Найти в Дзене

У людей очень мало способов лечения грибковых инфекций.

Бороться с грибками нелегко. Второй сезон стримингового сериала The Last of Us вышел на канале Max (легкие спойлеры впереди), вернув зрителей в мир, где люди сражаются с зомби, которых кукловодит грибок, контролирующий разум. На экране героям помогают выжить оружие и пламя. В реальном мире борьба с грибковыми инфекциями менее насыщенна, но не менее чревата. В центре сериала - Элли (Белла Рэмси), девушка с иммунитетом к пандемическому грибку. Новый сезон начинается после того, как Джоэл (Педро Паскаль) спасает Элли от доктора, который хотел удалить ей мозг, чтобы найти источник иммунитета и создать лекарство. Если отбросить этот сомнительный подход, то наука, лежащая в основе The Last of Us, в некоторых аспектах леденяще реальна. Хотя маловероятно, что грибки, способные сегодня управлять насекомыми или пауками, могут эволюционировать, чтобы зомбировать людей, изменение климата способствует распространению таких грибковых инфекций, как Candida auris и лихорадка долины. Тем не менее, не

Бороться с грибками нелегко.

Второй сезон стримингового сериала The Last of Us вышел на канале Max (легкие спойлеры впереди), вернув зрителей в мир, где люди сражаются с зомби, которых кукловодит грибок, контролирующий разум. На экране героям помогают выжить оружие и пламя. В реальном мире борьба с грибковыми инфекциями менее насыщенна, но не менее чревата.

В центре сериала - Элли (Белла Рэмси), девушка с иммунитетом к пандемическому грибку. Новый сезон начинается после того, как Джоэл (Педро Паскаль) спасает Элли от доктора, который хотел удалить ей мозг, чтобы найти источник иммунитета и создать лекарство.

Если отбросить этот сомнительный подход, то наука, лежащая в основе The Last of Us, в некоторых аспектах леденяще реальна. Хотя маловероятно, что грибки, способные сегодня управлять насекомыми или пауками, могут эволюционировать, чтобы зомбировать людей, изменение климата способствует распространению таких грибковых инфекций, как Candida auris и лихорадка долины.

Тем не менее, некоторые научные вопросы из сериала - и видеоигры, на которой он основан, - остаются. Чтобы выяснить, как человек может приобрести иммунитет против грибков и какие средства становятся доступными для борьбы с реальными грибковыми инфекциями, Science News побеседовал с экспертами, которые разрабатывают потенциальные противогрибковые вакцины и лекарства.

Может ли человек стать невосприимчивым к грибкам?

Да, по крайней мере, к некоторым грибкам, и у многих людей этот иммунитет может сохраниться на всю жизнь, говорит Эдвард Робб, ветеринар и руководитель стратегического отдела Anivive, фармацевтической компании для домашних животных, расположенной в Лонг-Бич, Калифорния. Например, люди, выросшие на американском Юго-Западе, могут выработать пожизненный иммунитет к грибкам Coccidioides, вызывающим долинную лихорадку, говорит он.

И все же некоторые грибки могут заражать нас снова и снова. Дрожжевые инфекции, стригущий лишай, стопа атлета и другие грибковые инфекции кожи часто повторяются, поэтому неясно, может ли у людей выработаться иммунитет к ним.

«Я понятия не имею, что именно нужно сделать, чтобы выработать иммунитет к причудливому грибку, как в игре The Last of Us, - говорит Джон Рекс, главный врач F2G Ltd., международной компании со штаб-квартирой в Чешире, Англия, которая занимается разработкой противогрибковых препаратов. Но иммунитет к настоящим грибковым инфекциям объяснить проще.Хотя почти каждый человек регулярно вдыхает хотя бы несколько спор, иммунная система может не дать им развиться в полноценную инфекцию. Но по мере того как микробы расширяют свои ареалы, а люди строят здания в пустынях, кустарниках и других местах, где процветают грибки, все больше людей сталкиваются с большим количеством грибков, говорит Робб.

По его словам, «наиболее восприимчивы люди, которые подвергаются большому воздействию спор: это могут быть те, кто работает в ландшафтном дизайне или на строительстве, кто ходит в походы» или занимается другими делами, которые подвергают их воздействию пыли, содержащей споры.

Люди, принимающие препараты, подавляющие иммунитет, и пожилые люди, чья иммунная система уже не так сильна, также могут быть восприимчивы к инфекции. Люди, недавно приехавшие в районы, где распространены грибковые заболевания, такие как долинная лихорадка (также называемая кокцидиоидомикозом), также могут подвергаться повышенному риску заражения, поскольку их иммунная система не была подготовлена к борьбе с ними.

