Единственная модель, производство которой российский АвтоВАЗ не стал восстанавливать, после обрушившегося на автомобильную отрасль кризиса 2022 года, оказался хэтчбек Lada Xray. Хотя год назад российский автопроизводитель 15 мая 2024 года восстановил производство одноплатформенного автомобиля Lada Largus. Как известно, и хэтчбек Lada Xray и универсал Lada Largus использовали одну платформу В0.
Как объяснили широкой автомобильной общественности, мол, продажи Lada Xray были невысокими, поэтому усилия по созданию антисанкционной версии хэтчбека не окупятся и станут неэффективным вложением средств.
Тем не менее, автомобиль Lada Xray стал в истории российского автогиганта знаковой моделью. В новейший период развития российского автопрома это был автомобиль (наряду с Lada Largus), под который была куплена зарубежная лицензия.
При этом уже тогда 10 лет назад АвтоВАЗ попытался улучшить потребительские качества Xray, который имел донора. Если сравнить с автомобилем–донором, а это Renault Sandero второго поколения, то отечественная модель при такой же колесной базе оказалась на 84 мм длиннее, а еще выше и шире. Вдобавок у Xray больше на 40 литров багажник (361 л). Тогда предполагалось, что будет и полноприводная трансмиссия.
Напомним, что в далеком 2008 году лицензию на право выпуска автомобилей на платформе В0 АвтоВАЗ приобрел у Renault за 220 млн евро – 100 млн евро за платформу, и еще 120 млн за двигатели. А в 2014 году Бу Андерссон, вставший у руля АвтоВАЗа выторговал у французов право на «улучшение» этих моделей. Правда, мероприятия по инжинирингу и превращению Sandero второго поколения в Lada Xray проводились в Румынии. Дело в том, что расположенный под Бухарестом R&D центр Renault Group был в рамках альянса Renault-Nissan назначен основным по разработкам по платформе В0.
Впрочем, все коммерческие права по автомобилю Lada Xray принадлежали и принадлежат АвтоВАЗу. Естественно, что инжиниринг альянса заложил внутрь автомобиля «бомбу» замедленного действия. Речь о доле импортных автокомпонентов для Xray, которые приобреталоись через единую закупочную компанию альянса AvtoVAZ-Renault-Nissan Purchasing Organization (ARNPO). То есть это был один из самых низколокализованных автомобилей в модельной линейке Lada.
Напомним, что пик продаж на российском рынке модели Lada Xray приходился на 2017-2018 гг и составлял 34-35 тысяч штук в год.
Однако, через два года после окончательного решения судьбы автомобиля Lada Xray на рендерах заводских презентаций новых моделей российского автогиганта вновь замелькало это название. Странно, казалось бы, ушла в историю АвтоВАЗа эта модель, которую не так радушно принял российский покупатель, поскольку он кошельком голосовал за нее, и ушла. Замены не было, разве что Renault Sandero-III следующего поколения. Но в связи с тем, что французы покинули российский авторынок 16 мая 2022 года, ни о каком следующем поколении речи быть не может.
Первое упоминание об ушедшей модели встречается на заводском рендере, посвященном проекту XJO, или проект Lada Iskra. Здесь черным по белому написано, что новое семейство АвтоВАЗа имеет следующую роль в модельном ряду: замена в гамме Lada Xray/Xray Cross/Lada Vesta нижнего ценового диапазона. Вот так, не больше ни меньше!
Открываем другой рендер заводской презентации – проект HGH, или перспективный кроссовер на платформе Lada B/C (Vesta) с текущим обозначением Lada B+Cross. И опять встречаем знакомую функциональную характеристику: замена в гамме Lada Xray/Xray Cross верхнего ценового диапазона.
Иными словами, у модели Lada Xray оказалось сразу два автомобиля, способных принять от нее эстафетную палочку. Но вот здесь возникает такой существенный момент. Они должны характеризоваться лучшими потребительскими качествами и превосходить своего предшественника, на смену которого они декларируются. И одними из таких характеристик являются габариты и внутреннее пространство салона. А также объем багажника.
Мы собрали известные на сегодня данные об этих автомобилях и систематизировали их в нижеприведенную таблицу. Получается, что два перспективных автомобиля Lada Iskra SW и кроссовер Lada B+Cross по габаритам больше, чем Xray. Также в большую сторону отличаются и багажники этих автомобилей. Например, длина универсала Iskra SW почти на 17 см больше, а багажник на 120 литров. Таким образом, частично, будут сняты претензии автолюбителей, которые они предъявляли к хэтчбеку Xray.
Табл. 1
Габариты Lada Xray и перспективных моделей АвтоВАЗа
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz