Всякая новая научная информация – это благо, и не повод посыпать голову пеплом в отношении старых парадигм, и вопить: «шеф, усё пропало!», проклиная попутно сторонников нового.
Новое приходит не по вине и не по воле отдельных подвижников, а как объективная реальность, и не зависит от наблюдателя. Кому-то дано увидеть это, а кому-то нет.
Поэтому появление новых парадигм, гипотез, теорий – это работа мозга по подготовке к приему некоего сигнала, мысли. По сути – это "скачивание обновлений".
Если мозг, как и компьютер, периодически не перезагружать (отказываясь от новой информации), то он привыкает к устаревшим программам и зависает иногда навсегда. А обладатель его от безнадеги начинает проклинать всё, что ни попадя.
Это имеет отношение и к некоторым комментаторам.
И когда я даю какую-то информацию, то она, в общем-то, скорее, поле для размышлений, чем основание для злословия в мой адрес.
Мне пишут, вот, мол, «автор канала, не найдя язык в гаплогруппах Y-хромосомы, взялся за митохондриальную».
Замечу на этот счет, «если звезды зажигают, то это кому-то нужно». Тем более, что констатация любопытных фактов, касающихся древнейших ископаемых образцов мтДНК гаплогрупп, возможно, никому не идет на пользу, но и не идет во вред, А может быть, пришло время обратить внимание и на женские гаплогруппы.
Любому исследователю трудно не заметить, очевидную преемственность субкладов мтДНК(женской) гаплогруппы U от древних жителей Европы. Наиболее известные на сегодня – это носители U (U2) на территории Восточно-Европейской равнины – Сунгирь и Костенки. Информация на этот счет имеется на платформе YFull (https://www.yfull.com/ ). А это древность 31-36 тысяч лет назад. Подробнее в статье https://dzen.ru/a/aDbHCp3a5RrstXjS?
Так или иначе, однородность женского населения три с хвостиком десятка тысячелетий назад на немалой территории (в пределах пятисот километров между Сунгирью и Костенками) впечатляет. Конечно, судить по пяти известным образцам о чем-то категорически не приходится, но на заметку взять эту информацию – не лишне.
На сайте И. Рожанского, к слову, отмечается, что мтДНК гаплогруппа U выделилась уже 55 тысяч лет назад.
О том, что она передавалась из поколения в поколение, а значит, сохранилась во времени можно судить по тому факту, что спутницы женского пола более поздних мужских автохтонных популяций Европы Y-хромосомной гаплогруппы I2 17000-6000 лет назад преимущественно были также носительницы U.
И это можно видеть на примерах ниже.
К слову, видимо, геномные исследования древних захоронений на территории Российской Федерации пущены на самотек. Будто тут и исследовать нечего. Но стоило только археологу С. Ошибкиной заинтересоваться гаплогруппой антропологически европеоидного костяка, найденного в Культуре Веретье на юге Архангельской области, как тут же сенсация: и костяк древний – 11,5 тысяч лет назад, и гаплотип R1a-YP1306 древний. Также и с находкой на Южном Оленьем острове Онежского озера второго образца, датированного в 7500 лет назад с гаплогруппой R1a-YP1772. Но эти находки как досадное исключение. Дальше дело не пошло. То что западные исследователи с барского плеча исследуют, то нам и достанется.
В этом плане можно позавидовать Прибалтике. Таким числом исследованных геномов ископаемых образцов, например, в Латвии, могут похвастаться, разве что Дания, или Норвегия.
Итак речь об мтДНК-гаплогруппе. Возвращаясь к процитированному выше язвительному замечанию комментатора, замечу, что нет никаких оснований, как говорят, «путать божий дар с яичницей». Митохондриальные ДНК – это одно, а Y-хромосомные ДНК, в том числе и так называемых ариев – это другое.
Расставим здесь точки над "i". Обратимся для это к авторитету А.А. Клёсова. В ответ на вопрос: «Существуют ли женские арийские гаплогруппы?» А. Клёсов на страницах журнала «Вестник академии ДНК-генеалогии» ответил:
«Уважаемый Александр, под арийскими гаплогруппами я в публикациях определяю носителей гаплогруппы (субклада) R1a-Z645 (и нижестоящих субкладов) в период между 6000 и 2500 лет назад. Первая датировка - это примерное время расхождения индоевропейских языков на ветви (по данным лингвистики), и по данным ДНК-генеалогии последующее расхождение Z645 на ветви субкладов, включая M458, Z280, Z93.
