миссионерскую поездку в д. Желтоногину, отстоящую от приходскаго селения Коурака, местожительства сотрудника, в 20 верст расположенную близь глухой тайги и сплошь населенную раскольниками поморцами. Теперь у желтоногинских раскольников, не имевших у себя сколько нибудь знающаго начетчика, появился известный своей начитанностью наставник Киприан Мальцев, переехавший сюда из Барнаульскаго уезда, Верх-Алеусскаго прихода, д. Кузминки. Мальцев не похож на других раскольнических наставников, которые любят увертываться от поставленнаго вопроса, «заговаривать», зачитывать, шуметь и кричать; он ведет беседы спокойно и ровно, от назначеннаго от беседы предмета и поставляемых вопросов не уклоняется, приводимые миссионером доказательства выслушивает со вниманием. С ним была беседа о вечности церкви и священства.

На пути из Желтоногиной, сотрудник остановился в д. Ново-Абышевой, где также при многочисленном собрании раскольников состоялась публичная беседа с вновь приезжим из Самарск. Губ. наставником поморской секты Александром [С. 19:] Федотовым. Беседа проходила о вечности церкви и семи тайнах церковных. …

ТЕВ. 1903. № 17. 1 сентября. Миссионерский отдел. С. 17: … В Кузнецком уезде насчитывается 6000 раскольников; заражено расколом 115 деревень и 12 заимок. …

Поморцы проживают, главным образом, в приходах Банновском, Смоленском и Коуракском. Особенно богат ими последний приход, - а в нем д.д. Ново-Абышева, Доронина и Пенькова населены поморцами почти на половину, а Желтоногина – сплошь. Не имевшие опытнаго и знающаго наставника, желтоногинские раскольники выписали из Барнаульскаго уезда из д. Козьминки известнаго своей начитанностью поморского наставника, принад- [С.18:] лежащего к Худошинской школе, Киприана Мальцева, который теперь и служит у них присяжным защитником.

Поморское согласие Кузнецкаго уезда, прежде выглядывавшее разрозненным, в настоящее время заявляет себя стремлением к сплоченности и более крепкой организации. Кроме Мальцева, Кузнецкие поморцы вызвали из России трех новых наставников …

Манифест 17 апреля 1905 года о веротерпимости и в частности об отношении Церкви к глаголемым старообрядцам по сути дела ничего не изменил в её [Церкви] практической деятельности. Об этом свидетельствуют продолжающиеся публикации.

ТЕВ. 1906. № 11. 1 июня. Миссионерский отдел. С. 10: Командировать с миссионерской целью епархиальных миссионеров в следующие места: 1) О. Арсения Кикина – в деревни – Новоабышево, … Желтоногову …

ТЕВ. 1909. № 22. 15 ноября. Миссионерский отдел. Отчёт о деятельности Томскаго Братства Святителя Димитрия Ростовскаго за 1908 год. С. 898: Из сотруднических отчётов, представленных непосредственно в Совет Братства, большею подробностью отличается отчёт сотрудника Семёна Кудрявцева, но по заявлению о.о. благочинных Кузнецкаго района, данные отчёта Кудрявцева не отличаются верностью передаваемых фактов, требующих проверки на месте.

ТЕВ. 1910. № 8. 15 апреля. Миссионерский отдел. С. 358: Среди множества Кузнецких старообрядческих селений и деревень по степени самой лютой старообрядческой настроенности деревня Желтоногина занимает особенно выдающееся место. Желтоногинские поморцы подразделяются на 3 группы: Титовщину, Антроповщину и Коноваловщину. … а особенно богат ими Кауракский приход, и в нем деревни: Ново-Абышева, Доронина и Пенькова населены поморцами больше чем на половину.

ТЕВ. 1911. № 16. 15 августа. Миссионерский отдел. С. 787: Очаги Томского старообрядчества. С. 792: Центром поморцев всех оттенков является дер. Желтоногина. …

Посвятил несколько книг теме раскола в Томской губернии и протоиерей Дмитрий Беликов, профессор богословия Императорского Томского университета. Особо обращает на себя наше внимание его труд «Томский раскол»8, в котором автор упоминает о некоторых случаях старообрядчества. В качестве «раскольничьего гнезда» он выделяет деревню Желтоногино, где русский крестьянин Ксенофонт Гутов занимается миссионерством (поморский наставник), переписывая старопечатные книги, отливая медные кресты. Его деятельности Д. Н. Беликов посвящает значительное для такого объёма труда страниц.

