Найти в Дзене
Советское телевидение

Птица в стальном лабиринте: Джульетта Анатолия Эфроса

В июне 1982 года съемочная группа, работавшая над телевизионной постановкой шекспировской пьесы "Ромео и Джульетта", сдала готовую запись в Гостелерадио СССР. Блестящий перевод Бориса Пастернака, полная трагизма музыка Франческо Джеминиани, талант режиссера-постановщика Анатолия Эфроса. Премьера по ТВ состоялась 14 февраля 1983 года, в тот самый Валентинов день, о котором в СССР еще и не слыхали. Эфрос прочел Шекспира по-своему. Впрочем, всем его постановкам присущ отпечаток творческой личности режиссера. Контраст с красочным фильмом Дзефирелли был совершенно осознанный. Эфрос, избегая "итальянской страстности", пышности и золотого блеска, делал акцент на холод фатума и тьму вины старшего поколения. Искусствовед Наталья Крымова позже писала: "Эфрос превратил Верону в лабиринт, где герои обречены на столкновение со стенами и друг с другом". Режиссер готовил "Ромео и Джульетту" не для театральных подмостков, а для холодного глаза телеобъектива. И в сжатом пространстве экрана, в свете не

В июне 1982 года съемочная группа, работавшая над телевизионной постановкой шекспировской пьесы "Ромео и Джульетта", сдала готовую запись в Гостелерадио СССР. Блестящий перевод Бориса Пастернака, полная трагизма музыка Франческо Джеминиани, талант режиссера-постановщика Анатолия Эфроса. Премьера по ТВ состоялась 14 февраля 1983 года, в тот самый Валентинов день, о котором в СССР еще и не слыхали.

Эфрос прочел Шекспира по-своему. Впрочем, всем его постановкам присущ отпечаток творческой личности режиссера. Контраст с красочным фильмом Дзефирелли был совершенно осознанный. Эфрос, избегая "итальянской страстности", пышности и золотого блеска, делал акцент на холод фатума и тьму вины старшего поколения. Искусствовед Наталья Крымова позже писала: "Эфрос превратил Верону в лабиринт, где герои обречены на столкновение со стенами и друг с другом".

Кадр из телеспектакля "Ромео и Джульетта" (1982)
Кадр из телеспектакля "Ромео и Джульетта" (1982)

Режиссер готовил "Ромео и Джульетту" не для театральных подмостков, а для холодного глаза телеобъектива. И в сжатом пространстве экрана, в свете немногочисленных софитов и настоящих факелов родилась одна из самых пронзительных Джульетт – юная актриса Театра на Малой Бронной Ольга Сирина стала обнаженным нервом спектакля.

Джульетта Эфроса – это хрупкость, закованная в сталь. Ее мир – холодные металлические конструкции, лестницы и переходы, где нет места уюту, лишь холодная геометрия неотвратимости. И на этом мрачном фоне расцветает нежная Джульетта Ольги Сириной.

Кадр из телеспектакля "Ромео и Джульетта" (1982)
Кадр из телеспектакля "Ромео и Джульетта" (1982)

Ее сила – в молчании. Эфрос, мастер психологического нюанса, давал ей долгие паузы. Когда она узнавала о смерти Тибальта от руки Ромео, в ее глазах читался не просто ужас, а крушение целого мира. Это была не истерика, а глубокая, бездонная тишина отчаяния, которую камера ловила бесстрастно и беспощадно.

Ее Джульетта взрослела не по дням, а по часам, и Сирина проводила эту трансформацию через едва уловимые изменения пластики, тембра голоса, глубины взгляда. Знаменитое "Мой Ромео!" звучало не как юношеский возглас, а как клятва, высеченная в камне, а каноническая сцена на балконе теряла привычную слащавость, обретая трепетную, почти мистическую силу.

Кадр из телеспектакля "Ромео и Джульетта" (1982)
Кадр из телеспектакля "Ромео и Джульетта" (1982)

Критики отмечали умение актрисы двигаться в ритме, заданном режиссером. Ее героиня не порхала, она парила и падала, как раненая птица. Джульетта Ольги Сириной стала поэтическим символом в истории русского театра – символом хрупкости и невероятной духовной силы перед лицом безжалостного рока.

В ролях: Александр Михайлов (Ромео), Валентин Гафт, Виктория Раецкая, Александр Трофимов, Леонид Каюров, Владимир Попонин, Ольга Барнет, Александр Филиппенко и др. артисты. Давайте же смотреть.

Канал Гостелерадиофонда на ВК.Видео вы найдете по этой ссылке. Мы продублировали здесь все материалы, которые были опубликованы на наших каналах в Youtube.