Найти в Дзене
Infinita Book

Эдвард Мунк: поэзия жизни, любви и смерти + 16 картин

Эдвард Мунк (1863-1944) по праву считается одним из величайших художников Норвегии. Его тревожные и пронизывающие картины не только утвердили его как ключевую фигуру символизма, но и оказали значительное влияние на развитие экспрессионизма, став источником вдохновения для целого поколения художников. Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в Лётене — небольшом сельском районе на юге Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, служивший военным врачом, мечтал о карьере терапевта. Семья вскоре переехала в Кристианию (нынешнее Осло), где доктор Мунк занялся медицинской практикой среди беднейших слоёв населения. Эта самоотверженность обернулась личной трагедией: в 1868 году от туберкулёза умерла его жена Лаура, а спустя несколько месяцев — их дочь Софи. Последовавшие утраты тяжело сказались на отце — он стал фанатично религиозным и подверженным вспышкам гнева, что отразилось на маленьком Эдварде. Позже его психику потрясли и другие семейные трагедии: смерть отца, кончина брата и психическ
"Автопортрет с кистями", 1904 г., Музей Мунка, Осло
"Автопортрет с кистями", 1904 г., Музей Мунка, Осло

Эдвард Мунк (1863-1944) по праву считается одним из величайших художников Норвегии. Его тревожные и пронизывающие картины не только утвердили его как ключевую фигуру символизма, но и оказали значительное влияние на развитие экспрессионизма, став источником вдохновения для целого поколения художников.

"Кристиан Мунк на диване", 1881 г., Музей Мунка, Осло
"Кристиан Мунк на диване", 1881 г., Музей Мунка, Осло

Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в Лётене — небольшом сельском районе на юге Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, служивший военным врачом, мечтал о карьере терапевта. Семья вскоре переехала в Кристианию (нынешнее Осло), где доктор Мунк занялся медицинской практикой среди беднейших слоёв населения. Эта самоотверженность обернулась личной трагедией: в 1868 году от туберкулёза умерла его жена Лаура, а спустя несколько месяцев — их дочь Софи.

"Лаура Мунк", 1883 г., Музей Мунка, Осло
"Лаура Мунк", 1883 г., Музей Мунка, Осло

Последовавшие утраты тяжело сказались на отце — он стал фанатично религиозным и подверженным вспышкам гнева, что отразилось на маленьком Эдварде. Позже его психику потрясли и другие семейные трагедии: смерть отца, кончина брата и психическое заболевание младшей сестры. Эти события оставили неизгладимый след в душе художника.

"Карен Бьельстад в кресле-качалке", 1883 г., Музей Мунка, Осло
"Карен Бьельстад в кресле-качалке", 1883 г., Музей Мунка, Осло

Единственным источником тепла в мрачном детстве Эдварда Мунка была его тётя Карен — добрая и заботливая женщина, которая взяла на себя заботу о доме после смерти матери. Будучи художницей-любительницей, она разглядела в племяннике творческое начало и поощряла его первые шаги в рисовании. Художественные способности Эдварда проявились довольно рано, однако поначалу он выбрал другой путь: в 1879 году поступил в технический колледж, намереваясь стать инженером. Но уже через год болезнь вынудила его бросить учёбу.

Когда здоровье наконец восстановилось, Мунк принял судьбоносное решение полностью посвятить себя искусству. Он начал обучение в Национальной школе искусства и дизайна, однако настоящим толчком в его развитии стали неформальные занятия под руководством Кристиана Крога — одного из главных представителей норвежского реализма, чьё влияние оказалось для молодого художника неоценимым.

"Больная девочка", 1885-1886 гг., Национальная галерея, Осло
"Больная девочка", 1885-1886 гг., Национальная галерея, Осло

Кристиан Крог пользовался популярностью среди молодых художников благодаря своему бунтарскому духу: он отвергал устоявшиеся художественные каноны и смело обращался к темам, вызывавшим споры, изображая их с бескомпромиссной реалистичностью. Благодаря Крогу Мунк оказался в кругу прогрессивной норвежской интеллигенции, в частности — в знаменитой "Богеме Кристиании".