-5

Г. В. Протопопов

История старообрядческой деревни Желтоногино

Желтоногино. Царская Россия сильно угнетала народ. Люди начали искать себе новое местожительство. Послали ходоков искать, где не было притеснения, чтоб жить свободно. Так дошло и до Сибири. Селились по большим рекам. Когда власти доходили до их мест и облагали непосильным налогом, люди искали другие места. После крепостного права братья сродные Протопопов, Гутов и Заворин решили сменить место жительство. По той же причине быть свободными и независимыми. И так, находясь на охоте, они облюбовали место в верховьях реки Чем. Место хорошее, на слиянии двух речек, кругом тайга, с севера их прикрывал сосновый бор. Чистота речек, глубоких омутов и много рыбы, всяких зверей и птиц привлекли их внимание. И так поселились три брата. Время шло, обзавелись детьми, к ним стали прибывать другие родичи. Пришло время заявить о себе. Съехались со всех деревушек представители, стали нарекать их название. Спросили их, говорят, не знают, как назвать. Увидели желтые дубленые обудки. С чувством юмора сказали: «Желтоногино».

До революции деревня насчитывала 50 дворов, народ занимался животноводством, хлебопашеством, пчеловодством, зимой охотой. Наладилась связь с Томским Кузнецком. Стали торговать, продукцию возили на лошадях обозами, зимой. Семьи были большими, число детей доходило до 8–10 человек. Именовалась тогда так – деревня Желтоногино Коуракской волости Кузнецкий уезд Томской губернии. Национальность – русские, вероисповедания – старообрядцы. Чалдоны предки их с Дона. В 1893-1897 годах прошла железная дорога на восток. В центре деревни стоял моленный дом, сооруженный самими жителями. С малых лет детей приучали к труду, способных учили грамоте. До 1905 года война с Японией, были взяты на защиту отечества, служили 25 лет. И возвращались уже дедами, обзаводились там семьями. Но возвращались в родные края к родственникам. Которые погибали на поле брани, за них молились, а вдов и сирот обеспечивали в первую очередь непосредственным участием. Помощь заготовка дров, косили и убирали сено, пахали, сеяли, убирали, молотили, возили. Школа была в Коураке церковно-приходская, способных учили там. А в остальном, самоучки занимались дома. Друг от друга учились молитвам и исполняли с родителями в моленной. Война 1914 года всколыхнула деревню, многих молодых забрали в армию. Осталось много вдов и сирот, в то же время пошла революционная смута. В деревне появились первые калеки, слезы и горе. Но люди всегда оставались верны Господу Богу. Приезжих угощали, чем могли. Очень гостеприимны были. Жили в достатке, каждый занимался своим любимым делом. Богатых и бедных не было. Каждый торговал, чем мог. Увозили свою продукцию в Коурак-Васино. Молодежь стала уходить на заработки в Новониколаевск, ныне Новосибирск. В 1917 году произошло свержение царя. Народ с сожалением отнесся к этому событию.

Появились первые агитаторы, слухи о коммунистах и депутатах. Явно готовился переворот. В ноябре он произошел, но власть перешла в руки Колчака. Стали саботировать население не ходить на фронт. Появилось дезертирство. Создаваться партизанское движение, саботаж. Партизанский отряд был создан в тайге под командованием Рогова и Новоселова и действовал до осени 1919 года. Под командой местных партизан, в Коураке – Заньков и Комягин, в Желтоногино – Гутов Федор, Гутов Семен Графович. В 1920 году отряд Рогова и Новоселова преследовал Колчака до Щеглово-Кемерово (в Мариинской тайге сделали завал и били белую армию), соединился с Красной Армией, но не стал ей подчиняться. Командованию пришлось их разоружить и отправить по домам. Так закончился их славный путь.

