Найти в Дзене
ВУЗОПЕДИЯ

Почему государство решило регулировать платные места в вузах и чем это грозит абитуриентам?

Оглавление

С 1 сентября 2025 года в России вступают новые правила приема в вузы на платной основе. Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который дает правительству право регулировать объем, стоимость и направления коммерческой формы обучения. Решение вызвало много вопросов среди школьников, родителей и даже представителей образовательного сообщества. Разбираемся в новой инициативе.

Суть реформы

Правительство России получит право устанавливать список вузовских направлений и специальностей, по которым будет регулировать количество платных мест. Все нужные законы и правила по этому поводу должны заработать не позднее 1 декабря 2025 года.

Кроме того, правительство будет решать, кому и на каких условиях давать господдержку на оплату учебы в кредит.

Также оно составит список профессий и специальностей, которые считаются важными для технологического развития страны — на обучение по этим направлениям места будут выделяться в приоритете.

Что изменилось?

Раньше вузы сами определяли количество платных мест. Если абитуриент не проходил на бюджет, в большинстве случаев он все равно мог поступить на платной основе. Более того, вузы могли добавить платные места прямо в процессе приема.

Теперь же государство будет устанавливать количество доступных платных мест. Причем решение будет приниматься в зависимости от специальности — вектор сместится на те направления, которые готовят специалистов в нужных государству областях — инженерия, медицина, образование.

Как реализуют контроль платных мест

Правительство создаст перечень специальностей, для которых установят предельное количество платных мест.

Подготовкой перечня займется правительственная комиссия по научно-технологическому развитию, которую возглавит вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Предложения по количеству студентов-платников для каждой специальности будут подготовлены Минтрудом, Минэкономики и Минобрнауки.

Затем Минобрнауки через межведомственный совет распределит места между университетами.

Причины вмешательства

Председатель Госдумы Вячеслав Володин пояснил инициативу так:

«Каждый четвертый кредит, льготный, с очень хорошими условиями, был получен для того, чтобы учиться на экономических отделениях, юридических, получая специальности, которые сегодня практически не востребованы».

Исходя из других комментариев Правительства, можно выделить следующие причины:

  • Несоответствие рынка труда. В последние годы рынок труда перенасыщен выпускниками юрфаков, экономических и управленческих направлений. В то же время, государство остро ощущает нехватку технических и научных кадров.
  • Проблема доступности и справедливости. Вузы часто увеличивают число платных мест ради получения дополнительного дохода, что, по мнению властей, ставит под угрозу качество образования.
  • Финансовая устойчивость вузов. Государство считает, что злоупотребление платными местами снижает мотивацию вузов участвовать в госпрограммах и научных проектах.

То есть цель инициативы — повысить качество образования, сократить «перепроизводство» специалистов в отдельных сферах и стимулировать абитуриентов выбирать более востребованные направления, такие как инженерные, IT- и медицинские специальности.

Как будут распределять места между вузами

Глава Минобрнауки Валерий Фальков предложил три критерия для распределения объема платных мест между вузами.

  • Средний балл ЕГЭ абитуриентов и количество зачисленных в вуз «олимпиадников».
  • Процент трудоустроенных выпускников после окончания обучения.
  • Размер заработной платы после трудоустройства.

Стоит отметить, что это лишь примерные критерии — законопроект еще будут дополнять положениями.

В нынешней формулировке нововведение касается всех платных мест в вузах, не разделяя их на первое и второе высшее образование. Во время обсуждения законопроекта в Госдуме депутат Михаил Матвеев (КПРФ) предложил вывести из-под госрегулирования второе высшее образование, «так как взрослые люди осознанно выбирают именно то, что им нужно».

К тому же на данный момент не совсем понятно, как механизм будет работать в отношении частных вузов, где бюджетных мест в принципе нет.

Потенциальные угрозы для абитуриентов

  • Снижение шансов на поступление. Ограничение платных мест уменьшает общий объем доступных мест в популярных вузах. В условиях высокого конкурса это может лишить многих абитуриентов внебюджетного пути в университет.
  • Рост цен на обучение. Снижение числа платных мест может подтолкнуть вузы к увеличению стоимости обучения, особенно если они попытаются компенсировать выпадающие доходы.
  • Сужение выбора. Многие абитуриенты выбирают гуманитарные или управленческие профессии осознанно, и государственное вмешательство в этот выбор может восприниматься как ограничение свободы.
  • Миграция: вузы — регионы — зарубеж. Некоторые выпускники школ могут предпочесть учёбу за границей или в частных вузах, если не смогут поступить в государственные. Это рискует усилить образовательное неравенство.

Реакция

Исследовательский холдинг «Ромир» опросил 1500 совершеннолетних россиян из разных регионов России, чтобы узнать их отношение к новому закону.

Выяснилось, что 69% россиян не поддерживают сокращение платного набора в университеты. Среди тех, у кого двое и более детей, уровень неодобрения еще выше — 75%.

Только 27% респондентов с высшим образованием одобряют законопроект. 77% опрошенных считают, что инициатива приведет не к повышению качества высшего образования, а к увеличению его стоимости.

Больше всего противников нововведения среди жителей Сибирского (31%) и Центрального федерального округов (28%).