Последний из которых - южные арии, которые по всем признакам отвечают описаниям историков и археологов в отношении ариев, прибывших примерно 3500 лет назад в Индию, Иран, на Ближний Восток, в Малую Азию.
Среди женских, мтДНК гаплогрупп, столь четкого аналога им нет» [1].
Таким образом, время расхождения индоевропейских языков на ветви (по данным лингвистики) - это 6000 лет назад. Оно совпадает со временем последующего расхождения R1a-Z645 на ветви.
Так что, определённость в вопросе ИЕ языка указанного периода ни у кого вопросов не должна вызывать.
Проблема в том, что женская популяция с гаплогруппа U в Европе не только присутствовала в этот период, но и значительно ранее этого времени.
Тут и проблема языка ариев, к которому, между прочим, причастны и наши предки ветвей Z280 да M458, русы, разошедшиеся от R1a-Z645. Они-то еще с 5-го тысячелетия назад помнили корни своего общеарийского языка, сохранившиеся и в современном русском языке и в арийской топонимике Русской равнины.
Здесь задаю вопросы:
Почему этот язык, который сегодня зовут праиндоевропейским, 6000 лет назад оказался в пределах Восточно-Европейской равнины? Почему он оказался настолько "заразительным", что отсюда, с Русской равнины, разошелся по всей Евразии? И совсем крамольный вопрос: кто за этим стоит?
Как звуку для распространени нужно воздушное пространство, так и языку нужна определенная относительно стабильная людская среда. И если в мужских популяциях шла постоянная борьба за территории, за власть, за еду, за женщин, что подвигало их на постоянные миграции и стычки, то самой подходящей средой для языка могла быть только женская.
Насколько бы крут не был муж, первым с младенцем начинает говорить, сюсюкать на своем языке мать. Она и формирует первый словарный запас малыша, учит его построению фраз и предложения по правилам той грамматики, которую усвоила от своей матери. Отец мог долго шагать в завоевательных походах за добычей, а мать в это время создавала окружающий лингвистический мир ребенка.
Моя уважаемая подписчица Татьяна Т. подтверждает это же в комментаторши:
«Мать учит детей словам, названиям, язык матери и есть язык народа (народов), язык цивилизации. Есть легенда, что первые мужчины были сильны, отважны, добывали пищу и охраняли дом, родину, но были бессловесны, не владели речью. А их жёны рожали им детей и ...научили детей словам, речи».
Обращаясь к мтДНК-гаплогруппе U, отметим, что следы ее в Европе уже с палеолита, и начиная с Русской равнины, наиболее заметны. Значит, от матерей неизбежно передавались и мальчикам мужской европейской гаплогруппы I2. И даже приходящие сюда в неолите представители азиатских Y-хромосомных гаплогрупп G2, видимо, находили здесь себе жен гаплогруппы U, а наследникам в следующем поколении уже передавались их материнские мтДНК гаплогруппы U:
Чехия: Y-хр. G, датировка 6347 (6396-6297) лет назад (мтДНК -U5b1b-a*);
Хорватия: Y-хр. G, дат-ка 7025 (7158-6892) лн. (мтДНК - U5a1c1e);
Турция: Y-хр. G, дат-ка 8279 (8374-8183) лн. (мтДНК- K1a2e)
Также, например, с ископаемым образцом отцовской гаплогруппы Q из Латвии с датировкой примерно 8500 лет назад, у которого от матери досталась митохондриальная гаплогруппа U5b2a7.
На платформе YFull публикуется информация о гаплогруппах как мужских древних ископаемых образцов из Европы, так и женских. Из представленного ниже списка архаичных автохтонов нашего континента гаплогруппы I2 очевидно, что 90 % их получили мтДНК от матерей гаплогруппы U.
