Найти в Дзене
Назад в СССР

Тест о советском кино: какой из трёх кадров здесь явно не на своём месте?

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели канала «Назад в СССР»! 👋 Сегодня мы приглашаем вас вновь окунуться в ту самую атмосферу, которую невозможно спутать ни с чем — в мир советского кинематографа. Вас ждёт уникальный тест, который проверит не только знание фильмов, но и внимательность к мельчайшим деталям, из которых и складывается большая любовь к нашим общим корням.

Эти фильмы, снятые десятилетия назад, живут и сегодня, оставаясь любимыми и пересматриваемыми во всех уголках бывшего Союза. И если вы включили этот тест — значит, внутри вас тоже горит огонёк той самой, «нашей» эпохи.

Почему советское кино продолжает жить в сердцах миллионов? Потому что это фильмы, созданные для людей и о людях. Герои экрана были похожи на наших соседей, друзей, учителей, а порой — и на нас самих. В них не было надуманности и фальши, каждая улыбка и слеза были настоящими. Может быть, потому и кажется, что даже спустя годы актёры из детства и юности по-прежнему рядом с нами — стоит лишь включить старую плёнку.

В нашем тесте мы предлагаем вам не совсем обычное задание: перед вами двадцать фотоколлажей, каждый из которых — маленькая загадка. Два кадра в каждом коллаже взяты из одного советского фильма, а третий — из другого, пусть и такого же культового. Ваша задача — понять, какой именно кадр «чужой» в этой компании, из какого другого фильма он попал в этот фотоколлаж.

В советском кино столько узнаваемых деталей: взгляд, костюм, знакомый интерьер, интонация героя — иногда этого достаточно, чтобы вспомнить любимый эпизод. Для тех, кто любит разгадывать головоломки и хочет проверить свою кино-внимательность, этот тест станет настоящим путешествием во времени.

Не бойтесь ошибаться — в этом тесте главное не баллы, а то удовольствие, которое вы получите от воспоминаний. Присматривайтесь к деталям, вспоминайте героев, обсуждайте с друзьями! Каждый вопрос — это не только вызов вашему вниманию, но и ещё одна возможность вспомнить, за что мы любим наше кино. Делитесь результатами, спорьте, обсуждайте, вспоминайте любимые сцены и, конечно, советуйте хорошие фильмы тем, кто только начинает знакомиться с богатством советского кинематографа.

мой фотоколлаж - Тест о советском кино: какой из трёх кадров здесь явно не на своём месте?
мой фотоколлаж - Тест о советском кино: какой из трёх кадров здесь явно не на своём месте?

«Ах, милый Ваня…»: Жизнь и сцена Ивана Бортника

Имя Ивана Бортника прочно связано с отечественным кинематографом — его знают почти все, кто хотя бы однажды смотрел культовую телеповесть Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Легендарная экранизация романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» не только поразила зрителя захватывающим сюжетом о противостоянии сыщиков и банды «Черная кошка» в послевоенной Москве, но и стала площадкой, где собрались лучшие актерские силы страны. Владимир Высоцкий воплотил образ Жеглова, Владимир Конкин блестяще сыграл Шарапова, Сергей Юрский создал трагический образ несправедливо обвиненного человека, Александр Белявский стал безжалостным Фоксом, а Армен Джигарханян — печально знаменитым «Горбатым». И второстепенные роли были сыграны с не меньшей силой: Станислав Садальский предстал в роли воришки кошелька, Евгений Евстигнеев — «Ручечника» . Но особое место занимает персонаж по прозвищу Промокашка — именно его воплотил на экране Бортник.

Иван Бортник кадры из фильма "Иван да Марья" (1974). "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Иван Бортник кадры из фильма "Иван да Марья" (1974). "Место встречи изменить нельзя" (1979)

К моменту съемок в «Месте встречи…» Бортник уже был известен московскому театральному зрителю. Родившийся в 1939 году, он еще мальчишкой занимался в любительской киностудии при ЦПКиО имени Горького. Мечта о сцене определила выбор: окончив школу, Иван поступил сперва в ГИТИС, а затем перевёлся в Щукинское училище, где попал на курс Владимира Этуша. После выпуска его приняли в театр имени Гоголя, однако репертуар театра мало вдохновлял молодого артиста.

