Найти в Дзене

Современные СМИ и их влияние на формирование нравственного облика современного человека

Оглавление

Автор: Ершова Екатерина Евгеньевна, обучающаяся МАОУ МСОШ №16

Научный руководитель: Беспалова А.В., учитель истории и обществознания МАОУ МСОШ №16

Ключевые слова: нравственность, СМИ

Аннотация: В статье автором было изучено влияние современных СМИ на нравственный облик молодежи, возрастом от 15 до 35 лет и на основе полученных в ходе исследования теоретических знаний и проведённого анкетирования было доказано, чтосуществуют значительные взаимосвязи между воздействием средств массовой информации и формированием нравственного сознания молодежи.

Влияние СМИ на нравственный облик человека может быть как положительным, так и отрицательным. Ответственное использование СМИ может способствовать распространению добрых ценностей, воспитанию толерантности и этичности. Однако, неконтролируемое распространение негативной информации, жестокости и непристойности может привести к деградации нравственных ценностей общества.

Важно осознавать влияние СМИ на формирование нравственного облика и уметь фильтровать информацию, принимая только то, что способствует развитию личности и общества в целом.

Нравственность

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Стоит отметить, что нравственность существует в истории человечества в нескольких формах:

1. Как совокупность нравственных ценностей (правил, норм, принципов, идеалов), которые осознаются теоретически и на повседневном уровне. Уровень развития нравственности определяется в зависимости от ориентации ее на общечеловеческие, классовые или национальные нравственные ценности; 

2. Как объективация этих представлений, взглядов, убеждений, то есть нравственного сознания через поведение, деятельность, поступки людей, которые оцениваются с позиций гуманизма, золотого правила нравственности; 

3. Как система нравственных отношений, которые устанавливаются в результате воплощения нравственных представлений через моральные действия. Они отражают определенный уровень развития общественных связей (между индивидами, между: индивидом и группой или обществом, между группами, слоями, классами - и т.д.). Основы их оценки - уровень развития свободы и ответственности, автономизации личности.

Средства массовой информации как агент социализации

Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.

Рассмотрим роли СМИ как агента социализации в нравственном аспекте с разных сторон:

1. Исторический контекст: СМИ эволюционировали от печатных изданий в XVIII–XIX веках до телевидения и социальных сетей в цифровую эпоху. Это изменило влияние на общественное мнение и моральные стандарты.

2. Кинематограф и телевидение: Художественные произведения часто затрагивают моральные вопросы, помогая формировать идентичность и толерантность через показ разнообразных культур.

3. Новости и информационные программы: СМИ формируют представление о социальных проблемах через выбор тем и акценты. Это влияет на общественное мнение и вопросы справедливости.

4. Образовательные программы: Программы на PBS и BBC передают образовательные и нравственные ценности, способствуя формированию нравственного сознания.

5. Формирование идентичности: СМИ помогают людям идентифицироваться с социальными группами и ценностями, что может влиять на восприятие морали и поведения.

6. Интерактивность и вовлеченность: Социальные медиа позволяют пользователям создавать контент и обсуждать нравственные вопросы, но также могут распространять дезинформацию.

7. Ответственность и этика СМИ: Этическое освещение событий укрепляет общественные нормы, в то время как пропаганда ненависти или ложь могут их подрывать.

8. Глобализация и культурные различия: СМИ отражают моральные нормы разных культур, способствуя взаимопониманию или конфликтам.

Суммируя, СМИ являются мощным инструментом социализации, который формирует и меняет нравственные ориентиры общества, теряя и приобретая значение в зависимости от технологических и социальных изменений.

Опрос “Оценка влияния СМИ на молодежь 15-35 лет”

Для получения статистических данных мной был проведен опрос среди молодежи на тему «Влияние СМИ на молодежь 15-35 лет». Опрос был проведен на Яндекс Формах, так как это удобный и понятный инструмент для опросов. Всего было опрошено 47 человек. Из них 74% женщины. Преобладают опрошенные в возрасте от 15 до 22 лет, т.е. учащиеся. 

Первоначально мы предполагали проследить влияние гендерных характеристик на выборреспондентов, но т.к. по старшей возрастной группе в опросе приняли только двое мужчин, то посчитали это положение не репрезентативным. Поэтому результаты будут сравниваться только по возрастному критерию. 

Всего было задано 6 поросов закрытого типа. Результаты проса представлены ниже.

1.Выделите факторы оказывающие наибольшее влияние на развитие Вашей системы ценностей.

На первом месте опрошенные обеих групп выделили семью, затем образование. Младшая группа на третье место поставил друзей, а старшая СМИ. В целом влияние СМИ на становление ценностей отмечают около 30 % опрошенных обеих групп. Полученные результаты позволяют утверждать, что средства массовой информации являются доступным и очень важным механизмом формирования личности по мнению молодежи. 

2. Как часто Вы пользуетесь средствами массовой информации?

-2

 

Все опрошенные ежедневно пользуются СМИ. 

