Найти в Дзене

Первая женщина, которая добровольно приехала жить во Владивосток

Военный пост Владивосток был основан мужчинами и для мужчин. Но чтобы пост превратился в большое и богатое поселение, нужны были женщины. А где их взять? Власти вышли из ситуации самым простым образом: первыми женщинами, которые приехали жить во Владивосток, стали три ссыльно-каторжных молодухи, которых осудили, как бы мы сейчас сказали, за особо тяжкие. Как пишет Н. П. Матвеев в своем «Кратком историческом очерке г. Владивостока», участь этих женщин в наших краях отнюдь не была печальной, несмотря на то, что переехали сюда они не по своей воле. Они смогли создать здесь новые семьи и даже «роли играли». При помощи этих ссыльных женщин здесь начали слагаться первые зачатки оседлого общественного быта. А позже, примерно в конце 1860-х годов во Владивосток новоселы начали переезжать уже целыми семьями. В середине 1860-х, примерно через 5 лет после основания Владивостока, на берега Золотого Рога прибыла г-жа Рейтер, жена пехотного офицера (по другой версии - телеграфного чиновника), котора

Военный пост Владивосток был основан мужчинами и для мужчин. Но чтобы пост превратился в большое и богатое поселение, нужны были женщины. А где их взять?

Власти вышли из ситуации самым простым образом: первыми женщинами, которые приехали жить во Владивосток, стали три ссыльно-каторжных молодухи, которых осудили, как бы мы сейчас сказали, за особо тяжкие. Как пишет Н. П. Матвеев в своем «Кратком историческом очерке г. Владивостока», участь этих женщин в наших краях отнюдь не была печальной, несмотря на то, что переехали сюда они не по своей воле. Они смогли создать здесь новые семьи и даже «роли играли». При помощи этих ссыльных женщин здесь начали слагаться первые зачатки оседлого общественного быта. А позже, примерно в конце 1860-х годов во Владивосток новоселы начали переезжать уже целыми семьями.

Так первых дам Владивостока видят современные уличные художники. Фото автора.
Так первых дам Владивостока видят современные уличные художники. Фото автора.

В середине 1860-х, примерно через 5 лет после основания Владивостока, на берега Золотого Рога прибыла г-жа Рейтер, жена пехотного офицера (по другой версии - телеграфного чиновника), которая первая из свободных женщин добровольно приехала жить в эту глушь вслед за мужем. Её имя-отчество и фото, к сожалению, не сохранились. Известно, что на тот момент ей было 35-38 лет. Это была уже седая блондинка, полная, с красивым, но простым, здоровым и румяным лицом.

В 1866 году пост Владивосток представлял собой деревянную церковь, 10 казённых и 34 частных здания, 12 складов и магазинов и 11 китайских фанз. Всё население поста не превышало 600 душ и состояло из офицеров и нижних чинов морского и сухопутного ведомств, нескольких русских и иностранных мелких торговцев, небольшого количества отставных нижних чинов, мастеровых в порту и сосланных ссыльных (уголовных) женщин, присланных сюда в качестве прислуги.

Муж г-жи Рейтер вскоре пропал в тайге. То ли он охотился, то ли работал, то ли еще что, но женщина осталась одна. Однако она не растерялась и начала заботиться о себе сама: получила от властей участок земли и казенное пособие, с помощью матросов построила себе дом в несколько комнат. Жилого фонда в то время не хватало, поэтому комнаты она начала сдавать постояльцам.

За неимением фото матушки Рейтер - кусочек современной улицы Светланской. Фото автора.
За неимением фото матушки Рейтер - кусочек современной улицы Светланской. Фото автора.

Несмотря на мужской характер и острый язык, современники отмечали душевность этой дамы. Она была этакой «матушкой» местного общества и все нуждавшиеся в приюте из приезжего офицерства находили у неё тёплый приём. Она кормила местных холостых офицеров, выступала в роли посаженной матери на всех свадьбах, была крестной у многих ребятишек. Кстати, первым ребенком, появившимся на свет во Владивостоке, тоже была девочка. У поселенки Евдокии Горелко 27 сентября 1863 года родилась дочь. Ее назвали Надеждой. Правда, по другим данным первой все же родилась Елена Подорожкина - 16 мая 1863 года.

Но и спорить с «матушкой Рейтер» никто не решался, а тем более ввязываться в ссору – себе дороже, уж очень «зубастой» на язык была эта дама, знающая все сплетни и подноготную каждого жителя маленького поста.

Когда г-же Рейтер было уже за 50, она повторно вышла замуж за доктора Красильникова, своего ровесника, эпатировав местное общество слухом о том, что она скоро станет счастливой матерью и уже советуется с акушеркой. Однако этот слух остался только слухом, а новая ячейка общества вскоре навсегда уехала из Владивостока.

Но женщин в столице Приморья еще долгое время было намного меньше, чем мужчин. В 1884 году, например, на одну представительницу прекрасного пола приходилось четверо мужчин. Что поделать, край земли.