Бортник не скрывал, что вынужден был играть персонажей, далеких от настоящей драматургии: «Всех дегенератов переиграл, — иронизировал он, — драматурги какие-то случайные, репертуар — для залетных пассажиров, пьесы — одна нелепее другой». Но судьба распорядилась иначе: в 1967 году Юрий Любимов пригласил его в Театр на Таганке. Здесь актёр, по его признанию, наконец почувствовал вкус творчества. На таганской сцене он исполнил целую галерею разноплановых ролей: Лаэрта, Солёного, Сатина, Моцарта, а также… Коробочку. «Нет, на театр я не жалуюсь», — вспоминал он позже.

Кинематограф же долго не был благосклонен к Бортнику. Его дебют в фильме состоялся ещё в 1962 году, когда он работал в театре Гоголя. Ту работу — антирелигиозную драму «Исповедь» — он вспоминал без особого тепла: «Тогда такие фильмы были в моде». После дебюта последовал восьмилетний перерыв, а позднее Иван Сергеевич чаще появлялся на экране во второстепенных ролях, пусть и весьма выразительных.

Иван Бортник кадры из фильма "Родня" (1981). "Зеркало для героя" (1987)
Иван Бортник кадры из фильма "Родня" (1981). "Зеркало для героя" (1987)

Любопытно, что именно «Место встречи изменить нельзя» могло стать для Ивана Бортника первой крупной работой в кино, однако здесь сыграла роль и его давняя дружба с Владимиром Высоцким. Они действительно были очень близки, и Высоцкий посвятил Бортнику одну из своих песен — знаменитое «Письмо к другу», которое многие знают по строке: «Ах, милый Ваня…». Эта песня стала своеобразным символом их дружбы и доверия, лишний раз подчеркивая, как тесно были связаны их судьбы не только на сцене, но и в жизни.

Высоцкому удалось получить роль Глеба Жеглова, но идею утвердить Бортника на главную роль Шарапова не поддержали — двух ведущих актеров из Театра на Таганке на ключевых ролях посчитали избыточным риском. Тогда Говорухин предоставил Бортнику право выбрать любого персонажа на свой вкус, и тот остановился на Промокашке...

В сценарии этот персонаж был обозначен только как «молчаливый парень в кепке», без единой реплики. Режиссёр, однако, дал Бортнику свободу для творчества — и сцена на воровской «малине» во многом рождалась по его наитию. Но даже этот творческий вклад был значительно сокращён: консультант — генерал милиции — категорически возражал, опасаясь, что «Промокашка» станет кумиром дворовой шпаны.

Сам Бортник достаточно критично относился к своей работе в кино: «Честно говоря, далеко не всеми ролями горжусь. Есть такие, за которые даже немного неловко. А некоторые, даже совсем небольшие, люблю до сих пор. Например, в „Родне“».

Иван Бортник и Владимир Высоцкий
Иван Бортник и Владимир Высоцкий

Фильмография Бортника достаточно обширна, но сам актер выделял лишь отдельные работы. Среди них — «Зеркало для героя» (одна из редких его главных ролей), «Мусульманин» Владимира Хотиненко, а также «А был ли Каротин?» Геннадия Полоки. Одной из последних его киноработ стала картина Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», где Бортник вновь сумел раскрыть сложный характер.

В последние годы Иван Сергеевич редко выходил на сцену и практически не снимался: подводило здоровье, сказывались годы. Его последним появлением в кино стала роль председателя трибунала в историческом фильме «Око за око» (2010).

Ивана Бортника не стало в январе 2019 года — он ушёл из жизни на восьмидесятом году, оставив после себя богатое творческое наследие и множество ярких ролей, каждая из которых — живая страница отечественной культуры.

Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:

📝 Правила теста

В этом тесте вас ждут 20 фотоколлажей, в каждом из которых собраны три стоп-кадра из советских фильмов. Два кадра объединены одним фильмом, а третий — взят из другого советского шедевра. Ваша задача — внимательно рассмотреть каждую тройку и определить, какой из кадров выбивается из общего ряда, то есть принадлежит другому фильму. Проверяйте свою наблюдательность, память и знание золотой эпохи отечественного кинематографа. Не спешите, сравнивайте детали, вспоминайте знакомые сцены!

Пусть сегодня на несколько минут у вас получится отложить заботы и просто поиграть в игру памяти — пусть она будет для вас лёгкой, тёплой и радостной! Удачи на пути по кинематографическим тропинкам, новых открытий и ярких эмоций. 🎬

Тест о советском кино: какой из трёх кадров здесь явно не на своём месте?