Вчера ГСУ Следственного комитета России по Московской области распространило релиз о ходе расследования злоупотреблений при выдаче жилищного сертификата.
Алексей НИКИТИН
Вся страна следит за этим делом. Имена мигрантки из Таджикистана Тахмины Самадовой, получившей 24 миллиона рублей на "крышу над головой" и мэра Мытищ Юлии Купецкой, вручавшей её сертификат, давно на слуху. Мы тоже несколько раз писали об этом деле. Так что новенького?
Уголовные дела снова возбуждены
Во-первых, следком отчитался об очередной попытке возбудить уголовные дела в отношении самой льготницы Самадовой (по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.2 УК РФ - покушение на мошенничество при получении выплат, совершенное в особо крупном размере) и чиновника администрации округа Мытищи (по ст. 293 УК РФ - халатность). Причем в релизе подчеркивается, что чиновник уже БЫВШИЙ.
Основания возбуждения уголовных дел прежние: "льготница" Самадова предоставила комиссии фиктивные документы, а комиссия не проверила их.
"Не дана оценка достоверности сведений о доходах признанных малоимущими членов семьи. Не приняты меры к проверке данных о проживании 13 человек в имевшемся жилье при условии того, что отдельные лица из числа указанных на момент представления информации были приговорены к длительному сроку лишения свободы, а также проходили обучение в очной форме за пределами Российской Федерации,"
- написано в релизе следкома. Проще говоря, семья была не такой бедной, и не такой большой на самом деле.
В первый раз что ли?
Однако радоваться рано. В том же релизе указано, что прокуратурой в Мытищах и в области уже трижды отменялось постановление о возбуждении уголовного дела о халатности в отношении бывшего чиновника администрации Мытищ. А постановление о возбуждении уголовного дела по поводу подозрения в мошенничестве Самадовой отменялось уже пять раз!
Пять раз с января, Карл!
В общем следком и прокуратура в Подмосковье работают, не покладая рук: одни возбуждая дела, другие – закрывая их. Суммарный КПД – ноль.
Так что не исключено, что новые дела закроют уже завтра.
Недоуволенный
Теперь о заместителе Купецкой, который был обвинен в халатности, поскольку возглавлял жилищную комиссию и подписал протокол решения о выдаче сертификатов. Речь идет о Ярославе Башлыкове. В релизе следкома он старательно называется бывшим. И это правда. Отчасти.
В конце прошлой недели в администрации Мытищ произошли кое-какие перестановки кадров. Ярослава Башлыкова сняли с должности заместителя главы округа и переместили на должность советника главы. Формально он вроде бы не чиновник теперь. Бывший футболист Башлыков понимает, что фактически его убрали с поля, но убрали недалеко – в запас.
Однако есть и другие кадровые решения в Мытищах, которые, вероятно, имеют прямое отношение к скандальным делам. Покинул место первого заместителя главы Олег Сотник. Ушел и замглавы Геннадий Федичев, который курировал вопросы безопасности в муниципалитете. Не он ли должен был обеспечить проверку документов?
Есть еще ряд подвижек в составе мытищенской административной команды, и это само по себе неплохо.
Закон надо менять
Есть еще один важнейший абзац в релизе следкома, который внушает надежду. В нем речь идет об инициативе следствия по внесению изменений в законодательство Московской области. Так следком предлагает меры по усилению требований к оформлению предоставляемых документов и их проверке.
Все дело в том, что региональный закон о поддержке молодых семей, написанный под соответствующий федеральный закон, оказался очень кривым. Он не только делал семьи мигрантов приоритетными получателями помощи по факту, но и не содержал необходимых инструментов контроля получателей помощи.
То есть, прокуратура отменяла постановления следкома не по причине солидарности с нарушителями. Нет! Прокуратура требовала четкого исполнения буквы закона! А оснований для возбуждения дел нет, потому что признаки преступления отсутствуют: жилищные сертификаты получили граждане России по основаниям, предусмотренным в законе!
Так было в Подмосковье, в Долгопрудном, в Твери, Костроме, Хабаровске, Нижнекамске и многих других городах России.
Вот почему все эти громкие дела на местах будут только сотрясанием воздуха, пока не изменится законодательная основа программы.