Стрелка на фото указывает на рентгеновский аппарат в медпункте крейсера "Аврора".
Первый в мире медицинский рентгеновский аппарат создал Александр Попов, больше известный как изобретатель радио. Это произошло в Кронштадте (где Попов преподавал в Военно-морской электротехнической школе) в 1896 году, через год после открытия рентгеновских лучей Вильгельмом Рентгеном. Через несколько лет аппараты установили в лазаретах восьми военных кораблей Российского императорского флота.
Во время русско-японской войны они спасли жизни многих русских моряков.
Владимир Семёнович Кравченко, корабельный врач на борту «Авроры», оставил воспоминания под названием «Через три океана. Воспоминания врача о морском походе».
"Осколков, давивших на нервы, сосуды, вызывавших отеки, сильные боли, за время перехода мне удалось отыскать и удалить 78 штук. Первые дни это не представляло особых затруднений, но дней через пять, когда раны воспалились, каналы их припухли и закрылись, конечности стали сильно отечны; отыскивание осколков сделалось чрезвычайно затруднительным. Тогда я попросил старшего минного офицера лейтенанта Старка установить мне на перевязочном пункте рентгеновский аппарат, имевшийся на судне.
Перед уходом из Николаевского морского госпиталя в Кронштадте были взяты две круксовые трубки, экран, штатив. Эти немногие принадлежности рентгеновского аппарата оказали нам услугу, поистине неоценимую. ...Результаты были блестящи. Открыто было масса осколков, переломы - там, где их вовсе не ожидали. Мне это страшно облегчило работу, а раненых избавило от лишних страданий — мучительного отыскивания осколков зондом".
Русские военные медики проявили смекалку и в этом вопросе. Проявка и печать снимков занимали слишком много времени, поэтому они нашли простое, но эффективное решение. Рентгеновский аппарат сканировал пациента, а изображение проецировалось на экран. Врач выявлял места нахождения пуль, осколков или переломов, а санитар на простой схеме тела отмечал поврежденные участки крестиком. Затем раненого моряка сразу отправляли на операцию. Это был первый случай использования рентгеновского аппарата на корабле, хотя на суше их применяли уже несколько лет.
Кравченко так подвёл итоги применения аппарата: "Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования Рентгеном. Дальномерщик Михайлов, самый веселый больной, тяжело раненный, имевший десять ран, открытый оскольчатый перелом костей левого предплечья, во время самых мучительных перевязок вечно шутивший над собой и смешивший до упаду других, вдруг не выдержал. Стальные нервы его, наконец, дрогнули под влиянием этой темноты, таинственности, странного мерцающего зеленого света и вида костей собственного скелета на экране".
Первый русский завод рентгеновских трубок Н.А. Федорицкого располагался по адресу: Санкт-Петербург, Фонтанки наб., д. 165 с 1913 г.
В июле 1914 года началась Первая мировая война. В связи с этим прекратились поставки рентгеновских трубок, которые в основном импортировались из Германии. А спрос на трубки резко вырос из-за большого количества раненых.
Федорицкого пригласили к Верховному начальнику санитарной и эвакуационной части, принцу Александру Петровичу Ольденбургскому. В результате этой встречи заводу был предоставлен кредит на расширение производства и военный заказ.
В течение двух недель завод был экстренно расширен и стал первым русским заводом по производству рентгеновских трубок. Его эмблемой стала пентаграмма (пятиконечная звезда) в круге, а вокруг звезды были расположены буквы: ПРЗРТ.
Чуть позднее появилась идея создавать рентгеновские аппараты на базе автомобиля. По сути, это были первые мобильные рентгеновские кабинеты. Они оказались крайне востребованы на фронте — один такой кабинет мог обслуживать несколько боевых частей.
Рентгеновская станция N5 по проекту Федорицкого на шасси Hotchkiss. На крыше ящики с тремя рентгеновскими трубками
Рентгеновский кабинет «московского типа» на шасси Hotchkiss – первый вариант в рабочем положении
Производство росло, и к 1915 г. завод Федорицкого выпустил более тысячи рентгеновских трубок, работавших по всей России.
Кроме трубок завод выпускал экраны, прерыватели, конденсаторы, штативы и другое оборудование для рентгеновских кабинетов. По просьбе Н. Д. Папалекси, заведующего опытной лабораторией одного из первых русских радиозаводов (впоследствии академика), на заводе Федорицкого в 1916 г. было освоено производство радиоламп («катодных реле» – по терминологии того времени).
