Окончание. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
«В августе 44-го» (2001) / «Операция "Неман"» (2023)
О том, что Владимир Осипович Богомолов – автор первоисточника, романа «Момент истины», был очень недоволен фильмом «В августе 44-го», вышедшим на экраны в 2001 году, рассказывалось в одной из прошлых публикаций. В ней же рассказывалось и том, что резкая, а порой и разгромная критика Владимира Богомолова, оказала существенное влияние на то, что начатые в 1975 году работы по экранизации его романа «Момент истины», в конечном итоге так и не были завершены.
Владимир Осипович категорически настаивал на том, чтобы имя его было удалено из титров. Автор романа и один из главных рецензентов премьерного показа фильма очень подробно и эмоционально объяснил, почему он не захотел, чтобы имя его и фамилия значились в качестве автора сценария к кинокартине «В августе 44-го»:
«В силу бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссера оказалось проваленным большинство эпизодов, в том числе и узловые, наиболее важные: "В Ставке", "В стодоле" (эпизод с генералами) и финальный – "На поляне"… В результате всех вырезаний [итогового монтажа отснятого материала] осталось чисто физическое действие и случилось то, что не могло не случиться: персонажи лишились психологических характеристик, ушел мыслительный процесс, в силу изъятия или оскопления большинства эпизодов и кадров появились порой абсурдные нестыковки и несуразности, при этом картина оказалась лишенной смыслового шампура, оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа»[1].
На платформе «ДЗЕНа» есть очень познавательная рецензия, в которой её автор подробно, обстоятельно, а иногда в мельчайших деталях рассказывает о внешнем и внутреннем несоответствии главных и второстепенных героев романа «Момент истины» и фильма «В августе 44-го» (подробности можно узнать, перейдя по этой ссылке).
Однако стоит сразу же отметить, что, несмотря на непохожесть (иногда существенную) главных героев на внешний облик своих книжных героев, со своей сложной задачей подавляющее большинство актёров справилось достойно и очень хорошо, а некоторые даже на «отлично».
Если сравнивать актёрское профессиональное мастерство Евгения Миронова, Владислава Галкина, Александра Балуева, Юрия Колокольникова, Алексея Петренко с нынешними исполнителями главных ролей в ультрасовременных российских военных фильмах, то итоговая оценка актёрского состава кинофильма «В августе 44-го» взлетит сразу на два десятка пунктов.
Бесспорно, фильм 2001 года вовсе небезупречен с точки зрения достоверности и реконструкции событий августа 1944 года. К данной кинокартине имелись существенные замечания ветеранов, непосредственно проходивших службу в годы Великой Отечественной войны в подразделениях[2].
Впрочем, следует признать честно, подобные недостатки присущи практически любой современной военной картине. Всё-таки нужно помнить, что «В августе 44-го» не специальный документально-учебный фильм по подготовке войсковых контрразведчиков для служебного пользования.
У автора данной публикации есть предположение, что если Владимир Богомолов увидел мини-сериал «Операция "Неман"», он, если бы не в корне, то весьма существенно и в лучшую сторону изменил своё отношение к экранизации 2001 года и режиссёрской работе Михаила Пташука.
Словно предчувствуя грядущий девятый вал негативной и вполне заслуженной критики, создатели «Операции "Неман"» ещё до премьеры своего детища неоднократно предупреждали, что их мини-сериал создан по мотивам романа «Момент истины», а потому в нем не нужно искать абсолютной точности и аутентичности с первоисточником вплоть «до запятой».
Однако зритель, зная, что фильм снимается по самому известному и очень популярному у советского читателя произведению Владимира Богомолова, ожидал увидеть именно максимально достоверное воплощение на экране лучшего произведения о розыскной деятельности сотрудников советской контрразведки во время решающих событий августа 1944 года.
Когда военные фильмы снимаются современными российскими режиссерами «по мотивам произведения», в 99 % из 100 нужно обязательно ждать какого-нибудь подвоха и готовиться к худшему развитию событий, показываемых на экране. «Операции "Неман"» лишь в очередной раз служит тому наглядным подтверждением. Стоит также отметить, что у данного мини-сериала целых пять сценаристов, а как гласит известная народная мудрость – у семи нянек единственное дитя без глазу.
