Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот».
павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 5. Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1.
К сожалению категорически не хватает времени аккуратно работать с материалами по основной теме канала - Боевым машинам Первой мировой и вокруг неё. Но есть более простой способ - путевые, а в этом случае музейные и туристические заметки, которые живут параллельной жизнью на VK. Для поддержания дыхания в канале пока нет материалов по основной теме, используя наработки "партнерского" канала вернемся к путевым заметкам. Технический центр в Кубинке место само по себе интересное, но его и каждый экспонат знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. Но тем не менее в ходе очередной поездки получились неплохие и может быть необычные фотографии. Формат Дзена позволяет публиковать 100 фотографий за раз. Поэтому по 10 машин в выпуске начнем потихоньку.... Под каждой фотографией галерея из 10 фото, листайте, там много интересного
Рассказ о музейных экспонатах бывает редко интересен полностью, попробуем новый вариант - экскурсоводческий. Чуть более года назад привели в порядок экспозицию бывшего танкового музея в Кубинке. После того, как больше сотни боевых машин уехало в центральный Парк Патриот, появилось пространство, что позволило немного раздвинуть боевые машины, параллельно наконец сделали нормальный свет и убрали барьеры и заборы, за что отдельное спасибо. Теперь экспозиция стала почти идеальной. Вот и сделаем несколько экскурсий прямо по порядку. А как нормальные посетители ходят в музей - слева направо и по кругу. Начнем с первого слева 4-го павильона «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты» и там уже по порядку и снова по часовой стрелке. Это уже пятый и последний выпуск по этому Павильону с БТР и БМП. Машин в Павильоне не хватает на полный выпуск, поэтому добавим экспонат из другого павильона Танкового музея и с площади основной экспозиции Парка Патриот, куда уехали и машины из самого музея. А что бы было интереснее добавим параллельных экспонатов из музея Падиково. В первой части обзора было рассказано о колесных боевых машинах довоенного и военного периода, а так же о семействе БТР-152, во втором о большом семействе БТР-40, третья часть была посвящена ГАЗовским четырёхосевым колесным машинам. Четвертый обзор был посвящён истории создания такой уникальной машины как БМП. В этом обзоре перейдём к гусеничной и колесной тематике - как родилась БМП в 60-е и как она развивалась в 80-90-е, и узнать есть ли жизнь после БМП-2.
1. Боевая машина пехоты БМП-2Д (Объект 675/Курганский машиностроительный завод). 1981-1985. Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот». Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Эпопея с заменой вооружения на БМП-1 затянулась почти на 10 лет. Её итогом стала новая башня с автоматической 30-мм пушкой 2А42 с ПТУР 9К111 «Фагот» и 9К111-1 «Конкурс», которые не имели «мёртвой зоны» в отличие от "Малютки", в общем схожая с той, которая разработана была в Челябинске для Объекта 769. Немаловажным фактором стали и боевые действия в Афганистане, где танков у противника не было, а вот ДШК и Браунинги были. Практически сразу посое постановки на производство БМП-2 в 1981 специально для Афганистана была разработана модификация БМП-2Д - доработанная с усиленной броней, были установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем, также избавились от бесполезного в Афганистане оборудования, для обеспечения плавания и противоатомных заморочек. Именно такой образец стоит в музее и это правильно, потому что львиная доля обычных БМП была выпущена не в СССР, а в Чехословакии на, словацком заводе Závody ťažkého strojárstva в городе Детва, более известного по марке погрузчиков - "Detva". Примерно в это де время рядом с Детвой в Дубнице над Вахом был налажен выпуск и Т-72.
