Вместо эпиграфа
Шолохов так же бесспорен по своему масштабу в литературе, как Эйзенштейн в кино или Шостакович в музыке (К. Симонов)
Константину Симонову принадлежат и другие строки, посвящённые Михаилу Александровичу, трудно выбрать, какие слова более подойдут к статье в качестве эпиграфа :
Бывают писатели, не прочитав которых нельзя составить себе представления о современной литературе той или другой страны...
......Меня потрясла шолоховская сила и правда человеческих страстей, глубина характеров, резкость столкновений. Мне нравится мужская жёсткая рука Шолохова, пишущего и жизнь, и смерть во всей их сложности и грубости.
https://m.ok.ru/group/56738958409737/topic/151591526338569
Шолохов писал о той эпохе, в которую ему выпало жить, писал честно и правдиво, писал, потому что не мог не писать. Его считали одним из основоположников метода социалистического реализма, на Западе его укоряли в том, что он пишет по указке Партии, на что писатель ответил так :
...каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которым мы служим своим искусством.
https://feb-web.ru/feb/sholokh/texts/sh0/sh8/sh8-295-.htm?cmd=p
Служил народу, писал для народа и о народе.
Нераскрытые тайны писателя
Писал так талантливо, что некоторым было невдомёк, как молодой человек, которому в год появления его первого сборника "Донские рассказы" (1925 г.) исполнилось только двадцать лет, мог видеть так остро и писать так жестко, реалистично, талантливо.
Когда Шолохов приступил к написанию романа "Тихий Дон" ему было чуть больше двадцати. Некоторые решили, что заглянуть так глубоко в эпоху, понять её молодому человеку невозможно. Возникли предположения, мифы, откровенные измышления. Всю жизнь Шолохову приходилось отвечать на них. Даже перед смертью, когда появились ЭВМ, вновь всплыли подозрения, что роман написан не им. Для анализа его творческого почерка на авторство были взяты тексты его произведений, письма и даже бытовые записки.
Всё это было оскорбительно и... сокращало его земную жизнь.
Есть ещё одна тайна творческого пути Шолохова : перед смертью он сжёг главы своего неоконченного романа "Они сражались за Родину". Почему? Кто-то и теперь усомнился в авторстве? Нет!! Теперь кто-то решил, что если сердце автора принадлежит партии, она имеет право "рекомендовать" писателю "доработать образы", "переделать некоторые фрагменты", "дописать отдельные эпизоды". Шолохов категорически отказывался... Незадолго до смерти (по сведениям работников дома-музея в Вёшенской, сейчас это Государственный Музей-заповедник М.А. Шолохова) к нему приезжали с предложением закончить роман за него. Так ли это на самом деле не знаю, но рассказ экскурсовода тронул до глубины души. Образы простых, таких реалистичных, написанных сердцем Шолохова мужчин, вставших на защиту родной земли, настолько живые, родные, что кажется - ты с ними лично был знаком.
Как можно "доработать" то, что совершенно и любимо?
Живые образы - это отличительная черта творчества М.А. Шолохова.
"Лазоревая степь"(1926 г.)
Я специально выбрала это произведение, давшее название второму сборнику последовавшему за "Донскими рассказами". Выбрала, во-первых потому, что в этом рассказе можно увидеть самого писателя, его кровоточащую душу, а во-вторых, потому что сам автор считал этот писательский опыт неудачным и до 40-го года не редактировал сборник и не переиздавал его. Я хочу доказать обратное. Рассказ нельзя считать неудачным, он талантлив, хотя и есть несовершенства. Но здесь - по принципу : нет предела совершенству....
А ещё выбрала потому, что возвращаясь к эпиграфу, вдруг поняла, что текст "Лазоревой степи" безупречно "ложится" на симфонию Д.Д. Шостаковича (Симфония № 1 фа минор (1924-25гг.). Я и дочитывала рассказ под её параллельное звучание.
"Лазоревая степь" построен при помощи приёма обрамления, Шолохов позднее использует его в "Судьбе человека", помещая рассказ в рассказе. Начинается рассказ с тонкого, тщательно прорисованного пейзажа.
Дед Захар, пасущий отару овец, и автор лежат в степи под терновым кустом, прячась от палящего солнца и изнывая от зноя. Дед Захар рассказывает о своей жизни и самом ярком и трагическом её событии : о приговоре к расстрелу белогвардейцами двух его внуков и своей попытке их спасти.
Не спас... Одного расстреляли, вместе с женой , что рванулась к любимому в надежде спасти его, другого на всю жизнь превратили в человеческий обрубок.
Если сравнивать с другими видами искусства художественное полотно рассказа, то невольно проводишь аналогию не только с симфонией Шостаковича (где слышишь даже звуки выстрелов, но и с полотном изобразительным, выписанным в манере классического реализма : тщательно выписана степь, небо, каждый листик тернового куста.
