Найти в Дзене

Аэробар на многодневке: зачем он нужен и как подобрать для МТВ.

На свою первую ультру я не ставил аэробар, и у меня было логичное объяснение (в первую очередь для самого себя), почему я этого не делаю. Мне не хотелось ввязываться в ещё одну большую задачу: изучать материалы, заказывать дорогой лежак, делать байкфит, тренироваться с ним. Гонку я, конечно, проехал, и ничего страшного со мной без лежака не случилось. Ко второй большой гонке я нашёл силы и заказал лежак (чуть-чуть не тот, как потом выяснилось), и нисколько об этом не жалею. Сейчас я адепт лежака и не представляю без него даже 100-километровых выездов. В этой статье я не буду разбирать, как делать байкфит под лежак, что вам понадобится и как тренироваться. Для этого есть специалисты, которые точно смогут помочь — я рекомендую обратиться к ним для настройки посадки. Правда, есть одна небольшая поправка: вас будут фитить в аэропозицию, чтобы лежак выполнял свою основную функцию. И ещё один важный момент: МТВ из-за своей геометрии не очень подходят для установки аэробаров, если вы использу
Оглавление

На свою первую ультру я не ставил аэробар, и у меня было логичное объяснение (в первую очередь для самого себя), почему я этого не делаю. Мне не хотелось ввязываться в ещё одну большую задачу: изучать материалы, заказывать дорогой лежак, делать байкфит, тренироваться с ним. Гонку я, конечно, проехал, и ничего страшного со мной без лежака не случилось.

Ко второй большой гонке я нашёл силы и заказал лежак (чуть-чуть не тот, как потом выяснилось), и нисколько об этом не жалею. Сейчас я адепт лежака и не представляю без него даже 100-километровых выездов.

В этой статье я не буду разбирать, как делать байкфит под лежак, что вам понадобится и как тренироваться. Для этого есть специалисты, которые точно смогут помочь — я рекомендую обратиться к ним для настройки посадки. Правда, есть одна небольшая поправка: вас будут фитить в аэропозицию, чтобы лежак выполнял свою основную функцию.

И ещё один важный момент: МТВ из-за своей геометрии не очень подходят для установки аэробаров, если вы используете горный велосипед для гонок. Поэтому вам придётся найти спеца, который возьмётся за вашу задачу без закатывания глаз. Также стоит обратить внимание на выбор самого лежака, потому что подлокотники, скорее всего, придётся подвинуть ближе к себе или поставить специальный адаптер (о нём я расскажу ниже). С гравийниками история проще — по геометрии они близки к эндуранс-версиям шоссейников.

Как сделать байкфит дома?

Вам понадобится станок и видеокамера на штативе (или стопке книг). Как это делать, объясняют сотни роликов на YouTube.

В этой статье я хочу рассказать, на что обратить внимание при выборе лежака и какие модели подходят для многодневок

Итак, зачем нужен лежак? (Плюсы)

Отдых. Разгрузка рук. Да, плечи и шея будут напрягаться, но главное — вы снимете нагрузку с запястий и предплечий.

Аэродинамика. Если у вас есть мощемер, вы сразу заметите, как снизится мощность при той же скорости. Даже без замеров можно увидеть по пульсометру, как замедлится сердцебиение в аэропозиции.

Дополнительное место для багажа. На лежак можно много чего навесить, а ещё на палках удобно сушить перчатки — особенно если вы едете в широтах с переменчивой погодой.

Без минусов никуда:

❌ Дополнительный вес на руле.

❌ Необходимость байкфита и, скорее всего, замены седла.

❌ Нужно искать новые решения для крепления оборудования (которое раньше размещалось на руле).

❌ Требуются дополнительные тренировки для езды в лежачей позиции.

❌ Ездить на лежаке комфортно только на ровной поверхности (хотя со временем можно привыкнуть и к грейдеру).

❌ Управляемость снижается — держаться за грипсы безопаснее.

Как видите, минусов даже больше, чем плюсов. Правда, половина из них доставляет неудобства только на этапе подготовки. Удовольствие и польза от лежака всё компенсируют.

Погнали!

Первое, что нужно сделать — замерить посадочную ширину на руле и обратить внимание на геометрию трубы рядом с местом крепления выноса.

-2

- На дроп-барах труба иногда сплющивается для удобного хвата — это хорошо для рук, но плохо для крепления лежака.

- На флэт-барах труба после выноса часто сужается, и лежак может не встать. Выбирайте руль с максимально ровной трубой или лежак с широко разнесёнными подлокотниками.

Основные настройки аэробара

1. Подлокотники

- Должны быть широкими, с толстыми мягкими подушками.

- Регулировка по продольной оси: для ультрагонок лучше сдвинуть их ближе к седлу.

- Наклон подушек: большинство можно наклонить внутрь до 15°.

- Толщина: например, у Profile Design есть подушки 16 мм и 20 мм — толстый вариант удобнее для бездорожья.

2. Палки / рога / лыжи

- Чем острее угол, тем неудобнее для кистей.

- Диаметр обычно 22 мм (алюминий или композит).

- Внутри можно проложить провода для электронных переключателей.

- Рекомендую сделать обмотку в местах хвата — так теплее и удобнее.

Как регулируются палки?

- По длине,

- По ширине,

- По углу наклона.

3. Высота

- Почти для всех аэробаров есть проставки (райзеры). Я свои печатал на 3D-принтере — просто ради эксперимента.

Особенности для посадки.

На данной модели подлокотники можно двигать по палкам
На данной модели подлокотники можно двигать по палкам

На горном велосипеде с флэт-баром и гравийнике с дроп-баром, скорее всего, придётся сдвинуть подлокотники ближе к себе. Важно выбрать лежак с такой регулировкой (крепление подлокотников на палках) или использовать адаптер (о нём я упоминал в начале).

Минусы адаптера:

- Нужно опустить вынос ниже по штоку.

- Дополнительный вес.

Плюсы:

- Установка лежака занимает несколько минут.

Высота лежака и положение седла

-5

На ультравелосипеде аэробары лучше располагать на несколько сантиметров выше седла. Это нужно не столько для комфорта, сколько для сохранения угла в тазобедренном суставе при смене посадки.

Если вы замечаете, что:

- Съезжаете к носу седла → посадка слишком агрессивная. Попробуйте сдвинуть седло вперёд или поднять лежак.

Для максимально аэродинамичной посадки можно рассмотреть адаптер типа REDSHIFT Dual-Position Bike Seatpost, смещающий седло ближе к рулю (но я эту тему глубоко не изучал).

-6

Альтернативы классическим лежакам

Системы для байкпакинга BARYAK — на них можно навесить много полезного, но нет гибкости в настройке.

Мини-аэробары — компактные, но для долгих гонок не подходит.

Сумки и крепление оборудования

Лежак — отличное место для багажа, который нужно часто доставать (куртка, перчатки и т. д.) Не занимайте центральную часть под велокомпьютер — его можно перенести на шток вилки.

Вывод

Чтобы лежак приносил пользу, придётся потратить время, силы и деньги. Вероятно, ваш первый лежак вы потом замените — но это часть пути к удобной и эффективной посадке на многодневках.

На трёх из шести сегментов Baikal Bikepacking Race лежак точно пригодится!

[Подписаться на Telegram-канал гонки]

[Сайт гонки]