Рентгеновский кабинет «московского типа» на шасси Hotchkiss – первый вариант – оборудование
Рентгеновские кабинеты на автомобилях по проекту Н. А. Федорицкого создавались на средства Российского общества Красного Креста. Сборкой под его руководством занимался Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства, где Федорицкий также работал для нужд флота. Для выполнения заказа у петроградской фирмы «Крюммель» купили шесть французских автомобилей «Гочкисс» (Hotchkiss): четыре с двигателями мощностью 12 л.с. и две с двигателями 16 л.с. На машины устанавливали легкие и прочные фургоны. Задние двустворчатые двери фургонов имели стеклянные окна с подъемными жалюзи, что позволяло устанавливать и проявлять светочувствительные фотопластины в полной темноте.
Рентгеновский кабинет «московского типа» на шасси Hotchkiss – первый вариант в походном положении
Кроме упомянутых автомобилей на частные пожертвования в Петрограде произведены еще два автомобиля, несколько отличавшихся по конструкции. В частности, динамо приводилось в действие от двигателя зубчатыми колесами.
В Москве, где находилось множество раненых, создание мобильных рентгеновских установок происходило независимо. Эксперименты по адаптации рентгеновских кабинетов для перевозки на большие расстояния начались в лаборатории профессора П. П. Лазарева после его доклада во Всероссийском земском союзе. Начальник проекта и его эксплуатации был сотрудник лаборатории Н. К. Щодро. Чтобы сократить расходы на бензин, автомобиль оснастили легким керосиновым двигателем, который приводил в действие динамо-машину. Рентгеновский аппарат размещался в деревянном ящике с ручками для переноса. 48-метровый электрический кабель, связывающий автомобиль с аппаратом, наматывался на специальный вал и оснащался телефонным проводом для связи между передвижным кабинетом и стационарной станцией в лазарете.
Рентгеновский кабинет «московского типа» на шасси Hotchkiss – второй вариант в походном положении
Пятимесячный опыт работы позволил улучшить конструкцию. Новый рентгеновский аппарат, разработанный в Москве, стал более компактным и лёгким, как и автомобиль с рентгеновским кабинетом. Для работы не требовалось специального помещения или источника питания, что делало возможным проведение рентгенографии в любой земской больнице. Стоимость кабинета со всеми необходимыми компонентами составляла 7 тысяч рублей, включая 4,5 тысячи рублей за шасси. Цена одного снимка без учёта амортизации оборудования составляла 2 рубля.
В состав экипажа автомобиля входили три человека: рентгенолог, санитар и шофёр-механик. В случае работы в госпиталях к экипажу присоединялись два санитара. П. Г. Мезерницкий, российский врач-физиотерапевт и один из основателей лучевой терапии в России, привёл статистику работы одного передвижного рентгеновского кабинета в Киеве. С 29 апреля по 5 августа 1915 года кабинет обслуживал 21 госпиталь (лазарет), где за 50 рабочих дней было проведено 684 просвечивания и сделано 160 снимков.
В 1917 году Н. А. Федорицкий покинул страну и вернулся в Петроград в 1922 году. Он хотел арендовать свой национализированный завод и предлагал использовать для производства новую электронную трубку, которую сам разработал. Но власти не проявили интереса к его предложению.
В 1921 году предприятие Н. А. Федорицкого было перенесено в здания, ранее принадлежавшие национальному предприятию «Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ). С 1923 года на новом «Электровакуумном заводе» началось производство радиоламп.
Рентгеновский кабинет «московского типа» на шасси Hotchkiss – второй вариант в рабочем положении
Литература
Суворов С. Рентгеномобили инженера Федорицкого // Грузовик-пресс. 11, 2008.
Кун Б.Н. Первый русский завод трубок Рентгена инж.-техн. Н.А.Федорицкого, Петроград, 1915.
Мезерницкий П.Г. Физиотерапия. Т. 2. Рентгенодиагностика и рентгенотерапия, Петроград, 1915.
Михайлов В.А. Научно-исследовательский институт «Вектор» – старейшее радиотехническое предприятие России. 1908–1998 гг. СПб, 2000.
Борисов В.П. Вакуум: от натурфилософии до диффузионного насоса. М., 2001.
Вернадский В.И. Дневники. 1935–1941. Книга 1. 1935–1938. М., 2006. С. 56.
Юферов В.Б. Евгений Станиславович Боровик // «Вопросы атомной науки и техники» (ВАНТ), 2004, № 6. С. 65–80.
Памяти Андрея Станиславовича Боровика-Романова // Успехи физических наук, 1997, том 167, № 12. С. 1365–1366.
Степанов Ю.Г., Цветков И.Ф. Эскадренный миноносец «Новик», Судостроение, 1981.
Кузнецов Л.А. Евстафий // Гангут, № 10.
Пупко А.В. Энциклопедия кораблей. http://ship.bsu.by
***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
«Последняя война Российской империи» (описание)
«Суворов — от победы к победе».
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.