2.VPV (vyproštovací pásové vozidlo)/БРЭМ-Ч ( Závody ťažkého strojárstva Detva š.p. (ZTS Detva), ЧССР). 1985-1989. Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот». Павильон №5. Ещё один образец БТТ на базе БМП можно найти в соседнем с №4 Павильоне №5 где собрана иностранная, но не американская техника. Парочка машин есть и из стран СЭВ. БРЭМ-Ч (именно "Ч" - чехословацкий, а не "4" поступил на испытания в СССР, так как практически всё, что создавалось силами стран Варшавского Договора, проходило испытания в Кубинке и рассматривалось для использования и в СА. Чехословацкий аналог БРЭМ-2, который был создан в 1976-1983 годах в ZTS-VVÚ в Мартине в Словакии и выпускался рядом на заводах ZTS Detva, который с 1971 года выпускал версию БМП - BVP-1, а затем и копию БМП-2 - BVP-2. Принципиально выпуск БМП-1/2 вообще должен был для всего Варшавского договора идти в Детве. Так БМП-1 в Словакии было выпущено 17300, то есть практически большая часть. По своим ТТХ чехословацкий БРЭМ, который было выпущено 363 и это были новые машины, в отличие от БРЭМ-2, которые делались на базе уже "уставших" БМП-1 при капремонте. Причём это были не просто новые машины, а именно полностью спроектированные заново на базе БМП, что обусловило из в общем-то лучшие эксплуатационные характеристики по сравнению с вариантом, разработанным в Конструкторско-технологическом центре МО СССР в Киеве. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе БМП-1 VPV (vyproštovací pásové vozidlo) была оснащена в два раза более мощной лебёдкой чем БРЭМ-2 - с усилием 12,5 тс, а буксирное приспособление позволяло брать на буксир технику весом до 15 т.
3.БТЗ-3 (Броневой Топливный Заправщик; модель 3/«Конструкторское бюро специального машиностроения» (КБСМ) С-Пб). 1995. Парк Патриот. Кубинка. Сектор 7. На открытой площадке Парка Патриот в Кубинке хранится достаточно много редкой и уникальной техники, большинство из них попало туда из запасников, а то и из основной экспозиции Танкового музея. Броневой Топливный Заправщик, созданный в 90-х в КБСМ в Санкт-Петербурге был построен только в двух экземплярах и хотя прошёл все испытания в серию не попал. Загрузка этого ТЗ составляла 3 тыс.литов топлива и казалось бы идея такой боевой машины очень интересна. Если бы она была создана в середине 70-х наверняка была бы в большой серии, ведь в условиях ядерной войны в Европе перевозить топливо для рвущихся по выжженной земле БМП и танков было бы на обычных колесных ТЗ невозможно, но в 70-е такое в голову не приходило, да и разработкой модификаций на шасси БМП-1 занимались в основном в ЧССР, где и было массовое производство этих машин. Обычно ссылаются на потери "наливняков" в Афганистане и Чечне, которые вызвали очередной интерес к бронированной машине, но не взлетело. Хотя самой вероятной причиной отказа от такой машины была потеря ей плавучести, хотя и утверждается, что она сохранилась, что скорее всего не верно. Сразу притягательность сопровождения батальонов на БМП равной по мобильности машиной исчезала. Но настоящая причина не известна, при всей притягательности идеи. А вот образец остался и стоит в самом дальнем углу Парка Патриот куда не всякая птица долетит. Проект БТЗ-3 предусматривал перестройку существующей бронемашины с удалением ненужных агрегатов и установкой новых устройств. При этом удалось полностью сохранить существующий бронекорпус, силовую установку, ходовую часть. Большую часть освобожденного объема заняли несколько баков для перевозки топлива общей емкостью 3 тыс.л. Под баки использовали объем бывшего боевого отделения и почти весь десантный отсек. При этом у кормовых дверей оставалось некоторое пространство для монтажа прочей аппаратуры.
4.Командно-штабная машина БМП-1КШ Поток-2 (Объект 774/Курганмашзавод/Рубцовский машиностроительный завод). 1976-1990. Парк Патриот. Кубинка. Сектор 7. Так уж сложилось, что в СА были мотострелки на БМП и мотострелки на БТР. Для тех и других были нужны КШМ. Для батальонов на БМП в 1976 в серию запустили БМП-1КШ Поток-2. Стоящая сейчас на открытой площадке Парка Патриот раньше хранилась в ангаре Танкового музея, возможно, что её и не выпотрошили, оставив всё на месте при перевозу на новое место. БМП-1КШ Поток-2 была создана на базе БМП-1 со снятым основным вооружением и неподвижной башней с размещенной сверху бронекорпуса 10-метровой телескопической антенной радиосвязи. Внутри КШМ оснастили комплектом радиостанций Р-123мт, Р-130/Р-130М, двумя Р-111, Р-173, оборудованием для телефонной и телеграфной связи, приборами навигационной аппаратуры ТНА-3 (ОПО-3), автономной системой питания и фильтровентиляции (кондиционирования воздуха).