Эта группа эпатировала общество, открыто отвергая буржуазную мораль и отстаивая идеи личной и сексуальной свободы. Несмотря на общественное неодобрение, участники группы высоко ценили художественный дар Мунка. В 1885 году он получил первую из нескольких стипендий, которая позволила ему отправиться в поездку во Францию — в Париж, столицу европейского искусства и центр передовых идей того времени.

Контакт Мунка с современными художественными веяниями произвёл на него моментальное и мощное впечатление. Под влиянием новых идей он приступил к созданию своей первой значимой картины — "Больная девочка". Хотя сюжет был вдохновлён работами Крога, интерпретация оказалась радикально иной. Мунк отверг натуралистический стиль своего наставника, сделав ставку на упрощённые формы и импрессионистское восприятие деталей. В 1886 году он представил эту картину под названием "Этюд", ясно осознавая, что зрителей может смутить её необычная подача.

"Портрет Ханса Йегера", 1889 г., Национальная галерея, Осло
"Портрет Ханса Йегера", 1889 г., Национальная галерея, Осло

Тем не менее, спустя три года, на своей персональной выставке в 1889 году, Мунк получил более благосклонные отклики. Успех принёс ему государственную стипендию для продолжения обучения в Париже. Там он начал работать в студии академического живописца Леона Бонна, но, как и прежде, строгие рамки формального образования оказались для него стеснительными. Настоящим учителем вновь стала самостоятельная практика.

"Летняя ночь. Ингер на пляже", 1889 г., Художественные музеи Бергена
"Летняя ночь. Ингер на пляже", 1889 г., Художественные музеи Бергена

Это было время художественного подъёма и экспериментов: по всей Европе художники искали новые формы выражения, и Мунк жадно впитывал атмосферу перемен. От постимпрессионистов он перенял важную идею — художественный язык может быть не буквальным. Линии, цвета, формы не обязаны отражать реальность — они могут быть искажены, усилены, упрощены ради более сильного эмоционального воздействия.

Благодаря влиянию символистов Мунк переосмыслил свой подход к искусству. Он больше не стремился передавать реальность или рассказывать конкретные сюжеты. Главным для него стали идея, настроение, внутреннее состояние — он писал не события, а эмоции.

"Меланхолия", 1892 г., Национальная галерея, Осло
"Меланхолия", 1892 г., Национальная галерея, Осло

В 1892 году Мунк получил приглашение представить свои новые работы на выставке в Берлинском союзе художников. Но экспозиция продержалась всего неделю — картины вызвали бурю негодования и оказались сняты с показа. Возмущение было столь велико, что часть художников в знак протеста покинула союз и основала Берлинский сецессион — в будущем одну из ключевых групп европейского авангарда.

Скандал принёс Мунку неожиданную славу. Он понял, что Германия может стать для него важной платформой, и решил остаться. Почти до 1908 года он жил и работал в разных городах страны, время от времени возвращаясь в Норвегию и активно участвуя в выставках по всей Европе.

"Любовь и боль (Вампир)", 1893 г., Музей Мунка, Осло
"Любовь и боль (Вампир)", 1893 г., Музей Мунка, Осло

Именно в этот период он начал работу над самым масштабным и значимым проектом своей карьеры — "Фризом жизни". Это была серия картин, которые Мунк задумывал как единое целое, объединённое общей темой — "поэзия жизни, любви и смерти". Идея создания эмоционального цикла, передающего основные состояния человеческого существования, стала центральной в его творчестве.

Цикл "Фриз жизни" охватывал фундаментальные человеческие переживания — от первых вспышек любви и страсти до мучительного одиночества, тревоги и душевного краха. Многие полотна были насыщены болезненно напряжённой, почти невыносимой цветовой гаммой, отражающей внутренние бури. Ярчайший пример — легендарная картина "Крик".

"Крик", 1893 г., Национальная галерея, Осло
"Крик", 1893 г., Национальная галерея, Осло

Её основой послужил реальный эпизод: во время прогулки вдоль фьорда Мунк испытал приступ паники — возможно, вызванный агорафобией. Но вместо того чтобы просто изобразить эпизод, он превратил личный опыт в универсальный символ экзистенциального ужаса.

