Вторжение монгольских полчищ в Дагестан произошло в начале 13 века.
«Цари Казанский и Астраханский были, так сказать, такими властителями, которых уважали более или менее все народы земли Черкесской, Крыма, обоих Кабард и Дагестана, в самом обширном значении этого слова. Все племена эти находились под скипетром потомков Чингис-Хана: следовательно по праву народному, все признавшие прежде власть обоих побежденных государей, должны были теперь покориться их победителю.» [1]
КАЙТАГСКИЕ УЦМИИ
Версия об арабском происхождении кайтагских уцмиев является поздним книжным вымыслом или легендой. К такому выводу пришли российские этнографы:
«Рассказ о принятии кайтаками ислама еще при Абу-Муслиме (VIII в. по Р. Хр.), о происхождении кайтацких владетелей-уцмиев от арабского эмира Хамзы, поставленного Абу-Муслимом, и о происхождении титула уцмиев от арабскаго слова „исми" - именитый, носит на себе все признаки очень позднего книжного вымысла. Первым уцмием, о котором говорят исторические известия, должен быть признан, повидимому, Султан-Ахмед, умерший в 1587-8 по Р. Хр.. Ему приписывается основание селения Маджалис (арабск. множ. число от слов меджлис-заседание, собрание), куда приходили жители окрестных деревень для совещания о своих делах.» [2]
Кайтагские уцмии изначально были судьями и были поставлены персидским шахом над кайтагцами в качестве правителя для обеспечения безопасного транзита торговых караванов от грабежей:
«Власть уцмия, бывшего на первых порах не более, как выборным судьей, стала крепнуть именно в это время, между прочим, благодаря поддержки, какую она нашла со стороны персидских шахов. Желание сделать вполне безопасными для торговцев те горные проходы, по которым лежит путь из Дербента в Тарки, резиденцию вассального по отношению к Персии правителя - Шамхала, невольно побуждало персидских монархов искать союза и единения со всяким, кто так или иначе мог положить конец ежечасным набегам и грабежам со стороны горских народностей Дагестана, а в этом именно положении и находился Кайтагский уцмий. Народ поставил их судьями над собою. Исключительно с этою целью иноземные государи в свою очередь возлагали на них заботу об обеспечении свободы торговых путей и искоренении грабительства и разбоев.» [3]
Сами кайтагские уцмии считали себя потомками Чингисхана:
«По смерти Усмея Омир Гамзы, наследовал ему Рустем-Хан, который в 1802 возобновил присягу на подданство России. Ему наследовал сын его, Усмей Али-Хан, генерал-майор Российской службы. Ханы Кайтацкие считают себя потомками Чингис-Хановыми.» [4]
Кайтагцы так же были на стороне Тохтамыша против Тамерлана и к началу 15 века не были мусульманами:
«…кайтаки упоминаются в рассказе о борьбе между Тимуром (Тамерланом) и Тохтамышем в 1395 г. Пройдя через Дербент, Тимур у подошвы гор Эльбурз (т.-е. Кавказского хребта) встретил кайтаков, сторонников Тохтамыша. По приказанию Тимура, его воины произвели неожиданное нападение на этихъ людей ,безъ веры" и подвергли их поголовному избиению; спасся один из тысячи; все кайтакские деревни были сожжены» [5]
ШАМХАЛЫ (ТАРКОВСКИЕ)
Российский востоковед, специалист по тюркологии, иранистике и монголистике, заслуженный профессор Санкт- Петербургского университета Илья Николаевич Березин подверг большому сомнению историю Шамхалов восходящих от арабских сподвижников:
«Можно полагать явление Шамхалов в Дагестан гораздо позднее, нежели указывает Дербендиада, и притом господствование их над Дагестаном во время халифата подверженно большому сомнению.» [6]
Сами же арабские источники указывают на чингизидское происхождение шамхалов:
«После того, как сыновья Мираншаха правили какое-то время в этих регионах, появились акаки и взяли под свой контроль окраины Дагестана, и таким образом власть сыновей Тимура в этих регионах была снята. Народы Северного Дагестана добились независимости и поставили над собой князя из рода Чингизидов, которого назвали Шамхалом.» [7]
