Найти в Дзене
Авиационный уголок

Авиакатастрофы по глупости

Авиация — это один из самых безопасных видов транспорта. Например, в 2024 году, согласно отчету IATA, в мире было выполнено примерно 40,6 миллионов коммерческих авиарейсов, а количество происшествий с человеческими жертвами составило 7 штук. То есть, вероятность возникновения авиационной катастрофы - приблизительно 1 к 5 800 000. Это сравнимо с вероятностью выиграть крупную сумму денег в лотерею. Кстати, эти показатели гораздо хуже, чем аналогичные показатели за 2023 год - тогда произошла одна авиакатастрофа при 38,6 млн выполненных рейсов. Конечно, количество авиационных происшествий в целом гораздо выше - примерно 1 на 900 000 рейсов. Тем не менее, это все еще очень маленькая вероятность. Но! Практически каждое авиационное происшествие сразу попадает в новостные ленты и становится предметом бурного обсуждения. В то же время, на автомобильные аварии пусть даже с летальным исходом мало кто обращает особое внимание. Большое число авиационных катастроф происходит по вине экипажа воздушно
Оглавление

Авиация — это один из самых безопасных видов транспорта. Например, в 2024 году, согласно отчету IATA, в мире было выполнено примерно 40,6 миллионов коммерческих авиарейсов, а количество происшествий с человеческими жертвами составило 7 штук. То есть, вероятность возникновения авиационной катастрофы - приблизительно 1 к 5 800 000. Это сравнимо с вероятностью выиграть крупную сумму денег в лотерею. Кстати, эти показатели гораздо хуже, чем аналогичные показатели за 2023 год - тогда произошла одна авиакатастрофа при 38,6 млн выполненных рейсов.

Конечно, количество авиационных происшествий в целом гораздо выше - примерно 1 на 900 000 рейсов. Тем не менее, это все еще очень маленькая вероятность. Но! Практически каждое авиационное происшествие сразу попадает в новостные ленты и становится предметом бурного обсуждения. В то же время, на автомобильные аварии пусть даже с летальным исходом мало кто обращает особое внимание.

Большое число авиационных катастроф происходит по вине экипажа воздушного судна. В этой статье мы кратко рассмотрим несколько наиболее известных авиакатастроф, произошедших из-за неправильных или преступных действий экипажа.

Ситуация из разряда "ой". Никто не пострадал. Фото из интернета
Ситуация из разряда "ой". Никто не пострадал. Фото из интернета

1. Катастрофа в Тенерифе (1977) – 583 погибших

Самая смертоносная авиакатастрофа в истории произошла из-за роковой ошибки экипажа. В аэропорту Лос-Родеос два самолета Boeing 747 (KLM и Pan Am) одновременно оказались на одной взлетно-посадочной полосе из-за тумана.

Компьютерная реконструкция авиакатастрофы на Тенерифе. Картинка из интернета.
Компьютерная реконструкция авиакатастрофы на Тенерифе. Картинка из интернета.

Капитан борта авиакомпании KLM, не дождавшись разрешения на взлет от диспетчера, начал разбег по ВПП. Увидев самолет Pan Am слишком поздно, он попытался взлететь, но столкновение было неизбежно. Погибли все находящиеся на борту KLM и большинство - на Pan Am.

Причина: Поспешное и неправильное решение капитана KLM о начале взлета и плохая связь с диспетчером.

2. Катастрофа Ту-154 под Донецком (2006) – 170 погибших

Самолет Ту-154М авиапредприятия "Пулково" разбился, упав с эшелона. Трагедия произошла по вине ошибочных и самоуверенных действий командира воздушного судна. При попытке обойти сверху грозовой фронт с верхней границей облачности, превышающей высоту в 12 километров, экипаж допустил выход самолета на закритические углы атаки, в результате чего произошло сваливание воздушного судна в плоский штопор. К сожалению, вывести самолет такого типа из плоского штопора является практически невозможным...

Характер командира воздушного судна Корогодина оценивался как "склонный к риску". Это могло, и скорее всего сыграло одну из ключевых ролей в цепочке событий, приведших к трагедии.

В сети легко можно найти реконструкцию этого полета с реальными записями переговоров членов экипажа. Предупреждаю - не для слабонервных.

Разбившийся борт Ту-154М RA-85185. Фото из открытых источников
Разбившийся борт Ту-154М RA-85185. Фото из открытых источников

Причина: Выход самолета на закритические режиме по причине неграмотных действий экипажа.

3. Рейс 593 Аэрофлота (1994) – 75 погибших

Самолет Airbus A310 разбился в Сибири из-за того, что капитан разрешил своим детям управлять лайнером. Его сын (которого КВС лично усадил в свое кресло "порулить") случайно отключил автопилот, "пересилив" штурвал, а экипаж не сразу понял ситуацию. Самолет вошел в интенсивное снижение, второй пилот из-за отодвинутого назад кресла и возникших перегрузок не мог дотянуться до органов управления и исправить ситуацию, а юноша не понимал команд на сленге летчиков (команда "держи штурвал" воспринималась им буквально - он держал штурвал в отклоненном положении, а не выравнивал самолет, что и имелось ввиду). В один момент командир смог занять свое место и у экипажа даже получилось выровнять лайнер, однако самолет врезался в сопку на высоте порядка 600 метров.

В интернете также можно найти реконструкцию этого полета с записью переговоров членов экипажа. Картинка - кадр из такой реконструкции.

Вот такое положение принял авиалайнер после вмешательства в управление. Реконструкция полета по данным бортовых самописца. Фото из интернета.
Вот такое положение принял авиалайнер после вмешательства в управление. Реконструкция полета по данным бортовых самописца. Фото из интернета.

Причина: Грубое нарушение правил выполнения полетов, потеря экипажем пространственной ориентации и нескоординированные действия по выводу самолета из сложного пространственного положения.

Что в итоге?

Здесь кратко описана очень малая часть авиакатастроф, произошедших по причине банального "пофигизма" и неправильных действий экипажей самолетов. Большинство этих катастроф можно было предотвратить, если бы экипаж строго соблюдал процедуры, не допускал самонадеянности и лучше реагировал на нештатные ситуации.

Призывает ли этот материал не летать на самолетах? Категорически - нет. Летать можно и очень даже нужно. Авиация все еще является одним из самых безопасных видов транспорта в мире. Попасть в ДТП на дороге из-за пьяного дебила несознательного гражданина, не соблюдающего ПДД, гораздо вероятнее, чем в целом попасть в аварийную ситуацию на самолете. Но и от машин ведь никто не отказывается :)

Желаем, чтобы подобные описанным выше трагедии не повторялись.

Спасибо за внимание!

Почитать еще:

Плоскоземельщики, вам сюда

Может ли самолет лететь без одной половинки крыла