Список составлен в порядке убывания времени датировок:
Италия (Бари и Акила): выявлены 2 Y-хромосомных I2 с датировками 17115 и 11858 лет назад (мтДНК – U2'3'4'7'8'9a и U5b, соответственно);
Швейцария (Бишон): Один образец Y-хромосомной I2 с датировкой 13665 лет назад (мтДНК – U5b1-a1*);
Россия (Запорожская обл.): Один Y-хромосомный образец I2 с датировкой 10071 лет назад (мтДНК – U5b2d);
Германия (Заксен-Анхальт): один образец I2 с датировкой 9438 лет назад (мтДНК - U4b1a*);
Норвегия (Вест-Агдер): один образец I2 с датировкой 9364 лет назад, (мтДНК - U5a1d*);
Дания (Северная Ютландия и Зеландия)»: выявлены 9 образцов Y-хромосомных I2 с датировками от 9134 до 6298 лет назад (Все – мтДНК U);
Сербия (Борский округ): выявлены 7 образцов Y-хромосомных I2 от 10009 до 7803 лет назад (Все – мтДНК U);
Латвия (Неретас): выявлены 7 образцов Y-хромосомных I2 с датировками от 7977 до 6726 лет назад (Все – мтДНК U);
Ирландия: выявлены 9 образцов Y-хромосомных I2 с датировками от 6651 до 6726 лет назад (Из них у 6 образцов материнские U (К1). Еще два H и один J1.)
Португалия: один Y-хромосомный I2 с датировкой 4164 лет назад (мтДНК – U5a2-b1a);
Швеция (округ Готланд): 5 Y-хромосомных образца I2 с датировками 4472 до 4125 лет назад (мтДНК – все U).
Как видим, начиная с глубокого неолита, на всем пространстве Европы, отмечаемом перечисленными географическими точками, мужское население гаплогруппы I2 было, в основном, окружено женщинами гаплогруппы U, женами и матерями.
Отмечено присутствие в неолите Европы и древних носителей Y-хромосомных гаплогрупп R1b.
Так, в Латвии (Неретский край, оз. Буртниеку) выявлено 6 древних образцов R1b-P297-Y13200(датировки от 7946 до 6135 лет назад). У четырех из них – мтДНК гаплогруппа U (U4a1a1i2a, U5a2d3, U5a2c*, U5b1d1*).
Еще 5 образцов древней ветви гаплогруппы R1b (V88) с датировками от 10835 до 7901 лет назад, которая затем ушла в Африку (R1b), оставили свои следы в Сербии. У всех пяти - мтДНК U (U5b2b-a3a, U5a1c3*, U5a2f1, U5b2c* и K1-a4).
Обе ветви гаплогруппы R1b Латвии и Сербии – древние, и отношения к современным носителям R1b-L151 Европы не имеют. Но в неолите они обитали на западной границе восточной Европы в окружении женской популяции мтДНК U.
Также на юге Русской равнины в Запорожской области найден образец R1a-M459* с датировкой 10782 лет назад (мтДНК - U5b2e*). У образца потомка ариев, R1a-Z93, из Самарской области с датировкой 3800-3150 лет назад также мтДНК – U5a1f-a*.
Можно обратить внимание и на такую митохондриальную группу, как H. Но она пришла в Балтию только в середине 1-го тысячелетия до н.э. В Латвии 5 образцов мтДНК гаплогруппы H с датировками от 635 до 515 гг до н.э. Не исключено, что эта митохондриальная гаплогруппа сопровождала носителей Y-хромосомной гаплогруппы уральцев N1a1, пришедших примерно в это время в Балтию с Урала.
Таким образом, насельниками таких неолитических культур Европы как ямочной керамики (3200 — 2300 гг. до н. э.) и ямочно-гребенчатой керамики (4200 до н. э. — 2000 до н. э.) северо-запада России были представители родов гаплогруппы I2 (у историков - охотники-собиратели), окруженные популяцией женщин митохондриальной гаплогруппы U. О чем и свидетельствую последние данные по данным культурам.
Как выясняется,
«У представителей культуры ямочной керамики были обнаружены митохондриальные гаплогруппы U4, U5, U5a, U5b1d2, U4a1, U4a, U4a2, U4d, U5a2, U5b, U5b1d, U5b1d2, U5b2a2, V, K1a3, K1a3a, HV12, T2b11, и Y-хромосомные гаплогруппы I2a1[6], I2a1a1-CTS595, I2a1b1-L166 ».
Эта культура была современницей, а в некоторых местах делила ареал с сельскохозяйственной культурой воронковидных кубков, а позднее – с сельскохозяйственной культурой шнуровой керамики»[2].