В российской историографии подробно описаны события произошедшие в 1326 году, тогда в Тверь прибыл Шамхал, который был двоюродным братом Хана Узбека:
«…Вместе с известием о казни брата, Александр Михайлович получил от хана и грамоту на престол Великокняжеский. Но недолго он владел им. Не прошло года, как приехал в Тверь двоюродный брат Узбека, Шевкал, со множеством Татар…» [8]
В родословной Чингисханав упоминается тот самый Шамхал сын Тудана:
«Адиль-гирей был правнуком Сурхая - Шамхала Тарковского, принявшего при Михаиле Федоровиче русское подданство, но, конечно, номинально скорее. Этот Сурхай был, кажется, еще из потомства Чингиз-хана при преемниках которого племянник Узбека - Чол-хан Тарковский в Твери нашел смерть от руки князя Александра Михайловича (1327 г.)» [9]
О временах Золотой Орды сохранились народные песни:
«От татарской эпохи до нас дошло всего несколько песен, какова, например: песня о Щелкане Дудентьевиче, где под именем Азвяка, разумеется татарский хан Узбек, а под именем Щелкана Дудентьевича - Шевкал, сын Дюденя, родственник хана.» [10]
Бесспорно Шамхалы были тюрками по происхождению из рода Чингизидов. Их резиденция была в Тарках на равнине Дагестана и в последующем слились в кумыкском этносе, который тоже является тюркским:
«Сколько известно, кумыки с шамхальцами одного начала и судя по языку-татарского происхождения. Шамхалы назывались «Тарковскими» по имени аула Тарки, где они с незапамятных времен имели свое местопребывание. Из нашей отечественной истории известно, что воевода Бутурлин, посланный в 1603 году с войском к берегам Каспия, по просьбе шамхала построил крепость для защиты его резиденции, селения Тарков.» [11]
Шамхалы имели так же резиденцию в лакском ауле Кумух, там они укрывались он нападения московских царей:
«А Шевкал и дети его живут больше „в Казы - Кумыках в горах, подали от Русских городов, и места крепкие; а только Государевы люди его там найдут, и ему только бежать в Шамаху и в Баку к Турскому.» [12]
Шамхалы правили над лакцами и владели соответствующими землями:
«Шамхалы правили казикумухцами до половины XVII ввка; но о деяниях их, почти в течении 9 столетий, до вступления их в сношения и подданство государей Российских, нам ничего неизвестно.» [13]
Кумыки называли себя «детьми Золотой орды» и лакцы (казы-кумыки) одного с ними происхождения:
«По низовью Терека живет издавна народ татарского поколения, называемый Кумыками, Казы-Кумыками, Кумыхами. Ни история, ни народные предания, не означают определительно времени, когда он здесь поселился; еще Птоломей, в свое время, писал, что по приморским рукавом Терека живет народ «Ками» или «Каман». Впрочем сами Кумыки называют себя «детьми Золотой Орды» (Кипчак-аул): что и вероятно, судя по употребляемому ими татарскому наречию, отличному от Ногайского.» [14]
Казы-кумыки (лакцы) - ветвь кумыкского народа:
«КУМУКИ или Кумыки, тюркский народ, названный так по названию города Кумук на реке Койсу, расположенного на северо-западе Кавказа, и управляемый мелкими князьями, которые принимают титул Шамхалов, как и Тарку. Гази-Кумуки или Кази-Кумуки являются ответвлением этого народа.» [15]
Но казы-кумыки (лакцы) не говорят на тюркском языке, а употребляют наречие входящее в нахско-дагестанскую семью языков:
«Хотя язык, на котором говорят в княжествах Гази-Кумук и Кайдек, раньше был только один и славился, однако провинции уже не понимают произношения друг друга; что в Гази-Кумуке смешаны со словами Лезги, по их диалекту, и татарским; напротив, в Кайдеке говорят на чистом староарабском языке, смешанном с ногайско-татарским. Язык Табасаран не имеет никакой связи с арабским и татарским, а принадлежит к древнему своеобразному языку Кавказа.» [16]
Российский историк и исследователь Кавказа Семен Броневский объясняет в своем труде, то как современные лакцы перестали говорить на тюркском:
«КазыКумыки должны быть древнейшие пришельцы, потому что они перемешавшись с Лезгинами, вовсе почти оставили Татарский язык и употребляют Лезгинское наречие.
