Найти в Дзене
Литрес

Несносные: режиссёры-тираны, которые изводили актёров и команду на съёмочной площадке

Оглавление

В мире кино гениальность режиссёра нередко соседствует с деспотизмом. Многие культовые фильмы были созданы под руководством профессионалов, чьи методы работы повызывали споры и осуждение. Некоторые актёры настолько были вымотаны и травмированы, что даже бросали семью – разводились. В этой статье мы собрали подборку режиссёров, чья тирания на съёмочной площадке стала легендарной.

Иван Пырьев: царь «Мосфильма», от которого зависели судьбы

В послевоенном советском кино никто не обладал такой властью, как Иван Пырьев – режиссёр, директор «Мосфильма», а затем и глава Союза кинематографистов. Он пользовался своим положением без стеснения, особенно в отношениях с актрисами. Отказ от личной близости с Пырьевым почти гарантировал забвение. Так, блистательная актриса Екатерина Савинова, отказав ему и даже дав пощёчину на съёмочной площадке, вскоре осталась без ролей. Та же участь постигла Клару Румянову, Ольгу Бган, Людмилу Марченко, Ию Арепину.

Даже бывшие жёны Пырьева – Ада Войцык и Марина Ладынина – лишились карьерных перспектив после развода. А Элина Быстрицкая, отвергнув режиссёра, оказалась в «чёрном списке» и стала невыездной. Светлана Светличная тоже не могла получить сильную роль – таковым было наказание обиженного мэтра. Он рушил карьеры актрис, за что и получил прозвище «русский Вайнштейн». Положение режиссёра изменилось после смерти Сталина. Лишившись покровителя, в 1965 году он всё-таки потерял свой пост.

Валентин Плучек

-2

Плучек, как и его коллега Иван Пырьев, любил молодых актрис. Он часто приглашал их в свой кабинет – поговорить о роли и не только. Татьяна Егорова в книге «Андрей Миронов и я» с отвращением прошлась по режиссёру, поведав миру о его непристойном поведении:

«новые артистки театра, стремительно бежали на четвертый этаж к кабинету худрука кто первый ворвется, раздвинет молнию в ширинке и потелебонькает то, что телебонькать уже нечего».

Альфред Хичкок: страх в кадре – и за его пределами

Маэстро саспенса Альфред Хичкок славился тем, что превращал актрис в орудие своего стиля – иногда буквально. Так, на съёмках «Птиц» он добивался настоящего ужаса в глазах актрисы Типпи Хедрен, бросая в неё живых птиц. Голуби и вороны клевали и царапали женщину, оставляя настоящие раны, – всё ради идеального крика и ужаса в кадре.

-3
«Он был извращённым контролёром – не только над фильмом, но и над женщинами», – писала Хедрен в мемуарах.

Позже актриса призналась, что Хичкок домогался её и мстил отказами в съемках новых проектов, вычеркнув из своего круга. Его методы шокировали даже по меркам того времени.

Стэнли Кубрик: одержимость, граничащая с жестокостью

Один из самых влиятельных режиссёров XX века, Стэнли Кубрик, доводил перфекционизм до крайности. Его маниакальная тяга к идеалу сводила съёмочную группу с ума. На съёмках одного из фильмов оркестровый эпизод он переснимал больше сотни раз – композитор Леонард Розенманн не выдержал и в ярости попытался задушить Кубрика.

Особенно изнурительной стала работа над его последним фильмом «С широко закрытыми глазами», где главные роли исполнили Том Круз и Николь Кидман.

-4

Кубрик влезал в их личную жизнь, часами беседуя с Кидман на интимные темы и заставляя её пересматривать эротические сцены – всё ради нужной эмоции. Перед съёмками актёров ждали месяцы психологической «подготовки». Эмоции в кадре были настолько правдивыми, потому что режиссёр сознательно провоцировал ревность и напряжение между супругами.