Высказывается предположение также, что
«Возможно, язык носителей культуры стал одним из источников гипотетического догерманского субстрата, смешение с которыми привело к отличию германских языков от других индоевропейских».
У представителей культуры ямочно-гребенчатой керамики керамики были обнаружены митохондриальные гаплогруппы: U5b1d1, U4a, U2e1, U4a1, U4a1, U4a1a1d , U4a1[3].
Язык носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики некоторые ученые называют «палеоевропейским». И считают, что племена ямочно-гребенчатой керамики говорили на неизвестном вымершем языке.
Так или иначе, нельзя не учитывать женский фактор – изначальное массовое фиксируемое наукой существование в Европе носителей мтДНК гаплогрупп U. Эти женщины могли быть, по моему мнению, хранительницами того языка, который в своей лексикостатистической динамике составлял основу будущего праязыка – ПИЕ или древнеарийского, как угодно. А могли и не быть. Время покажет.
В формировании населения Европы совместно с ними принимали участие из самых ранних из известных – носители Y-гаплогруппы C (35,2 т. лн.) на Русской равнине (Костенки, Сунгирь), дальние потомки которой дошли до Испании, Австрии, Венгрии где обитали еще 6-5-х тысячелетия до н.э. Не они ли являлись создателями уникальной культуры палеолитических Венер?
Попутно на основе, видимо, исключительно митохондриальной гаплогруппы U и севернее формировалось и население старой Европы Y-гаплогруппы I2 (Италия - 17,1 т. лн.). Затем, начиная с 6 тысячелетия до н.э. назад к процессу формированию населения Европы на основе митохондриальной гаплогруппы U подключились и представители других мужских гаплогрупп, пришедшие в Европу из Малой Азии:
G (Италия, Испания, Хорватия – 5496, 5138, 5025 л. до н.э., соотв.),
J (Италия, Хорватия – 7290, 4572 л. до н.э., соотв.),
H (Ирландия – 3456 л. до н.э.),
T (Германия – 4958 л. до н.э.),
Q (Латвия – 6502 л. до н.э.),
R1a (Арх. обл. – 11,5 тыс. лн.),
R1b (Сербия, Россия, Румыния, Латвия, Италия - 8835, 7204, 7901, 5946, 5160 л. до н.э.).
Представленные в этом списке мужские образцы все сопровождаются митохондриальной гаплогруппой U (ее нисходящими снипами от U1 до К1). Так или иначе, носители перечисленных мужских популяций в процессе миграций в том числе и из Малой Азии шли в сопровождении женского населения и других митохондриальных гаплогрупп. И если в древний период их переселение не отличалось массовостью, что позволяло сохраняться прежней популяции Урсулы (мтДНК U), то приход носителей культуры колоколовидных кубков 2800 лет до н.э. с запада Европы, и последующие почти современные "великие переселения" в Европу с востока, эту картину значительно разбавили.
Впрочем, на севере, в Скандинавии, и сегодня мтДНК гаплогруппа U никуда не исчезла. Это особенно заметно по внешнему облику ее населения. Впрочем, и славяне, в том числе и латыши с литовцами, сохранили в себе древние черты палеолитических Урсул.
Исследователям даже удалось на трех показанных выше образцах из Латвии получить производный вариант (rs12913832) гена HERC2, связанный с голубым цветом глаз. Они отметили, что
«Сегодня голубой цвет глаз встречается с высокой частотой в Северной Европе, и эти результаты позволяют предположить, что этот фенотип уже присутствовал в Прибалтике в период мезолита»[4]
Таким образом, вполне объяснима теперь голубоглазость Чеддарского человека 10-тысячной древности из Британии с гаплогруппой I2, которого зачем-то посчитали темнокожим. Хотя останки его едва ли хранили цвет кожи. Все истлело, кроме костей черепа.
Б. Новицкий
P.S. Уважаемые друзья! Благодарю вас за пожертвования! По возможности, если, конечно, считаете возможным, поддерживайте канал. К слову, слово "донаты" можно легко вывести из древнерусского – да, на те-бе!
[1] Вестник академии ДНК-генеалогии. Т 13, №10, 2020 (124) . Анатолий А. Клёсов 17 авг 2019
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_ямочной_керамики
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_ямочно-гребенчатой_керамики#Палеогенетика