Найти в Дзене
Мамочка

Полгектара картошки (воспоминания из детства)

В 90-е годы, когда я училась в школе, чтобы выжить и прокормить семью мои родители сажали огромный огород картошки. Мы ездили в соседнюю почти совсем разъехавшуюся деревню, где у нас было огорожено пол гектара земли. Сажали и копали мы ее при помощи трактора, а вот полоть приходилось вручную простыми тяпками. Мне, ребенку, казалось это количество картошки огромным полем. Встанешь на ряд с картошкой и тяпаешь его целый час на жаре, а вокруг тебя и комары, и мошки, и пауты со слепнями. Короче, всякой кровососущей живности хватало. В такие моменты, ни о каком отдыхе даже и не думали, никогда с сестрой не мотали родителям нервы, не ныли, что устали. Понимали, что надо делать, и старались делать в свои 10 -12 лет наравне со взрослыми. На участке был построен небольшой сарай для инвентаря. Там мы отдыхали, когда совсем устанем. А вечером перед отъездом домой шли все вместе на речку. Речка у нас с крутыми берегами, пологих берегов мало. Но папа знал место, где можно было спуститься к воде. В

В 90-е годы, когда я училась в школе, чтобы выжить и прокормить семью мои родители сажали огромный огород картошки. Мы ездили в соседнюю почти совсем разъехавшуюся деревню, где у нас было огорожено пол гектара земли.

Сажали и копали мы ее при помощи трактора, а вот полоть приходилось вручную простыми тяпками. Мне, ребенку, казалось это количество картошки огромным полем. Встанешь на ряд с картошкой и тяпаешь его целый час на жаре, а вокруг тебя и комары, и мошки, и пауты со слепнями. Короче, всякой кровососущей живности хватало.

-2

В такие моменты, ни о каком отдыхе даже и не думали, никогда с сестрой не мотали родителям нервы, не ныли, что устали. Понимали, что надо делать, и старались делать в свои 10 -12 лет наравне со взрослыми.

На участке был построен небольшой сарай для инвентаря. Там мы отдыхали, когда совсем устанем. А вечером перед отъездом домой шли все вместе на речку. Речка у нас с крутыми берегами, пологих берегов мало. Но папа знал место, где можно было спуститься к воде. В то время я плавать не умела вообще, поэтому заходить глубоко боялась. Пару шагов от берега делала и была уже по пояс в воде.

-3

Когда подросли с сестрой, тоже редко нас отпускали одних на Тару. Много было несчастных случаев на речке, поэтому мама боялась нас отпускать. В итоге, так я не научилась нормально плавать. Умею немного держаться на воде, но не долго, быстро устают руки.

Свою плантацию картошки нам приходилось обрабатывать чуть ли не пол-лета. Хорошо, что еще колорадского жука в то время не было. Остальную половину лета наша семья была занята сенокосом. А между всей этой работой мы с мамой выкраивали время для ремонта в доме. Нужно было помогать маме, заниматься побелкой и покраской.

Чтобы не возникли вопросы о том, зачем мы сажали столько картошки. Рассказываю, куда она расходовалась. Мы ее не продавали вообще. В деревню приезжали осенью заготовители и закупали картошку за сущие копейки. Папе было жалко за такие деньги ее продавать. А еще она нам была нужна для корма свиньям. Зерно у нас было в большом дефиците, считай, только курочкам хватало. Хрюшкам доставалось совсем мало. Поэтому приходилось варить им каждый день по большому котлу картошку.

-4

Осенью мы свиней кололи и продавали заготовителям. Мясо стоило дороже, чем картошка. Правда, вырастить свиней тоже было нелегко. Потом считай весь год на эти деньги и жили. Папе в колхозе зарплату не платили вообще, как и всем в то время. А мама работала уборщицей в школе, получала иногда зарплату, хоть и с задержками. Но сами понимаете, какая может быть зарплата у уборщицы, самая маленькая.

Вот так и жили все 90-е, считай на своем хозяйстве. Поэтому ни о каких платных университетах я и не думала, когда в 2000 году закончила 11 класс, хоть и училась хорошо. Я же видела, как родителям сложно. Родители всегда говорили нам: «Девчонки, учитесь в школе хорошо, профессию хоть нормальную сможете получить». А мой дедушка, с которым мы жили, всегда мне говорил: «Танечка, от работы не будешь богатая, а будешь горбатая».