АУЖД находится в Свердловской области. Это самая большая из оставшихся в России узкоколейных железных дорог, и на ней (одной из четырёх) сохраняется регулярное пассажирское движение. Появилась она ещё в 1898 году, позже много раз меняла трассы и перевозимые грузы. Сейчас в основном по ней отправляют лес.
Цель — поездка по АУЖД
Я живу в Свердловской области уже 15 лет и всё никак не мог добраться до АУЖД. Почему?
Во-первых, поезд идёт ночью. Поэтому, чтобы хоть что-то увидеть, нужно ехать в июне, когда ночь коротка.
Во-вторых, поезд отправляется не каждую ночь, нет поезда с субботы на воскресенье, обязательно захватываются будни. Например, чтобы прокатиться на таком поезде с воскресенья на понедельник, нужно или взять отпуск, или чтобы понедельник случился выходным.
В-третьих, и это самое главное, основной ход дороги состоит из двух участков: Алапаевск — Санкино и Санкино — Калач. На каждом участке свой поезд и своё расписание. Маршруты Алапаевск — Санкино, Санкино — Калач и Калач — Санкино стыкуются, но дальше — «тупик». Следующий поезд из Санкина в «цивилизацию» — только через пару дней. А Санкино — это посёлок с 360 жителями. Туда есть грунтовая дорога, но общественного транспорта нет, гостиницы, конечно, тоже.
В июне 2023 года сошлись все звёзды: лето, дополнительный выходной в понедельник, и случилось найти машину, которая провезёт последний кусок пути, вывезет из Санкина. Последний пункт — настоящее везение, один из моих студентов оказался из этого самого Санкина, он договорился со своим соседом.
Особый плацкартный вагон
Зал ожидания на станции Алапаевск — старт пути
АУЖД — единственная узкоколейная дорога, на которой эксплуатируются спальные плацкартные вагоны. Вагон создан специально для неё и состоит только из боковушек. От вагона «откушены» купе проводника и туалет, всего там 16 спальных мест. Цена 160 рублей. Есть свет и отопление.
Вечер. Поезд отправляется. Трясёт, стучит, качает и дёргает, но едет. Скорость — 20–25 км/ч. За окном лес, в начале пути часто встречаются рукотворные пруды, первая станция вообще туристическая, до неё часто ходит туристический поезд.
Поезд игрушечный, но дорога настоящая: со станциями и дежурными. Следующие станции не для туристов. До каких-то из них можно добраться на машине, до каких-то уже нет.
Ж/д романтика
Поезд для местных — единственная связь. Точнее, именно дорога. У некоторых есть «пионерки» — табуретки с колёсами поезда и мотором мотоцикла, на них можно ехать по железной дороге. Дорога вывозит лес и обслуживает пассажиров.
Солнце потихоньку спускается за горизонт. Уральская романтика. От Алапаевска до Санкина около 110 км и 5,5 часа хода.
Станция Санкино. Ночь. Здесь нужно делать пересадку до самой отдалённой станции дороги — Калач.
На краю цивилизации
Калач — край цивилизации, тут живут пять человек. Добраться сюда можно только по этой железной дороге. Электричество есть всего несколько часов в день. Конечно же, и пассажиров нет. Поезд существует в расписании, но фактически не ходит.
Дежурная по станции удивляется, что сегодня будут пассажиры. По рации связывается с машинистом: есть пассажиры. Если есть пассажиры, то будет и поезд. Продаёт билеты. Проезд в одну сторону стоит 36 рублей.
Поезд — один тепловоз. Даже без вагонов. Поедем в кабине. В ней очень-очень уютно. Кроме места машиниста, есть ещё два места. Топится самодельная буржуйка (лето на Урале такое), пробивая крышу тепловоза трубой. На буржуйке эмалированный чайник, рядом с машинистом кружка с чаем. Приборы подсвечиваются лампочками. Как говорится, ламповая атмосфера.
Беседы в ламповой атмосфере
— К кому едете? — интересно машинисту.
— Туда и обратно. Катаемся. Интересуемся железными дорогами.
— Вот ещё. Какой интерес? Железные дороги везде одинаковые.
Грустный диалог.
У машиниста было одно из двух: или восхититься, что кто-то любит что-то так, что готов ночью ехать в медвежий угол, и рассказать всё, что он за сорок лет (столько он работает здесь) видел на этой дороге, рассказать, куда сам любит ездить, рассказать про свою работу и про своего «коня». Или повозмущаться, что городским делать нечего, поддать газу, чтобы быстрее довезти и пойти спать.
Ехали быстро. Временами скорость доходила до 40 км/ч.
Дорога жива, пока есть пассажиры
Тот редкий случай, когда не дорога для пассажиров, а именно пассажиры для дороги. И неважно, местные жители это или туристы. Искренне желаю, чтобы были и те и другие.
Видимо, через несколько лет пассажирское движение до Калача будет закрыто. Ни руководство, ни работники дороги не видят в туристах потенциала.
С другой стороны, поезд для туристов со станции Алапаевск-2 (город Алапаевск) до ближайшей станции Синячиха (посёлок Верхняя Синячиха) ходит регулярно (расписание этого и всех других поездов АУЖД есть в Яндекс Расписаниях). На такую поездку уйдёт всего несколько часов, можно успеть в это же день вернуться в Екатеринбург или остаться в Алапаевске, чтобы на следующий день съездить в Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе, он того стоит. Но это уже другая история.
Текст: Михаил для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!