Сцену, где героиня раздевается, переснимали 50 раз, а постельную сцену – 45. После окончания съёмок Кубрик скончался от инфаркта, а его главные актёры – эмоционально истощённые – вскоре развелись после десятилетнего брака.

Дэвид О. Рассел: гений с кулаками

Голливудский режиссёр Дэвид О. Рассел известен не столько своими фильмами («Боец», «Афера по-американски»), сколько скандалами на площадке. Его манера общения – крик, маты, унижение. Во время съёмок «Три короля» он устроил перепалку с Джорджем Клуни. Тот заступился за ассистента, на которого Рассел буквально орал, и получил в ответ грубость. Конфликт закончился дракой, после которой актёр заявил, что никогда больше с ним не будет работать.

-5

На съёмках «Взломщиков сердец» Рассел заходил ещё дальше – снимал одежду, шокируя коллег, а на актрису Лили Томлин орал так громко, что ролик попал в сеть и стал вирусным. Тем не менее, режиссёр продолжает снимать, а актёры – работать с ним, рассчитывая на «оскароносный» результат.

Фрэнсис Форд Коппола: на грани безумия

Работа с Фрэнсисом Фордом Копполой – это не просто съёмки, это психологическая и физическая полоса препятствий. Его культовая картина «Апокалипсис сегодня» подорвала здоровье всей команде. Съёмки затянулись почти на два года, бюджет вышел из-под контроля, а площадка в джунглях Филиппин напоминала фронт – с настоящими вертолётами, оружием, постоянными ливнями и тропическими болезнями.

-6

Актёр Мартин Шин перенёс сердечный приступ прямо на площадке, съёмки остановили, но Коппола продолжал монтировать уже отснятое – в трейлере, установленном в джунглях. В какой-то момент сам режиссёр признался: «Я не снимаю фильм – я переживаю нервный срыв». Он угрожал себе самоубийством, продавал имущество, чтобы доснять картину, и ежедневно боролся не только с погодой, но и с собственной манией величия.

Марлон Брандо прибыл на съёмки с лишним весом, без выученного текста и с полным непониманием сценария. Коппола был в ярости, но не терял самообладания: он придумал, как снимать Брандо в тени, скрывая его физическую форму. Он буквально переписывал диалоги за актёра прямо во время съёмки.

-7

Жена режиссёра Элеонора отмечала, что на съёмочной площадке творился настоящий ад – актёры на грани нервного срыва, техническая команда в слезах, а сам Коппола – в полубреду, убеждённый, что фильм провалится.

Однако «Апокалипсис сегодня» стал шедевром, взял «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и вошёл в историю. Но, как часто бывает с гениальными проектами, он оставил после себя разрушенную психику участников и слухи, которые тенью следуют за великим режиссёром.

Уильям Фридкин: шок и боль

Режиссёр «Изгоняющего дьявола» Уильям Фридкин использовал жестокие методы для достижения реалистичных сцен. Актрисы Линда Блэр и Эллен Бёрстин были физически травмированы из-за резких движений на тросах. Это приводило к настоящим крикам от боли, которые режиссёр использовал в фильме.

-8

Актриса Бёрстин получила серьёзную травму спины. К тому же, если мэтру что-то не нравилось, он действовал радикально. Фридкин был известен своими вспышками гнева и увольнениями сотрудников .

Отто Премингер: «Отто Ужасный»

Американский режиссёр австрийского происхождения Отто Премингер прославился не только своими фильмами, но и деспотичным поведением на съёмках.

Композитор Элмер Бернстайн вспоминал, что Премингер был «пугающим человеком».

Актриса Линда Дарнелл рассказала, что её постоянно унижали на площадке. Крики, грубость, брань во время съёмок фильма «Навеки Эмбер» привели к обморокам актрисы. Премингер также жестоко обращался с начинающей актрисой Жан Сиберг, доведя её до нервного срыва.

-9

Несмотря на нелестные отзывы, Премингер был дважды номинирован на «Оскар» как лучший режиссёр за фильмы «Лора» и «Кардинал».

-10