Следует отдать должное, пятёрка сценаристов потрудилась столь добросовестно и усердно, что от первоисточника – романа «Момент истины» практически не осталось, образно выражаясь языком судмедэкспертизы, даже скелета, лишь отдельные фрагменты, едва пригодные для идентификации.
Увы и ах, но все придумки, вставки, дополнения, новая редактура, попытка разнообразить и расширить главные и второстепенные сюжетные линии, потерпели закономерную неудачу. Было бы гораздо лучше, если бы Валентин Спиридонов и его ближайшие помощники отдельно экранизировали роман «Момент истины» максимально приближенным к авторскому тексту и замыслу, а сценаристы свои идеи и новое видение/прочтение реализовали в виде отдельного сценария, тщательно его проработав, вычитав и отредактировав. Может что-то и получилось бы более приемлемое для зрительского восприятия.
Критических статей и рецензий на мини-сериал «Операция "Неман"» на просторах сети интернет выложено предостаточно, поэтому, чтобы не повторяться, остановимся лишь на одном, но очень важном моменте. Ни для кого не секрет, что даже один настоящий профессионал актёрского мастерства может «вытянуть» даже самый невзрачный и провальный фильм. И наоборот, неудачный подбор актёров легко может загубить самый перспективный художественный кинопроект.
Помимо прочих многочисленных неудач, ошибок, недочётов, просчётов, ляпов, огрехов и прочих существенных недостатков «Операции "Неман"», главным отрицательным моментом сериала, безусловно, стал кастинг. Практически все главные герои выглядят не просто старше своих книжных персонажей, а чрезмерно возрастными. Но дело даже не в возрасте, а в полном непопадании актёров в типаж героев, на роли которых они были утверждены.
Если в фильме «Праведник» Александр Яценко очень естественно и органично смотрится в роли капитана Николая Киселёва, то капитан Павел Алёхин абсолютно не его типаж. Ещё хуже на экране смотрится Алексей Макаров, исполнивший роль старшего лейтенанта Евгения Таманцева. И дело даже не в том, что 51-летний актёр своим возрастом и габаритами никак не вписывается в образ 30-летнего «старлея».
Таманцев в исполнении Алексея Макарова слишком дерзок, своеволен, хамоват, самоуверен и вообще поведение его излишне вызывающее и отталкивающее. За свою развязано-нагловатую манеру общения с вышестоящими по званию и должности офицерами его бы давно привлекли к самой строгой дисциплинарной ответственности, невзирая на его удостоверение и статус сотрудника СМЕРШа.
Кстати, молодой (почти 25-летеней давности) Алексей Макаров в фильме «В августе 44-го» сыграл эпизодическую роль усатого майора-танкиста (см. подборку кадров из фильма), который сначала бурно возмутился тем, что его «виллис» на дороге обогнал грузовик, ведомый младшим по званию офицером, а затем струхнул, увидев обложку удостоверения «Контрразведка СМЕРШ». Кто бы что ни говорил, но Владислав Галкин на данный момент – это лучший киноэкранный старший лейтенант Таманцев.
Относительно неплохо (на фоне прочих неудачно воплощенных и раскрытых образов) смотрится Александр Дуденков, сыгравший роль лейтенанта Андрея Блинова. Однако это случилось лишь потому, что авторы сценария, к счастью, для актёра практически не тронули в своём переформатировании книжный образ лейтенанта. Ну, и опять-таки, 30-летний Александр Дуденков, играющий 20-летнего лейтенанта Блинова, иногда в кадре выглядит на все 40, что также вызывает диссонанс с его киногероем, особенно у тех зрителей, кто хорошо знаком с первоисточником.
Также неплохо свою роль – подполковника Николая Полякова исполнил актёр Артур Харитоненко. Убедительно и профессионально роль предателя-штабиста сыграл Сергей Маковецкий. Опять же, увы, но этого героя и его трагической истории в романе «Момент истины» нет. Огорчил Андрей Смоляков. Воссозданный им образ генерал-лейтенанта Егорова стал очередной копией майора Черкасова.
Несмотря на изрядную негативную критику в адрес исполнителей главных отрицательных персонажей – немецких диверсантов, достаточно убедительно и профессионально сыграли Алексей Кравченко (Иван Мищенко) и Роман Гайдамак (Казимир Павловский). Многие замечания к их актёрской игре, скорее всего, связаны с тем, что именно такими, какими показаны на экране их образы – матёрых убийц и непримиримых врагов советской власти, ею же жестоко обиженных и без вины наказанных, видела режиссерская группа и сценаристы.
