Балет «Дон Кихот» основан на романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», однако несмотря на название, не претендует на детальное следование литературному первоисточнику. Премьера балета «Дон Кихот» в 4 актах и 8 картинах состоялась в московском Большом театре 14 декабря 1869 года. Сценарий и хореографию сочинил Мариус Петипа, музыку написал штатный балетный композитор Императорских театров Людвиг Минкус. Получилась веселая, энергичная постановка, которая перенесла зрителя в солнечную Испанию. Забавный сюжет, мелодичная музыка Минкуса и жизнерадостная хореография создали ощущение настоящего праздника.
Неслучайно «Дон Кихот» является одной из самых популярных балетных комедий. Он известен своими яркими костюмами, темпераментными танцами с использованием кастаньет. В балете много запоминающихся персонажей, таких как тореадоры, цыгане и горожане, что делает историю еще более колоритной.
Балет отнюдь не считали неприкосновенным. К нему добавляли одни танцы и убирали другие, новые исполнители демонстрировали свою виртуозность в обновленных вариациях. Пожалуй, самая известная постановка принадлежит балетмейстеру Александру Горскому (1900).
Когда к «Дон Кихоту» в 2015 году обратился художественный руководитель татарского балета Владимир Яковлев, он также привнес в спектакль «эксклюзивность», усилившую драматургию некоторых сцен. Комичный Гамаш Акжола Мусаханова впервые в истории нашел невесту – Трактирщицу Дианы Зариповой; непростые перипетии раскрылись в судьбе несчастной Цыганки в исполнении Лады Старковой (Цыганский танец на музыку В. Желобинского заново поставлен В. Яковлевым). Появилось в спектакле и подлинное фламенко в исполнении Анны Федоровой.
Балет «Дон Кихот» – это парад артистов, демонстрирующих свое мастерство: кордебалет предстает здесь в безудержном площадном ликовании и выстраивается в строгие узоры академизма, многочисленные солисты – в различных артистических амплуа и, наконец, в фокусе зрительского внимания оказываются исполнители двух главных партий, требующих искусства высшей пробы.
Лицо спектакля, прошедшего в рамках 38-го Нуриевского фестиваля 28 мая, определили интерпретаторы игровых ролей: величавый и размеренный Глеб Кораблев (Дон Кихот), неистощимый на выдумки и эскапады Фаяз Валиахметов (Санчо Панса). Денис Исаев сыграл сурового отца Китри. Алина Фейзрахманова дебютировала в образе роскошной Мерседес. Еще одной дебютанткой стала Юлия Басалаева, исполнившая с Антоном Полодюком зажигательное фанданго. В сфере классики обратили на себя внимание Дина Набиуллина и Екатерина Федотова (подруги Китри и вариации в Grand pas), Лана Халимова (Амур).
Отдавая должное казанским артистам, скажем, что главным событием фестивального «Дон Кихота» стали, естественно, гости. Красавец Артур Мкртчян из Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в образе темпераментного Эспады заявил о своем мужском обаянии в полузагадочной сдержанности бесстрашного народного любимца.
В балетном театре неблагоприятные обстоятельства нередко нарушают планы организаторов, вызывая излишнее волнение. Так случилось и на этот раз, когда две Алины – Каичева и Липчук – из театра «Кремлевский балет» своевременно не смогли прибыть в Казань и участвовать в массовой репетиции накануне выступления. Благо, до города они все же добрались, хотя пришлось буквально перед спектаклем сверить мизансцены и прощупать пол.
Алина Каичева имеет все необходимое для партии Уличной танцовщицы: артистизм, темперамент, благородную манеру, чувство позы и отличную технику. Ее страстные взгляды, брошенные в сторону победителя корриды, и чувственные прикосновения к нему создавали выразительный портрет женщины, знающей уловки обольщения. Алина Липчук (Повелительница дриад) естественно смотрелась в аллегорической сцене «Сон Дон Кихота», сохраняя академическую чистоту танца.
Казахский театр «Астана Опера» представляли Шугыла Адепхан (Китри) и Бахтияр Адамжан (Базиль). Миниатюрная балерина, выглядящая подростком, очень мила. Можно было подумать, что по амплуа Адепхан – ingénue, если бы не желание этой малышки Китри манипулировать воздыхателем: слегка капризничать, хмуриться, пытаясь равнодушием разжечь ревность. Крепкие пуанты и волевой балеринский характер позволили артистке праздновать победу в стремительных fouetté, усложненных двойными оборотами. Танец Адамжана рожден душевным порывом, в нем избыточная техника вращений, разножек и мощных ударов одной ноги о другую в полете (cabriole) подкреплена юношеской бравадой и актерским бурлеском. Для «Дон Кихота» – это самое желанное свойство.
Александр Максов