Опыт и навыки помогают пожилым водителям безопасно ездить, но физиологические изменения с возрастом − плохое зрение, медленная реакция, ухудшение координации − повышают риск аварий. В других странах уже есть жёсткие ограничения: например, в Саудовской Аравии права аннулируют после 75 лет, а в Турции и ОАЭ пожилым водителям нужно регулярно проходить медицинские осмотры.
Как обстоят дела в России
В нашей стране официальных возрастных лимитов нет. Главное − состояние здоровья. Все водители при замене прав проходят медкомиссию, и пожилым чаще отказывают из-за проблем со здоровьем, пишет ko44. Медицинские учреждения обязаны сообщать в ГАИ о пациентах с опасными для вождения заболеваниями, среди которых:
Тяжёлые нарушения зрения, не исправляемые очками или линзами.
Болезни нервной системы, которые ухудшают реакции.
Серьёзные сердечные болезни с риском потери сознания.
Эпилепсия и частые обмороки.
Сахарный диабет с опасностью гипогликемии.
Если права забирают по медицинским показаниям, водитель может пройти повторное обследование. При подтверждении безопасности вождения права могут вернуть, иногда с ограничениями.
Возможные изменения и новые требования
В 2023 году в Санкт-Петербурге обсуждали идею ежегодного медосмотра для водителей старше 70 лет, но она не стала законом. Эксперты считают, что в ближайшие годы могут появиться новые правила: сокращение срока действия прав и более частые проверки здоровья пожилых.
Советы для пожилых автомобилистов
Чтобы сохранить возможность управлять машиной, важно:
Регулярно проверять зрение и использовать очки или линзы
Следить за давлением и общим состоянием здоровья
Готовиться к медосмотрам при продлении водительских прав
Избегать ночных поездок и сложных погодных условий
Проходить курсы обновления знаний по современным правилам
Возрастных ограничений для водителей в России пока нет, но правила могут ужесточить.