И всё-таки, мини-сериал при всех его многочисленных недостатках нельзя назвать провальным и отнести к категории самого «свежего кино-шлака», подобного «Самогону», «Заговорённому» или «Укрощение "Пантеры"». Тем зрителям, которые допускают вольные трактовки и формулировки «снято по мотивам» при экранизации произведений первоисточников, данный мини-сериал один раз можно посмотреть, если имеется желание, и нет более подходящего для просмотра военного кино.
И в любом случае, как бы Вы не относились, к обеим представленным экранизациям, если Вы до сих пор не читали роман «Момент истины», обязательно прочтите его. Эта замечательная во всех отношениях книга, читается с огромным интересом, удовольствием и на одном дыхании!
«Противостояние» (1985) / «Противостояние» (2024)
В современном российском кинематографе есть одна очень верная примета, которая всегда сбывается: если в титрах фильма мелькает словосочетание Константин Эрнст, то качество этой киноленты в лучшем случае будет соответствовать оценке «три с бесконечным минусом». Ну а, если указано, что КЭ – автор идеи или проекта, то этот самый проект на поверку окажется субстрактом самого сомнительного и неудовлетворительного качества. Сериал «Противостояние» 2024 года тому очередное наглядное подтверждение.
Сколько бы ни пытались Эрнст и его подельники убедить зрительскую аудиторию, что их сериал – это ни в коем случае не ремейк, а самостоятельная экранизация после нового вдумчивого прочтения одноименного романа Юлиана Семёнова, верится в эти заверения с большим трудом, точнее, совсем не верится.
Всевозможные добавки, вставки, второстепенные и побочные сюжетные ответвления, виды природы, снятые сверху, неубедительные компьютерно-бутафорские сцены, имитирующие советскую столичную и провинциальную жизнь образца 1979 года, – всё это не спасает от главного и насущного вопроса. Зачем браться за съёмки сериала, если ты априори не сможешь хотя бы приблизительно сравняться с уровнем фильма 1985 года, не говоря уже о том, чтобы превзойти его!?
Многосерийный фильм «Противостояние» 1985 года действительно совмещал в себе и увлекательный детектив, и напряжённую динамично развивающуюся психологическую драму, и военный фильм о поисках опаснейшего преступника – изменника Родины, предателя и матёрого беспринципного убийцы. Эрнстовское «Противостояние» – это проходной средненький фильмец о поисках убийцы (де-факто «слетевшего с катушек» маньяка, то и дело пускающего в ход топор), в «послужном списке» которого оказались, в том числе и военные преступления.
Кротов в исполнении Андрея Болтнева – это тот самый «100-процентный юлиановский» главный антигерой, который ради собственного выживания готов пойти на любые зверства, преступления, измену, предательства, унижения и измывательства со стороны своих хозяев. Андрей Болтнев – этот самый юлиановский агент «Кротик», который благодаря своему феноменальному умению приспосабливаться к самым отвратным условиям существования, длительное время выживает и даже относительно процветает, благодаря своим первобытным инстинктам беспринципности, дикости, звериного чутья, повадкам хищника и стервятника, готового без малейшего колебания, раздумья и сожаления убить любого, кто представляет для него даже теоретическую опасность.
Николай Кротов в исполнении Алексея Гуськова – это очередной талантливо сыгранный отпетый мерзавец, который гораздо больше годиться на роль серийного маньяка-убийцы из ультрасовременных криминальных сериалов. Из-за слабого и поверхностного сценария Алексей Гуськов не смог на экране передать ту самую необратимую трансформацию Николая Кротова, который из озлобленного, завистливого, замкнутого и обиженного судьбою юноши с задатками «стукача» превратился сначала в предателя своей Родины, затем в добровольного и пока ещё внештатного агента одного из подразделений СС, а затем стал матёрым палачом, диверсантом, карателем, совершившим большинство своих военных преступлений в отношении советских мирных граждан – своих бывших соотечественников.
Несмотря на растянутость нового «Противостояния», если зритель не видел фильма 1985 года или не читал роман-первоисточник Юлиана Семёнова, то фактически без повторов и перемоток невозможно понять и отследить, как именно полковник Костенко и майор Жуков медленно, постепенно иногда благодаря счастливым случайностям, везению и стечению обстоятельств вышли на след таксиста Григория Миленко (он же – Николай Кротов).
