Нет более распространённого заблуждения, чем то, что дети должны беситься. Прямо как в песне про мартышек:
В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах !
И нет его!
Взрослые уверены, что каждый ребёнок должен носиться как угорелый, скакать как ужаленный, хохотать и орать как умалишённый, а также швыряться, бодаться, мараться и т. д. как минимум один раз в день.
«Пока не набегается, я его уложить не могу!», — часто можно услышать от мамаш.
А вот великий педагог А.С. Макаренко с этим был не согласен. Вот, что он, например, писал про детское движение в школах:
«Я был во многих школах, большей частью киевских. Что меня поражало в детских школьных коллективах, так это страшная крикливость, егозливость, несерьезность, истеричность детей, беготня по лестницам, разбивание стекол, носов, голов и т. д. Я не выношу этого крика. У меня нервы здоровые настолько, что я мог писать «Педагогическую поэму» в окружении ребят, в толпе. Разговоры мне не мешали. Но я считаю, что крик и визг, беготня не нужны детям.
А вместе с тем я встречал такие рассуждения педагогов: ребенок должен бегать, должен кричать, в этом проявляется его натура. Я возражаю против этой теории. Ребенку это совсем не нужно. Как раз этот общий крик в школе только расстраивал все время нервы, больше никакой пользы не приносил. Наоборот, я на своем опыте убедился, что в детском коллективе можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу, к дверям, к окнам и т. д. В коммуне вы не могли бы встретить такой галдеж. Я добился полного порядка в движении на улице, на площадке, в здании. Я требовал полного упорядочения движения».
Совершенно тоже относится и к семье. Необходим порядок в движении детей.
Если вы уверены, что ребёнку нужна «физическая разрядка», то научите его делать зарядку или гимнастические упражнения. Однако мой опыт показывает, что нормальная организация детской жизни, обычная активность, стандартное нервное напряжение гарантирует адекватное поведение ребёнка, нормальное количество его движения. Если же ребёнка разбалуют, что часто происходит в саду, школе или в отдельных случаях на прогулке, то потом этот «волчок» остановить трудно.
Психика человека состоит из двух векторов — ускорения и торможения. У детей дефицит торможения. Поэтому нужно учить их тормозить и следить за тем, чтобы не происходило излишнего ускорения.
Отсюда ясно, почему концепция «дети должны набегаться» работает. Сначала детей размагнитят, разбалуют, а затем пытаются физически вымотать, чтобы успокоить их психику.