Население было перепугано, и тут же эпидемия брюшного тифа. Много было жертв. Появились обездоленные сироты и вдовы. Сирот забирали по своим близким и воспитывали, как своих. В период НЭПа народ воспрял духом, взялись за работу. В деревне появилась лавка-магазин, 3 молоканки, кожевенный завод, цех выпечки баранок-сушек. Стали возводиться культурные дворы для животных.

Все решал сход граждан. Старые были с большим жизненным опытом. Молодежь, проходя мимо, приветствовала поклоном головы старца и пожилого человека. Межусобиц не было. На сходе было решено строить маслозавод. Обратились в высшее начальство в Новосибирск. Их поддержали, в 1925 году приступили к его строительству. Государство купило им датское оборудование. Работу вел прораб Маланин. Строили обществом, помогала вся округа: Коурак – В-Коурак – Ново-Абышево – Россолкино - Лебедево - Дергаусово. Они и стали впоследствии поставщиками сырья. Маслозавод пущен в ход в 1927 году. Его продукция славилась за пределами нашей страны. Масло шло только за границу с качеством «Экстра», творог, сырковая масса, брынза, сгущенное молоко. Люди поехали в Желтоногино. По переписи населения и лицевым счетам жило уже 300 хозяйств с населением 1500 человек. Решено было строить школу среднюю. Заложен фундамент. Появились крестовые дома, 2 здания 2-этажных. Появились заимки в тайге вокруг Желтоногино: Головниха, Долганиха, Передовской, В-Изыла, М-Еловка, Б-Еловка, Калтай, В-Чемское, поселок Улантовский.

Коллективизация началась в 1929 – 1932 гг. Народ деревни очень был недоволен. Началось с того, кто были середняки и полноценными хозяевами ушли в город. Не обошлось и без взяточников, наштампуют справки, что-ты такой – и таков, где проживал. В ночь уезжало 10 семей, бросали скот и кров. На базе этого образовали коммуну. К тому времени появились бедные. Работать не хотелось. Гуляли, веселились, ставили концерты, от работы увиливали. Скот согнали, а сено не заготовили. В зиму 1930 года скот увозили на скотомогильник, а сами возвращались пешими. Собрав весь инвентарь у середняка, стали организовывать ТОЗы (товарищеская обработка земли). Дали в то время 1 форзон, сколько было радости у бедноты. И это не помогло. В 1931 году молодежь поехала на заработки в другие селения. Курундус, Тогучин, где в то время проходила железная дорога на производство. В 1932 организовали колхоз, назвали его «Красные орлы». Его первым председателем был Протопопов Мартемьян Феоктистович, который был в 1921 году заключен и отправлен в эшелоне смерти, увозившем их на восток для казни. Там их освободили и он вернулся домой.

Много было волнений и недовольствий среди народа. Стали местные власти раскулачивать мужика. Ссылка в Нарым Томской обл. Которые выступали за народ, забирали по линии НКВД, многие не вернулись. Дома, надворную постройку разбирали, свозили в колхоз. Строили склады, дворы или жгли на дрова. Деревня опустела. В пустые дома стали приезжать переселенцы из Курской области, Орловской, Вятской. Колхоз был из 3 бригад. Деревня снабжала город хлебом, мясом, маслом. Что получали на трудодни, везли на базар, чтоб одеться, обуться. Прекратил существование кожзавод, частное производство. На трудодни получали мало.

На этом у меня все, если есть что поправить или добавить буду рада прочитать ваше мнение в комментариях.

урочище Желтоногино
урочище Желтоногино

Карта Колывано-Воскресенского округа 1816 г. (фрагмент). Бассейн реки Иня с русскими селениями
Карта Колывано-Воскресенского округа 1816 г. (фрагмент). Бассейн реки Иня с русскими селениями
Кумышкая волость с центром в д. Тогучин
Кумышкая волость с центром в д. Тогучин
д. Кайлы, Кайлынская волость
д. Кайлы, Кайлынская волость
Таволган, землица между реками Бердь и Иня
Таволган, землица между реками Бердь и Иня

Информация взята с сайта.

Сибиряки вольные и невольные

Изображения частично с сайта.

От Сосновского острога до Тогучинского района (хронология эволюции)