Совершенно ненужной, лишней, неинформативной и не несущей никакой смысловой нагрузки является сюжетная линия Владислав Костенко – его жена, которая подала на развод. Едва ли не каждый день морально уставший полковник Костенко звонит из Магадана или Батуми домой в Москву, а его жена или не снимает трубку телефона, или молчит, а то и вовсе произносит что-то вроде «Зачем звонишь?»
Эрнстовский сериал состоит из 8 серий, в каждой из них только вышеуказанная линия безрезультатных «созвонов-перезвонов» отнимает, как минимум, 5-6 минут. Итого, путём нехитрого подсчёта становится ясно, что на эту тупиковую сюжетную линию потрачена впустую целая серия длительностью 45-47 минут. Ещё по 3-4 минуты в каждой серии отведены на показ неудовлетворительной стрельбы полковника Костенко из табельного оружия по мишеням в тире или по арбузам на пляже.
Сам Владимир Вдовиченков, исполнивший роль полковника Костенко, если не разочаровал большинство зрителей, то, точно, не очаровал. Играет он профессионально и смотрится в кадре достойно, но всё тот же откровенно слабый и практически черновой сценарий не дал ему возможности продемонстрировать весь свой актёрский потенциал.
Из крайне немногочисленных, точнее, единичных плюсов «Противостояния» 2024 года можно отметить концовку сериала, которая наиболее приближена к сюжету романа Юлиана Семёнова, а также игру Александра Аверина, исполнившего роль Николая Кротова в молодости. Уверен, что если бы не режиссёрская позиция («новое видение») и не почти провальный сценарий, то этот перспективный актёр смог бы приблизиться по степени своего воплощения в образ Кротова-предателя и Кротова-палача, блистательно воплощенного на экране Андреем Болтневым.
Завершить сегодняшнюю публикацию будет очень уместно и вполне обосновано очень ёмким и содержательным комментарием журналиста и редактора Сергея Ефимова – автора одной из рецензий на сериал «Противостояние», снятый в 2024 году: «Вопрос "Зачем?!", всегда задаваемый зрителем, когда нынешние кинодеятели переснимают что-то советское, звенит в воздухе как никогда. В ремейках как таковых нет ничего плохого, но каждая новая инкарнация старого сюжета предполагает свежую мысль, налагаемую сценаристом и режиссером на уже известную публике идею.
Новое "Противостояние" – это тупой ремейк, снятый из чисто спекулятивных соображений – чтобы сыграть на ностальгических чувствах зрелой аудитории ради их монетизации. Но, кажется, даже эта цель вряд ли будет достигнута. На кинофорумах редкие реплики довольных зрителей тонут в общем хоре тех, кто считает сериал постыдной халтурой. Зачем это смотреть более молодой аудитории, тем более непонятно»[3].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Мы снова побывали «в августе 44-го...». Контрразведчики и спецназовцы разных войн обсуждают в Голубом зале «КП» фильм, снятый по великолепному роману писателя-фронтовика Владимира Богомолова // Сетевое издание (сайт) «Комсомольская правда». 22.05.2001. URL: https://www.kp.ru/daily/22554/9373/ (дата обращения: 20.12.2025).
[2] - там же.
[3] - Ефимов С. Рецензия на сериал «Противостояние» (Россия, 2024):
Так они и до Штирлица доберутся: что не так в новом «Противостоянии» по Юлиану Семенову // // Сетевое издание (сайт) «Комсомольская правда». 05.10.2024. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/serialy/retsenzii/na-serial-protivostoyanie-2024-rossiya/ (дата обращения: 20.12.2025).
Полностью цикл публикаций «Ремейки фильмов о Великой Войне» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. «Звезда» (1949) / «Звезда» (2002). «Двое в степи» (1962) / «Дорога на Берлин» (2015)
Часть 2-я. «Обратной дороги нет» (1970) / «Исчезнувшие» (2009). «Зимнее утро» (1967) / «Крик тишины» (2019)
Часть 3-я. «…А зори здесь тихие» (1972) / «А зори здесь тихие…» (2015)
Часть 4-я. «В августе 44-го» (2001) / «Операция Неман» (2023). «Противостояние» (1985) / «Противостояние» (2024)
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)