Где может находиться источник грибкового иммунитета?

Определенно не в мозге, говорит Рекс. В случае с Элли «у нее иммунитет. Грибок не проник дальше ее кожи». На самом деле, как только грибки, подобные тем, что вызывают лихорадку долины, достигают мозга человека, «это неизлечимо. Вы можете замедлить его развитие с помощью существующих лекарств, но вылечить его невозможно».

Иммунная система состоит из различных типов белых кровяных телец, некоторые из которых вырабатывают антитела, а другие помогают убивать захватчиков различными способами. По словам Робба, антитела обычно слишком малы, чтобы уничтожить относительно крупные грибковые клетки. Вместо них с грибками борются иммунные клетки, известные как Т-клетки. Их можно обнаружить в крови, костном мозге и лимфатических узлах.

Можно ли создать вакцину против грибков?

Возможно, хотя никто еще не создал вакцину, одобренную для использования у людей.

Компания Робба, Anivive, разрабатывает вакцины против двух грибковых заболеваний - лихорадки долины и бластомикоза, которые поражают как собак, так и людей. Та же версия вакцины против лихорадки долины, которая тестируется на собаках, также находится на ранних стадиях изучения для использования у людей, сказал Робб во время презентации на Всемирном конгрессе по вакцинам, который прошел в конце апреля в Вашингтоне. В настоящее время противогрибковые препараты могут лечить инфекции, сказал он, но «единственное профилактическое средство - не дышать, и пока что это не очень хорошо работает».

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, ежегодно в Соединенных Штатах, в основном в Аризоне и Калифорнии, лихорадкой долины заболевают от 10 000 до 20 000 человек, а умирают в среднем 200. Случаи заболевания зависят от климата и погодных условий, но в некоторых местах заболеваемость, похоже, растет. В Аризоне в 2023 году лихорадкой долины заболели чуть менее 11 000 человек. В 2024 году это число подскочило до 14 770, а по состоянию на 6 мая болезнь уже диагностирована более чем у 5500 человек. В Калифорнии наблюдается аналогичный скачок заболеваемости. В 2023 году лихорадкой долины заболело около 9 200 человек. В 2024 году этот показатель увеличился до 12 637 человек. По состоянию на 31 марта в штате было диагностировано более 3 100 человек с лихорадкой долины.

Вакцина Anivive представляет собой живой грибок, генетически измененный таким образом, чтобы он не мог менять форму и заражать людей и животных. Вакцинный грибок не может запустить инфекцию, но может обучить иммунную систему атаковать грибки, с которыми она столкнется в будущем, как показывают эксперименты на животных.

Другие группы также работают над созданием вакцин против валлийской лихорадки и других грибковых инфекций, но могут пройти годы, прежде чем они появятся на рынке.

Существуют ли другие способы лечения грибковых инфекций?

Да, с помощью противогрибковых препаратов. Но вариантов мало, и у некоторых грибков развивается устойчивость к некоторым препаратам, предупредила Всемирная организация здравоохранения 1 апреля в своем первом в истории докладе о лечении грибковых инфекций.

За последнее десятилетие в США, Европе и Китае были одобрены только четыре новых противогрибковых препарата. Еще девять находятся в разработке, но только три из них достигли финальной стадии тестирования на людях. Это означает, что в ближайшее десятилетие, скорее всего, будет одобрено мало новых противогрибковых препаратов.

При лечении бактериальных инфекций у врачей обычно есть целый ряд антибиотиков на выбор. Но «наша коллекция [противогрибковых] препаратов никогда не была столь же обширной, как для бактерий», - говорит Рекс. «Существуют грибковые инфекции, для лечения которых у нас нет ни одного лицензированного препарата».

Компания Рекса, F2G, находится на завершающей стадии клинических испытаний противогрибкового препарата под названием олорофим. Этот препарат не позволяет грибкам создавать пиримидины - строительные блоки для ДНК и РНК. Вмешательство в этот процесс не позволяет грибкам размножаться и может убить некоторые опасные грибки, в том числе виды Aspergillus. Если препарат будет одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, его путь займет около 25 лет.

По словам Рекса, этот долгий путь - лишь одна из причин, по которой существует так мало вариантов противогрибковых препаратов. «Если вам нужен новый противогрибковый препарат, то начинать нужно было 25 лет назад».

Источник : Science