Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

"Главное, чтобы чтение было в радость!" Интервью с Эльвирой Смелик и Екатериной Горбуновой, авторами триллера "Смерть в пионерском галстуке"

Издательство "Эксмо" опубликовало дайджест, в котором подвело итоги мая. и вот, среди топовых книг, мы видим "Смерть в пионерском галстуке", тот самый подростковых триллер, о котором директор издательства совсем недавно говорил, как о феномене, неожиданно "выстрелившей" серии. Действительно, сегодня у книг немалые тиражи и огромный интерес читательской аудитории. Книгу хвалят и критикуют, но она никого не оставляет равнодушными. С авторами я знакома давно, еще со времен форума конкурса "Новая детская книга", а потому не задать им вопросы о серии не могла. Приглашаю и вас познакомиться с авторами поближе)) «Смерть в пионерском галстуке» и «Пионерская клятва на крови» стали неожиданными бестселлерами Эксмо, на конференции Эксмо генеральный директор Евгений Капьев говорил о серии как о чуде. Так что же это: внезапная удача или результат кропотливой работы? Е.Г.: С самого начала, как появился этот сюжет, я твердила Эльвире, что мы крутышки. Не знаю, это заклинание, вера в себя и свои силы,

Издательство "Эксмо" опубликовало дайджест, в котором подвело итоги мая. и вот, среди топовых книг, мы видим "Смерть в пионерском галстуке", тот самый подростковых триллер, о котором директор издательства совсем недавно говорил, как о феномене, неожиданно "выстрелившей" серии. Действительно, сегодня у книг немалые тиражи и огромный интерес читательской аудитории. Книгу хвалят и критикуют, но она никого не оставляет равнодушными. С авторами я знакома давно, еще со времен форума конкурса "Новая детская книга", а потому не задать им вопросы о серии не могла. Приглашаю и вас познакомиться с авторами поближе))

«Смерть в пионерском галстуке» и «Пионерская клятва на крови» стали неожиданными бестселлерами Эксмо, на конференции Эксмо генеральный директор Евгений Капьев говорил о серии как о чуде. Так что же это: внезапная удача или результат кропотливой работы?

Е.Г.: С самого начала, как появился этот сюжет, я твердила Эльвире, что мы крутышки. Не знаю, это заклинание, вера в себя и свои силы, энергетика… или что-то мистическое. Но мы рады, что у нас получилось :). Но, разумеется, невидимой кропотливой работы очень много. Это всегда и проработка персонажей, и накопление материала, и обдумывание сюжетных ходов. Проще, когда авторов двое, тогда математически меньше возможностей попасть в затык у обоих. Ну и у меня очень хороший соавтор, с которой мы подпинываем друг друга.

Э.С. Это, конечно, чудо. Но, хочется верить, закономерное. Удача, но не внезапная. До неё мы действительно проделали большой и трудный путь. Поэтому, считаю, мы определенно всё это заслужили.

Вы в чудеса верите?

Е.Г.: В те, которые можно объяснить. Потому что любое чудо оказывается так или иначе рукотворным. Просто иногда мы чего-то знаем, а чего-то нет. Но то, что можно творить чудеса – это здорово! Это мне очень нравится!

Э.С. Верю. Именно в закономерные. Такие как в «Алых парусах», созданные своими и чьими-то руками.

Как пришла идея поработать с детскими страшилками, которыми нас пугали на посиделках у летних костров? Все эти Пиковые дамы, Черные охотники.

Э.С. Скажу честно, хоррор на бумаге меня не задевает и не пугает. Всякие кровавые подробности и описания издевательств вызывают только отвращение. Чтобы испугаться нужен именно реальный повод для страха. Остальное действует слабо. Поэтому мы работаем не совсем со страшилками. Триллер – это прежде всего напряжение, ожидание, остросюжетные жутковатые приключения. А страх тут скорее побочный эффект. Напугать – не главное, главное, чтобы захватило и заставило переживать.

Вы были любительницами детского летнего отдыха? Часто отправлялись в летние лагеря?

Э.С. Лично я ездила в пионерский лагерь почти каждое лето, начиная с окончания первого класса и по восьмой. Иногда даже на две смены. К тому же в наше время школьники обязательно каждое лето ездили в ЛТО (лагерь труда и отдыха), помогать местным колхозам в борьбе за урожай. Это в принципе тот же пионерский лагерь, только еще и с четырехчасовым рабочим днем, и не в компании новых ребят, а все тех же дорогих одноклассников. Смена там тоже длилась почти месяц. Смена в городском летнем лагере при школе тоже была. Так что в этом деле личный опыт у меня большой. И, если не считать первую поездку после 1 класса, когда все было слишком непривычно и ново, это отличный и прикольный отдых.

Е.Г.: В отличие от Эльвиры в детстве я только один раз отдыхала в школьном лагере. Но почти все лето я проводила в саду, с бабушкой и дедушкой, а еще там была подходящая по возрасту компания таких же детей. Разумеется, мы много чего вытворяли и придумывали. А с восемнадцати лет и до окончания института я уже работала вожатой. И там пригодились и придуманные истории, и прочитанные, и услышанные где-то. Наверное, страшилки нравятся всем детям без исключения :).