3. Какой контент вы выбираете?

-3

Молодежь больше всего привлекает развлекательный(63%), информационно-аналитический и спортивный контент. У младшей группы образовательный контент более востребован, чем у старшей (55% и 23% соответственно), что объясняется их основным занятием (учеба).

4. Какими СМИ Вы чаще всего пользуетесь?

-4

Топ-3 СМИ, используемых молодежью - Интернет-СМИ - 85% (абсолютное большинство по двум группам опрошенных, старшая группа пользуется даже чаще (89%)), радио имеет широкий охват и часто используется как фон. (среди группы 23-35 лет пользователей тоже больше (68%)) и TV - 17%, но здесь пользователей больше среди опрошенных 15-22 лет. Печатные СМИ ожидаемо пользуются меньшей популярностью среди опрошенных. 

5. Отметьте степень своего согласия со следующими суждениями.

 

-5

Молодежь отмечает важность информационной функции СМИ, но примерно такой же процент опрошенных не доверяют СМИ, т.к. считают, что те манипулируют информацией или распространяют фейки. 68% опрошенных отметили, что СМИ дают представления об отношениях людей. 60% уверены, что именно СМИ влияют на важность материальных ценностей для молодежи. 40% молодых людей отмечают, что СМИ не влияют на уважительное отношение к своей стране, ее достижениям, истории и культуре. Только 38% опрошенных отметили, что СМИ мотивирую на достижение личного успеха.

6. Как Вы оцениваете влияние СМИ на духовно-нравственный облик человека? 

 

-6

Молодежь в целом негативно оценивает влияние СМИ на духовно-нравственный облик человека. Только около четверти опрошенных отметили позитивное влияние и примерно столько же, отметили, что не влияет. Более 10% опрошенных не смоги определиться с ответом.

Полученные результаты позволяют утверждать, что средства массовой информации являются доступным и очень важным механизмом формирования личности по мнению молодежи. Все опрошенные ежедневно пользуются СМИ. 

В целом влияние СМИ на становление ценностей отмечают около 30 % опрошенных обеих групп. Молодежь больше всего привлекает развлекательный, информационно-аналитический и спортивный контент. У младшей группы образовательный контент более востребован, чем у старшей (55% и 23% соответственно), что объясняется их основным занятием (учеба).

Топ-3 СМИ, используемых молодежью - Интернет-СМИ, радио имеет широкий охват и часто используется как фон (среди группы 23-35 лет пользователей тоже больше (68%)) и TV - 17%, но здесь пользователей больше среди опрошенных 15-22 лет (22%). 

Молодежь отмечает важность информационной функции СМИ, но примерно такой же процент опрошенных не доверяют СМИ, т.к. считают, что те манипулируют информацией или распространяют фейки. 68% опрошенных отметили, что СМИ дают представления об отношениях людей. 60% уверены, что именно СМИ влияют на важность материальных ценностей для молодежи. 40% молодых людей отмечают, что СМИ не влияют на уважительное отношение к своей стране, ее достижениям, истории и культуре. Только 38% опрошенных отметили, что СМИ мотивирую на достижение личного успеха.

Если сравнить их с жизненными ценностями современной молодежи (опрос той же группы). То можно выделить, что влияние СМИ на эти ценности меньше на несколько порядков (например, важность семейных ценностей отметили 97% опрошенных, а пропаганду их в СМИ только 60%). Хотя по значимости они совпадают. Это говорит о важности СМИ, но показывает, что они не являются главным фактором социализации.

При этом молодежь в целом негативно оценивает влияние СМИ на духовно-нравственный облик человека. Только около четверти опрошенныхотметили позитивное влияние.

Список литературы

1. «Психологические исследования нравственности» - Российская академия наук «Институт психологии»

2. https://multiurok.ru/files/nravstviennyi-idieal-nashiegho-vriemieni.html

3. https://studwork.ru/spravochnik/kulturologiya/nravstvennaya-kultura

4. https://www.1urok.ru/categories/8/articles/46641

5. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень - Боголюбов Л.Н. и др.

6. Мораль ХХІ века - Дарио Салас Соммэр

7. https://www.stud24.ru/advertising/celi-zadachi-i-rol-smi/441676-1662452-page1.html

8. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов - Д. Матисон

9. Азбука медиа - Норберт В. Больц

10. О телевидении и журналистике - Пьер Бурдье

11. Реальность массмедиа - Никлас Луман

12. https://studfile.net/preview/7483251/page:6/

13.https://ozlib.com/1093781/zhurnalistika/modeli_sovremennoy_massovoy_kommunikatsii_mediaprostranstve_lyudey_soobschestv?ysclid=m331grfm6n55740131

14.https://spravochnick.ru/zhurnalistika/smi_obschee_ponyatie_vidy_i_funkcii/?ysclid=m32zrx4alg214777054

15. https://wika.tutoronline.ru/obshhestvoznanie/class/11/sredstva-massovoj-informaczii?ysclid=m32zrqh21j204581787