5.Опытная БМП Объект 688 (Специальное конструкторское бюро машиностроения. (СКБМ)/Курганский машиностроительный завод, Курган). 1981. Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот». Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1. История лучшего на сейчас БМП-3 началась совсем не с БМП, а в 1975 с проекта легкого авиадесантного плавающего танка «Объект 685», который должен быть сменить уже категорически устаревший ПТ-76. Ни один из проектов танков военным не понравился, тему закрыли, но "хорошее шасси не пропадает". Через пять лет в рамках разработки БМП нового поколения по ОКР "Басня", броня которого по итогам афганской операции должна была держать крупнокалиберные пули, на основе решений ходовой и бронекорпуса легкого танка был разработан Объект 688 с низкопрофильной башней с привычной 2А42, ПТУР "Конкурс", 3 пулеметами и АГС-17. Танковое наследие и требования утолщения лобовой брони снова привело к компоновке с задним расположением двигателя и активным расположение десанта по мотивам БМД, что не позволило сделать нормальную аппарель. К моменту испытаний Объекта 688 в тульском КБП был создан новый боевой модуль 2К23 со 100-мм орудие-пусковая установка 2А70 и 30-мм малокалиберной автоматическая пушка 2А72. Совмещение 2К23 и шасси Объекта 688 привело к созданию БМП-3, стоящей рядом, а родовые недостатки так и не позволили получить армии вот уже 40 лет нормальный БМП.
6.БМП-3 (Объект 688М, Специальное конструкторское бюро машиностроения. (СКБМ)/Курганский машиностроительный завод, Курган). 1987. Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот». Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1. Когда в Павильоне 6 появятся наконец товарные М2 "Bradley" можно будет сравнить две конструкторские школы - советскую и американскую. И пока выглядит что созданные примерно в одно время машины скорее вообще нельзя, сравнивать - у заокеанских контрагентов скорее получился реальный БМП с хорошей защитой десанта как пассивной, так и огнестрельной. Советский же наследник БМП-1 в большей степени, впрочем как и проектировался, это средство огневой поддержки, способное обстрелять любую цель на поле боя. Но это заслуга Тульского КБП с его боевым модулем 2К23 со 100-мм орудием-пусковой установкой 2А70 и 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А72. Шасси, разработанное для лёгкого танка очень удачно применяется как носитель различных вооружений, но вот для самого десанта это не самое удобное средство, избавившись от слабости вооружения у БМП-1/2 заодно и избавились от пассивной защиты десанта впереди расположенным двигателем и от удобного и быстрого покидания боевой машины. Но что есть, то есть. К-25, которому скорее всего место рядом в музее, так и не поехал. Наверно все таки следующим будет что-то типа БМП-3М «Драгун» на том же шасси, благо как носитель оружия оно отличное.
7.БРЭМ-Л (Объект 691, шифр «Беглянка»/Курганский машиностроительный завод). 1993-1995. Парк Патриот. Кубинка. Сектор 7. На открытой площадке Парка Патриот в Кубинке хранится прототип сейчас выпускающейся серийно БРЭМ на шасси БМП-3. Естественно при перевооружении с БМП-1/2 на БМП-3 ремонтные подразделения должны были получить машину сравнимую с подвижностью у основной техники и имеющими возможность эти самые БМП-3 тягать и ремонтировать с заменой основных узлов и агрегатов. В начале 90-х одно из шасси были перепилено в БРЭМ, получившее приставку "-Л", часто машину называют по шифру разработки "Беглянка". БМП-3 была не только тяжелее, но её корпус и башня изготавливались из алюминиевых сплавов и требовали специального оборудования для резки и сварки. В СКБМ "КурганМашЗавода" работы по созданию БРЭМ были доведены до конца благодаря иностранным заказчикам- поэтому первыми БРЭМ-Л получили ОАЭ, которые закупили партию БМП-3. На вооружение Российской Армии машина была официально принята только в 2002 году. Серийные боевые машины имели бронекорпуса специальной конструкции, упрощённые по сравнению с базовой БМП, а прототип был с помощью резки и сварки сделан прямо из бронекорпуса серийной машины, что хорошо заметно на образце.
