Найти в Дзене

Протопопы Древней Руси: правовое положение и церковные функции (ч. 3)

В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства. Вопрос канонического статуса священников и соборных (т. е. поповских) старост в XVI в. недавно рассмотрен в специальной статье Е. В. Беляковой. Там, в частности, обращено внимание на то, что в этот период усиливались полномочия церковных администраторов, призванных от имени архиерея исполнять контрольные и надзорные функции над рядовым духовенством[20]. К таковым относились и протопопы. П

В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства.

Вопрос канонического статуса священников и соборных (т. е. поповских) старост в XVI в. недавно рассмотрен в специальной статье Е. В. Беляковой.

Там, в частности, обращено внимание на то, что в этот период усиливались полномочия церковных администраторов, призванных от имени архиерея исполнять контрольные и надзорные функции над рядовым духовенством[20]. К таковым относились и протопопы. Попытаемся отследить это на конкретных церковно-уставных документах того времени, в первую очередь на материалах важнейшего памятника той эпохи — Стоглава 1551 г.

На Стоглавом соборе, как сказано в главе 6, «повелехом избирати протопопом в коемждо граде по царскому велнию и по благословению святительскому священников искусных, добрых и житием непорочных». Далее говорится о необходимости устроить в Москве семь поповских старост. Сам по себе приведенный текст допускает двоякое толкование: протопоп может пониматься и как определяемая государем и архиереем должность, и как определяющая (т. е. что протопоп выбирал поповских старост). П. С. Стефанович и А. С. Усачев склоняются к первому варианту. Есть источники, прямо свидетельствующие, что поповские старосты в Москве выбирались не протопопами, а местными священнослужителями, а позднее утверждались митрополитом.

Глава 29 Стоглавого собора делегирует протопопам надзорные полномочия над остальными священниками и диаконами по вопросам богослужебной дисциплины и личного благочестия, а также называет возможные виды давления со стороны протопопов на подопечное духовенство: «Во всех святых соборных церквах по всем градом протопопом и священником, диаконом: соборным и приделным и ружным попом и диаконом, так же бы по всем святым соборным церквам и в приходех по градом и по селом, здесе в царствующем граде Москве и по всем градом Росийскаго царствия, чтобы о всех о тех церковных чинех брегли протопопы, чтобы соборные священники и диакони, и приделные и ружные священники к церквам Божиим по всяк день приходили ко всякому божественному правилу и стояли бы… А протопопов бы чтили и слушали, и повиновалися им о Бозе во всем без всякого прекословия…»

Протопопы могли «соборне наказывати» (вероятно, под словом «наказывати» имеется в виду применение увещеваний, а не репрессивных действий) соборных, ружных и придельных священнослужителей-пьяниц, не радеющих и не слушающихся протопопов: «А которые священники и диякони по первом и втором наказании протопопове соборном учнут прекословити и не повиноватися, и о церковном чину не учнут бречи — и протопопом о таких безчинникех святителем возвещати. И тем попом и диаконом от святителей быти в духовном запрещении и от церкви во отлучении по священным правилом».

Аналогичные полномочия протопопов отмечены и в главе 69, но там надзор за духовенством на местах делегирован не только им, но и назначенным от архиереев архимандритам и игуменам. В качестве подопечных помимо священников и диаконов названы десятские и избранные рядовыми священнослужителями поповские старосты на местах: «…да святителем же посылати по всем градом и по селом свои грамоты, в котором граде будут архимандриты и игумены, и протопопы, коемуждо в своем пределе, чтобы те архимандриты и игумены, и протопопы надзирали и досматривали над поповскими старосты и десятцскыми, и надо всеми священники и дьяконы, чтобы жили по священству и от пьянственаго пития воздержалися, и вконец не упивалися, и о церквах Божиих и о церковном пении берегли о всем по преданию святых апостол и святых отец.

Как и в главе 29, применение канонических санкций закреплено не за назначенными архиереями представителями духовенства, а непосредственно за самими архиереями: «А которые священники, поповские старосты и десятцскые, и прочие священницы не учнут беречи о церковных чинех и архимандритов и игуменов, и протопопов слушати — и им о том о всем писати к святителем; и тем поповским старостам и десятцскым, и прочим священником бытии от святителей в великом запрещение по священным правилом».

Как и в толкованиях церковных должностей из митрополичьего формулярника, протопопы названы последними из руководящих должностей среди духовенства, не наделенного архиерейским саном. Складывается впечатление, что руководящие должности белого духовенства по своему статусу уступали руководящим должностям из монашества второй степени священства.

Сокрытие протопопами, старостами и десятскими нарушений подопечного духовенства предполагает наказание и отлучение их самих со стороны архиереев.

Источник: Давиденко Д. Г. Протопоп в Древней Руси и его канонический статус (по материалам памятников церковного права русского происхождения) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2025. Вып. 122. С. 11–27