Казы-Кумыки, будь они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причитаются к Лезгинам…» [17]
Лакцы и Кумыки это потомки древних Хазар:
«На севере живут кумыки, в центре - казикумыки, или лаки, а на юге-татары. Не один раз уже на этих страницах упоминалось о народе «кумыки» , «казикумыки». Эти ветви одного и того же тюркского народа сыграли видную роль в истории Кавказского края. Они прежде всего пришельцы. Кумыки, как уже сказано, тюркского племени, и некоторые исследователи-антропологи уверяют, что это - потомки древних хозар, сдвинутых сюда еще во времена седой древности.» [18]
Соблюдая временную цепочку исторических событий, то очевидно понятно, что античные хазары, чьи земли были севернее Дербента, в последующем стали именоваться кумыками. После распада Золотой Орды кумыками был избран Шамхал из рода Чингизидов, которые так же были тюрками. У Шамхалов помимо резиденции Тарки на равнине, была еще и резиденция в горах (Кумухе), где они укрывались от вторжений. Лакцы это часть Кумыков поселившаяся в горах и смешавшись с лезгинами перешла на «корявое» лезгинское наречие, оставив тюркское (кумыкское).
Портрет Агалар бека Казикумухского (1817-1858)
ИСТОЧНИК:
- [1] Журнал министерства народного просвещения, часть LI Санкт-Петербург 1846.
- [2] Этнографическое обозрение, выпуски 84-87. Редакции Миллера, Янчука, Богданова. Москва 1910.
- [3] Этнографическое обозрение, под редакцией Н.А. Янчука. Кн-4. Москва 1890.
- [4] Энциклопедический лексикон, том 3, Санкт-Петербург 1835.
- [5] Этнографическое обозрение, В.Миллер, К.Янчука, В.Богданова. Москва 1910.
- [6] Путешествие по Дагестану и Закавказью. Березин. Ч.1. Казань, 1850.
- [7] История Джаудата. Том 1. Авторы: Джавдат, Ахмед, Бейрут 1890.
- [8] История России. В рассказах для детей. Издание 3. Часть 1. Санкт-Петербург 1847.
- [9] История родов русского дворянства, составил П.Н. Петров. Том 1. Санкт-Петербург 1886.
- [10] Очерки истории русской литературы. Караулов. Том 1. Издание 2. Одесса 1870.
- [11] Русская старина, Том 79. Санкт-Петербург 1893.
- [12] История государства российского, том XI. Санкт-Петербург 1824.
- [13] Сборник сведений о кавказских горцах, выпуск 1. Тифлис 1863
- [14] Журнал министерства народного просвещения, часть XLII. Санкт-Петербург 1844.
- [15] Nouveau dictionnaire de la conversation ou repertoire universel. Publié par Auguste Wahlen, tome 14. Brurelles 1843.
- [16] A general, historical, and topographical description of Mount Caucasus. With a catalogue of plants indigenous to the country. Том 1. Charles Wilkinson. London 1807.
- [17] Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Семен Броневский. Москва 1823 год.
- [18] Покоренный Кавказ, очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа. А.А.Каспари. Санкт-Петербург 1904.