8. ГАЗ-39371 «Водник» (Арзамасский машиностроительный завод). 2001-2005. Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот». Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1. Наличие универсального шасси крайне важно для обеспечения мобильности различных нагрузок. Если к началу 2000-х с гусеничным шасси было более менее понятно - то же БМП-3 было неплохо и достаточно отработано, то с колесным был провал - БРДМ-2 не только устарел, но и его производство ни в каком виде было невозможно. В Арзамасе решили удивить, предложив новое модульное шасси ГАЗ-3937 "Водник". Спереди была кабина, за ней моторный отсек, а сзади площадка для размещения боевого отделения или другой нагрузки. Базовым был вариант представленный в музее - с десантным отделением и стандартной от БТР-80 башней с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. башней. Главной проблемой было отсутствие связи отделения управления и боевого. Слишком сложное модульное решение себя не показало, сложно представить замену боевых нагрузок или отделения управления в реальной эксплуатации. Ну а слабая бронезащита окончательно поставила на проекте крест. Но в общем дело не пропало - выводок "Тигров" растет из проекта "Водник".
9. ГАЗ-39371 «Водник» (Арзамасский машиностроительный завод). 2001-2005. Парк Патриот, Кубинка (сектор 6). В Парке Патриот хранится два "Водника" с отличающимся дополнительным бронированием - один в Танковом музее, второй - на открытой площадке в самом Парке. ББМ с оригинальной компоновкой - это всегда риск и технологический и технический, конечно можно много раз думать "ах как так...", но для практического применения ГАЗ-39371 «Водник» был не удобен, ни один командир не захочет иметь у себя машину, которую нужно каждый раз конфигурировать. В итоге модульность конструкции привела бы к тому, что всегда использовался бы только один вариант, а остальные модули мирно пылились бы на складах. К тому же расположение кабины над колесов было не самым удачным с точки зрения защиты экипажа от мин, а если к этому добавить невозможность перехода из отсека управления в десантный, то причина непопулярности водника становится понятной. Но шасси было неплохо и сдвинув отделение управления назад фактически получили "Тигра", и на этом "Воднику" спасибо. На площадке Парка Патриот демонстрируется машина с "усиленным" бронированным обвесом, применение которого было бы возможно в условиях полицейских операций, впрочем "Водник" как с обвесом, так и без обвеса в большую серию не пошёл. Но машина концептуально интересная.
10. БТР-90 Росток (ГАЗ-5923/К-1-7/Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ)). 1999-2000. Парк Патриот, Кубинка, сектор 6. Последним советским проектом БТР, реализованным уже в РФ, стал БТР-90 Росток, который с одной стороны и на вооружение приняли, но который так и поступил в части. Раньше боевая машина стояла в Павильоне 4 основного музея, рядом с БМП-3, а сейчас переехала на открытую площадку и это ей на пользу явно не пошло. БТР-90 выглядит масштабированной копией предшественника БТР-80 с теми же компоновочными решениями – мотор в корме, в носовой части – отделение управления, по центру – боевое и десантное, осталась неизменным высадка десанта через боковые люки и аппарели, не самое удачное решение. Но БТР-90 был заметнее крупнее – высота 3 метра, ширина 3,1 метра, длина 8,2 метра и вполне соответствовал мировым тенденциям роста размером колёсных ББМ. . Масса переваливала за 22 тонны, что было на 8 тонн тяжелее БМП-2, от которой использовалась башня. Поэтому даже несмотря на рост защищённости не очень было понятно зачем принимать на вооружении БТР, построенный по старой концепции, да ещё и не имеющий преимуществ по вооружению, хотя по сравнению даже с БТР-80А это была более совершенная машина. Напрашивалась унификация по боевому модулю и двигателю с БМП-3, но военные в 2008 отказались от БТР-90, в ожидании "Курганца", который думаю скоро появится рядом на площадке в Парке Патриот. Были и другие прототипы с другими боевыми модулями, но в Кургане начали работы над совершенно новой машиной, которая судя по всему так же не получилась, а прототип сейчас прозябает на открытой площадке.
На этой машине закончим рассказ о Павильоне №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты» Танкового музея в Кубинке. Возможно появится и 6-часть с боевыми машинами, которые экспонируются на площадках Парка Патриот, там есть интересные образцы. Выглядит так, что сконцентрироваться на подготовке материалов для основной темы в ближайшее время не получится, поэтому экскурсии по музеям продолжим, следующим будет музей авиации в Минске. Оставайтесь с нами, будет познавательно...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 1
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 2
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 3
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 4. БМП