С вами случались какие-то мистические истории во время летнего отдыха?

Э.С. Ничего такого сверхестественного не случалось. Но даже не знаю, хорошо это или плохо )))

Е.Г.: Не знаю, можно ли отнести это к мистической истории, но однажды я умудрилась загипнотизировать приятельницу по садовому летнему отдыху, Аленку. Ничего страшного мы (я и еще пара девочек) ее делать не заставляли, но было страшно в те секунды, когда приближалась ее бабушка, а Аленка все в себя не приходила :). Для меня до сих пор мистическая тайна: она так искусно притворялась, или у меня получилось ввести ее в транс? :)))

Есть задел на новые истории?

Э.С. Задел всегда найдется. Тем более один из героев серии (или даже не один) – очень интересная личность, о которой так и тянет рассказать поподробнее. Да и реальная жизнь подкидывает столько идей. Ведь в принципе и первая, и вторая история построены на основе реальных событий. И жуткие секты, и аномальные зоны с их до сих пор нераскрытыми секретами существовали и существуют. Как и множество других моментов. Поэтому всегда будет от чего оттолкнуться.

Е.Г.: Жизнь страшнее, чуднее, непредсказуемее любой придуманной истории. Можно брать сюжеты буквально с потолка. Поэтому «пока живут на свете…». Дальше не буду, потому что песенка о другом, но смысл примерно такой же. Но жанр триллер – только с Эльвирой, только в соавторстве :)

Вы давно работаете в соавторстве. Однако у вас у каждой много самостоятельных работ. Почему решили попробовать писать вместе?

Э.С. Меня заставили )))) Просто первый раз поставили перед фактом и сказали – подключайся. С тех пор соскочить не получается.

Е.Г.: Неправда :)))) Вот оказывается, как много выясняется подробностей, когда кто-то задает вопрос :))))) Я всегда искренне считала, что у нас все по обоюдному согласию :))))

Что писать легче: триллеры или романтику? Для взрослых или для подростков?

Е.Г.: Нет смысла писать историю, которая не захватила тебя саму. Лично я пишу те истории, которые была бы рада почитать сама. Когда пишешь, наверное, про возраст ЦА не задумываешься. Придерживаешься каких-то личных границ. Например, я не люблю книги, где смакуется жестокость, извращения, издевательства, где кровь сочиться со страниц. Разумеется, в тех книгах, которые пишу я одна, или пишем вместе с Эльвирой, этого не будет. А жанры… Это как настроение. Человек же не бывает ровным каждый день.

Э.С. Согласна с Катей. Писать интересно то, что тебя самого волнует и захватывает. Жанр не так и важен. Тем более все они прекрасно сочетаются. Триллер не какая-то отдельная выжимка из жизни, в нем всегда есть место и для романтики, и для юмора, и даже для чего-то абсолютно мимимишного. И в романтике остросюжетные приключения будут смотреться вполне гармонично. А вот из взрослого и подросткового, пожалуй, выберу подростковое. Мне это просто интереснее.

Есть любимые приемы, которые вы используете в книгах для подростков?

Е.Г.: Не задумывалась. Мне кажется, я вообще очень многое использую интуитивно.

Э.С.Тоже не задумывалась. Скорее, есть приемы, которые я никогда не буду использовать. Но не только в книгах для подростков, но и вообще в любых. Например, ставка на жалость. Или развод читателя на эмоции за счет описаний жестокости и прочего треша. Для меня они, скорее, показатель авторской несостоятельности и слабости.

Самая большая писательская мечта: какая она?

Е.Г.: Тиражи всех вышедших книг в сотнях тысяч экземпляров и экранизация :)

Э.С. Точно. Причем крутая экранизация и тиражи (ладно уж, пусть в совокупности для всех книг) желательно миллионные )))

Е.Г.: Ну если всех, конечно, получатся миллионные :)))

Посоветуйте книги, которые стоит прочесть этим летом.

Э.С. От всей души советую читать мои книги, как индивидуальные, так и соавторские. Они у меня очень разные. За каждую отвечаю. А если серьёзно, то не хочу называть какие-то конкретные книги. Я за то, чтобы и взрослые, и дети, и подростки читали то, что хотят, что им нравится, что их заинтересовало. Не важно: современные авторы, советские или классики, художка или нон-фикш. Главное, чтобы чтение не стало обязаловкой, скукой или наказанием. Тогда оно точно будет и на пользу, и в удовольствие.

Е.Г.: Вот я тоже не могу посоветовать что-то конкретное. Ждала ответа Эльвиры. Потому что и вкусы у всех разные, и авторов сейчас много, и прекрасных авторов! Всегда можно полистать книгу в книжном, прежде чем выбрать, или прочесть ознакомительный отрывок – втянуло, значит, книга ваша. Хочется посоветовать и от классики не отказываться. Но опять же – не потому что увидели ее в списке литературы, а по зову и душевному порыву :). Главное, чтобы чтение было в радость!

Спасибо Эльвире и Екатерине за ответы, всегда интересно заглянуть в книжное закулисье. А я готовлю для вас новые интересные материалы, подписывайтесь на канал, чтобы их не пропустить!