Найти в Дзене
Italianissima

Учиться в Италии, или Падуанский университет в истории России.

Известно, что еще на рубеже XV-XVI века в России появились первые придворные врачи-иностранцы. В основном это были англичане, голландцы и немцы. Однако в конце XVII века, во время правления Петра I, вместе с большим количеством кораблестроителей из Венеции, появляются и врачи-итальянцы. Архивы сохранили имя выпускника Падуанского университета, Джакомо Пелярино, который в 1690-е состоял в Московском Кремле придворным врачом. Интересно, что Пелярино еще тогда предложил прививку от оспы, но осуществления его идеи пришлось ждать почти сто лет. Именно Джакомо открыл для талантливых русских путь обучения медицине в Падуе. Примером может быть судьба русского врача Петра Постникова. Петр родился в Москве в семье дипломата в 60-е годы XVII века. Окончил Славяно-греко-латинскую академию, где проявился его талант к иностранным языкам, в том числе и к итальянскому. По желанию отца, который был в дружбе с венецианцем Джакомо Пелярино, он отправился учиться в знаменитый Падуанский университет, где в
Врач Джованни Аццарити (Giovanni Oronzo Azzariti).
Врач Джованни Аццарити (Giovanni Oronzo Azzariti).

Известно, что еще на рубеже XV-XVI века в России появились первые придворные врачи-иностранцы. В основном это были англичане, голландцы и немцы. Однако в конце XVII века, во время правления Петра I, вместе с большим количеством кораблестроителей из Венеции, появляются и врачи-итальянцы.

Архивы сохранили имя выпускника Падуанского университета, Джакомо Пелярино, который в 1690-е состоял в Московском Кремле придворным врачом. Интересно, что Пелярино еще тогда предложил прививку от оспы, но осуществления его идеи пришлось ждать почти сто лет. Именно Джакомо открыл для талантливых русских путь обучения медицине в Падуе. Примером может быть судьба русского врача Петра Постникова.

Падуанский университет(Università degli Studi di Padova. Основан в 1222году)
Падуанский университет(Università degli Studi di Padova. Основан в 1222году)

Петр родился в Москве в семье дипломата в 60-е годы XVII века. Окончил Славяно-греко-латинскую академию, где проявился его талант к иностранным языкам, в том числе и к итальянскому. По желанию отца, который был в дружбе с венецианцем Джакомо Пелярино, он отправился учиться в знаменитый Падуанский университет, где в 1694 году получил диплом и стал называться "доктором медицины". После возвращения в Россию он устроился служить в Аптекарском приказе и организовывал закупки лекарств в Голландии и Англии. Одновременно Петр сотрудничал с Посольским приказом в качестве переводчика с итальянского и французского. Известно, что он не раз сопровождал Петра Великого в роли переводчика и принимал участие в подготовке его поездки в Венецию, которая не состоялась из-за бунта стрельцов.

История сохранила для нас ещё несколько имён итальянских врачей той эпохи. Например, Беневени Флорио - еще один итальянский врач при Петре Первом. Бианки Алоизий - итальянский хирург, получивший место хирурга при Аптекарском приказе. С 1708-го в Санкт-Петербурге военным доктором работал венецианский грек Антонио Севасто, также выпускник Падуанского университета.
Известно, что лейб-медиком Екатерины Первой был Георгий Поликала, еще один грек, родившийся в Италии, и получивший университетское образование в Риме.

В 1721 году в Санкт-Петербурге был принял на службу выпускник Падуанского университета врач Арунций Аццарити (Giovanni Oronzo Azzariti). Он основал первый класс анатомии при военном госпитале и вместе с голландским врачом Николаасом Бидлоо значительно повлиял на становление русской медицины. Вот, что пишет о нем историк XIX века Я.И.Чистович: «Прибыл Аццарити в Петербург по приглашению графа Саввы Рагузинского и был определен на службу при госпитале. В числе обязанностей его состояло преподавание подлекарям и ученикам разных отделов анатомии, тем более что Аццарити славился тонкостью анатомического препарирования». Особый резонанс вызвало изготовление Аццарити первого в России «механического чучела» умершего великана Буржуа для Кунсткамеры(от нем
. Kunstkammer - кабинет редкостей), где итальянец также вел класс анатомии.

Кунсткамера(1714-1734. Арх.Г.Маттарнови и Г. Киавери)
Кунсткамера(1714-1734. Арх.Г.Маттарнови и Г. Киавери)

Кстати, одним из высокопоставленных учеников его был сам Петр I, как известно, интересовавшийся всем необычным. Однако вскоре, в феврале 1725 года Аццарити выпал жребий попытаться спасти умирающего правителя, а через два года и его супругу, Екатерину I. Прожил врач в Санкт-Петербурге более 20 лет. Успел побывать придворным врачом императрицы Анны Леопольдовны и дослужился до генерал-доктора с окладом 700 рублей в год. В последние годы «живя в Москве, Аццарити занимался с успехом практикой до самой кончины. Умирая (в 1747 г.), Аццарити оставил 9-летнего сына, который также посвятил себя медицине». Великолепный прижизненный парадный портрет итальянского врача хранится в Эрмитаже, что говорит о значимости этой фигуры при дворе.

В 1750 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали о возвращении из-за границы после обучения в Падуанском университете некого Ивана Вандини, который, видимо, изменил свою фамилию на итальянский лад. Служил он при дворе Елизаветы Петровны 20 лет.

Известно, что при Екатерине Великой, доверявшей свое здоровье только англичанам, в Петербурге работал итальянский швейцарец Франц Руска, обладатель диплома Пармского университета.

Старейший из сохранившихся  анатомических театров Европы (1595) в Падуанском университете.
Старейший из сохранившихся анатомических театров Европы (1595) в Падуанском университете.

История сохранила имя придворного врача и по совместительству зубного врача императора Александра I - итальянца Джузеппе Фонци. Интересно, что он первым изготовил для императора фарфоровые зубные протезы. Фонци был известен тем, что «разработал новую методику крепления искусственных зубов из фарфора при помощи платиновых стержней на основу из золота» и, конечно же, этим изобретением заинтересовались при русском дворе.

Еще в начале XVI века великий итальянец Галилео Галилей сделал не только значимые открытия в астрономии, но и изобрел градусник. В 1834 году Академия Чименто (Тоскана) преподнесла Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук образцы первых «современных» термометров, бывших тогда еще в диковинку..

Со второй половины XIX века итальянские имена все реже попадаются среди имен, связанных с медициной. Например, традицию службы в русской армии продолжил военный хирург из Тосканы Алессандро Уччелли и хирург из Ареццо Франческо Герарди. Они были выпускниками Падуанского университета.

Диплом Падуанского университета образца 1582 года
Диплом Падуанского университета образца 1582 года

Однако с начала второй половины XIX века в России в основном лечат и преподают немцы, а русские таланты обучаются медицине уже в лучших немецких университетах.

Но если вспомнить историю Джакомо Пелярино, Петра Постникова и Аццарити , то можно сказать, что итальянцы подарили нам не только прекрасные искусства, но и внесли вклад в развитие медицины.

Онлайн-школа "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!