Найти в Дзене
Культурная Карта

В Коломенском раскрыты «Загадки житийных икон»

Во дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открыта выставка житийных икон. Посетители знакомятся с их историей: от появления в Византии до распространения на Руси после XVI века. В экспозиции иконы Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, Параскевы Пятницы и других святых. Особый интерес представляет редкий образ преподобного Онуфрия Великого из Соловецкого монастыря, созданный в XVII веке и отражающий, помимо жития, исторические события. Выставку дополняют церковная утварь, меднолитые изображения и иконы, а также литературные памятники с книжной графикой, так называемые жития святых, житийная литература. Одна досада ― заявленный бесплатный аудиогид никак не срабатывал! Ни один QR-код не считывался. Смотрители подтвердили, что так происходит уже несколько дней, люди жалуются. Возможно, эту функцию как раз закрыли для посетителей Ночи музеев и акции «Дни исторического и культурного наследия»? Жалко. Читать массивные тексты тяжело: взрослые оста

Во дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открыта выставка житийных икон. Посетители знакомятся с их историей: от появления в Византии до распространения на Руси после XVI века. В экспозиции иконы Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, Параскевы Пятницы и других святых. Особый интерес представляет редкий образ преподобного Онуфрия Великого из Соловецкого монастыря, созданный в XVII веке и отражающий, помимо жития, исторические события.

Выставку дополняют церковная утварь, меднолитые изображения и иконы, а также литературные памятники с книжной графикой, так называемые жития святых, житийная литература. Одна досада ― заявленный бесплатный аудиогид никак не срабатывал! Ни один QR-код не считывался. Смотрители подтвердили, что так происходит уже несколько дней, люди жалуются. Возможно, эту функцию как раз закрыли для посетителей Ночи музеев и акции «Дни исторического и культурного наследия»? Жалко. Читать массивные тексты тяжело: взрослые останавливались и погружались в текст, а дети уже бежали дальше. Повезло тем, у кого родители уже были подкованы и, проходя от экспоната к экспонату, рассказывали, что можно увидеть на иконе, и почему они были так важны в жизни православных.

-2

Рассматривать старинную иконопись было увлекательно ― треснувшие массивные доски с толстым слоем краски будили воображение и ниточкой тянули из уголков памяти знания о том, как создавались на Руси иконы, как они потом хранились, как прятались на чердаках, в стенах и подпольях в советское время, когда за такое сокрытие можно было и жизнью поплатиться.

-3

Выставка очень органично выстроена ― при входе посетителей сразу вводят в курс, как правильно «читать» житийную икону, с какого квадратика начинать просмотр и что можно увидеть. В них младенец самостоятельно стоит в купели, а лев не нападает на старца. Сюжеты в клеймах опираются на текст жития святого. Создатели ориентировались на то, что современному человеку сложно понять логику и изобразительный язык, которыми пользовались иконописцы прошлого. Поэтому-то и сделали экспозицию так, чтобы были понятны особенности чтения житийных икон и собственно содержание древних памятников.

Мой личный словарный запас пополнился такими словами, как «средник», «опушь», «лузга», «клейма», «поля» и «ковчег» (последнее, кстати, не корабль, который построил Ной, а углубление центральной части иконы, т.е. средника, которое, в свою очередь, отделено лузгой от полей).

Рекомендация однозначная. С детьми!

Анжелика ЛУКИНА, фото автора

Точка на карте: Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское», просп. Андропова, 39, стр. 69, Москва

Дворец царя Алексея Михайловича Романова, музей, просп. Андропова, 39, стр. 69, Москва — Яндекс Карты