Когда читаешь сцены попыток Захара спасти своих "кровинушек" и приведение приговора в исполнение - видишь уже всё написанное в манере импрессионизма. От "чувствовать", "видеть сердцем", "выражать чувства". Здесь автор непревзойдённый мастер деталей.
Вот внуков ведут на казнь...Семён, старший внук, присел. белогвардеец спрашивает :
– Ты чего это?
– Сапог ногу жмёт, мочи нет,- а сам улыбается.
Снял сапоги, подаёт мне:
– Носи, дедушка, на доброе здоровье. На них подошвы двойные, добрые... (Собрание сочинений в восьми томах.– М.: изд. Правда, 1980, Том 7, стр. 509)
А вот и сама казнь, ещё секунда. и... Но не может старик смириться, надеется ещё на что-то... или хоть на несколько минут хочет отсрочить самое страшное :
– Дозвольте, пан, посымать им одёжу. Одёжа на них добрая, нам по бедности сгодится, сносим. (Там же)
Опять не угадал старик. ещё б`ольшую беду допустил, Увидела Аниська раздетого мужа, бросилась к Семёну, оставив ребёнка : "Стреляй обеих нас!"
Не уберегла... Привязали их друг к другу и выстрелили. Убили, а Аникушку, младшего внука, ранили. Уже раненого перетащили на дорогу и белогвардеец приказал эскадрону:
– Рысью! Не объезжать!...
На мне волосы встали дыбом, - говорит Захар.- .Держу в руках одёжу Семёна и сапоги, а ноги не держат, гнутся...
Лошади, они имеют божью искру, ни одна на Аникушку не ступнула, сигают через....
Припал я к плетню, глаза не могу закрыть, во рту спеклось... Колёса пушки попали на ноги Аникею... Захрустели они, как ржаной сухарь на зубах, измялись в тоненькие трощинки...
Думал, помрёт Аникей от смертной боли, а он хоть бы крикнул, хоть бы стон уронил... Лежит, голову плотно прижал, землю с дороги пригоршнями в рот пихает... Землю жуёт и смотрит на пана, глазом не сморгнёт, а глаза ясные, светлые, как небушко.... (Там же, стр 510)
Какой же ненавистью, называемой классовой, пылали люди, что животные, лошади, оказывались милосерднее человека.
Выжил Аникей, только "ходит теперя на руках, туловищу по земле тягает. С виду весёлый..."
И ещё один штрих Шолохова-импрессиониста. Аникей однажды во время пахоты, когда никто не видел "глыбу лемешами отвернутую, обнял, к себе жмёт, руками гладит, целует" - тоскует, потому что основное дело казака землю пахать, обихаживать, радоваться тому, что она, матушка-земля, становится краше, благодаря этому труду.
Заканчивается рассказ ещё одной пейзажной зарисовкой:
В дымчато-синих сумерках дремала лазоревая степь,на круговинах отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчёлы. Ковыль, белобрысый и напыщенный, надменно качал султанистыми метёлками...
(там же, стр.511)
Мир и гармония царят в природе, красота и благодать, чего так не хватает в мире людей.
Колоритный язык
Предисловие к сборнику "Лазоревая степь" было написано А. Серафимовичем, тоже выходцем из казаков, который отметил образный, "цветной" язык молодого писателя",сжатость и точность характеристик, зоркость взгляда и полное соответствие жизненной правде.
Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное значение того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие.
((Собрание сочинений в восьми томах.– М.: изд. Правда, 1980, Том 1, стр.7)
Просто и ярко, впечатляющими мазками художника импрессиониста, Шолохов будет писать всегда. Чьё читательское сердце не дрогнет, когда возникнут перед глазами финальные строки другого его произведения – "Поднятая целина" :
Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака…
(Собрание сочинений в восьми томах.– М.: изд. Правда, 1980, Том 6, стр. 386)
Великим сыном тихого Дона называют Михаила Александровича Шолохова не только у него на родине. Его юбилей – значимое событие для всей нашей страны.
24 мая 2025 года
В рамках юбилейных мероприятий запланированы, например:
- Марафон фильмов по произведениям Шолохова на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция». В программе — фильм «Нахалёнок», сериал Сергея Урсуляка «Тихий Дон», картина Сергея Бондарчука по неоконченному произведению Шолохова «Они сражались за Родину» и фильм «Судьба человека».
- Юбилейные мероприятия в Музее-заповеднике М. А. Шолохова. В рамках программы — детская культурная программа «Наследия могучего да не прервётся нить!», художественно-творческий вечер «Шолохов в борьбе с фашизмом», концерт детских коллективов и другие.
- Международная научная конференция в Москве. Мероприятие пройдёт с 20 по 22 мая 2025 года и будет посвящено 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 120-летию со дня рождения Шолохова. На конференции планируют представить более 140 докладов от исследователей из разных стран.
Какие мероприятия вы посетите, какие фильмы пересмотрите, что нового о Шолохове откроете? Пишите, будет интересно об этом узнать.