Искривлённые линии, кричащие краски и деформированное пространство создают ощущение вибрации страха, проходящего через само полотно. Центральная фигура будто подвержена волнам невидимой боли, в то время как два тёмных силуэта на заднем плане остаются равнодушны к её мукам. Это визуально подчёркивает: кошмар происходит внутри, а не снаружи.

"Пепел", 1895 г., Национальная галерея, Осло
"Пепел", 1895 г., Национальная галерея, Осло

Мунк неоднократно возвращался к своим ключевым темам, перерабатывая их в различных техниках и форматах. Он создавал несколько версий важнейших работ, варьируя цвет, форму и композицию. В этом методичном повторении он стремился глубже проникнуть в суть изображаемых эмоций и усилить их выразительность.

Эдвард Мунк проявил себя не только как живописец, но и как выдающийся мастер графики. С 1894 года он начал осваивать офорт, а вскоре уверенно владел также литографией и ксилографией. Особенно выразительно он работал в технике ксилографии, намеренно используя грубые, текстурные поверхности, чтобы подчеркнуть драматичную фактуру и эмоциональную резкость своих произведений. Его графические работы отличались мощным визуальным воздействием и оригинальностью, благодаря чему интерес к ним стремительно рос.

"Танец жизни", 1899-1900 гг., Национальная галерея, Осло
"Танец жизни", 1899-1900 гг., Национальная галерея, Осло

Уже к концу XIX века его признание стало официальным: в 1899 году Национальная галерея Кристиании приобрела два его произведения. Через шесть лет в Праге прошла масштабная ретроспектива, утвердившая Мунка как фигуру европейского значения. Однако за художественными успехами скрывался изнуряющий ритм жизни: бесконечные поездки, напряжённая работа и злоупотребление алкоголем привели к нервному срыву. В 1908 году художник оказался на грани психического и физического истощения, после чего был вынужден провести восемь месяцев в клинике, восстанавливая силы.

"Убийца", 1910 г., Музей Мунка, Осло
"Убийца", 1910 г., Музей Мунка, Осло

В личной жизни Эдварда Мунка было немало драм, но особенно болезненные отношения связывали его с Туллой Ларсен — дочерью состоятельного винного торговца. Они познакомились в 1898 году, и их роман с самого начала был полон страстей и конфликтов. Связь продлилась до 1902 года, когда Мунк решил прекратить отношения, устав от их бурного характера.

Однако Тулла не смирилась с разрывом и инсценировала попытку самоубийства. Она схватила револьвер и начала угрожать, что покончит с собой. Мунк, пытаясь предотвратить трагедию, вступил с ней в борьбу за оружие. Во время этого столкновения случайно прозвучал выстрел — пуля попала в его руку, оторвав верхнюю фалангу среднего пальца. С тех пор художнику было трудно держать палитру, но трагический инцидент нашёл отражение в его творчестве — так появилась картина под названием "Убийца".

"Весенний пейзаж", 1923-1924 гг., частная коллекция
"Весенний пейзаж", 1923-1924 гг., частная коллекция

После тяжёлой болезни Эдвард Мунк решил пересмотреть свою жизнь. Он окончательно вернулся на родину, в Норвегию, и обосновался там, выбрав уединение и стабильность вместо прежней беспокойной кочевой жизни. Мунк продолжал творить, но отступил от мрачной, интроспективной тематики, сделавшей его знаменитым. Теперь его внимание было сосредоточено на внешнем мире — на природе, людях, повседневной реальности.

"Работа на ферме", 1924 г., Художественный музей Ставангера
"Работа на ферме", 1924 г., Художественный музей Ставангера

Поздние произведения художника отличаются от его ранних работ: в них меньше психологической глубины, но больше света, умиротворения и открытой красоты. Он писал лирические пейзажи, а также создавал образы рабочих, мечтая объединить их в серию под названием "Фриз трудового народа". Хотя он по-прежнему участвовал в международных выставках и получал признание, дома он вёл тихую и созерцательную жизнь, окружённый своими картинами.

"Автопортрет. Между часами и кроватью", 1940-1943 гг., Музей Мунка, Осло
"Автопортрет. Между часами и кроватью", 1940-1943 гг., Музей Мунка, Осло

Мунк умер в годы Второй мировой войны. В результате взрыва расположенного неподалёку немецкого склада боеприпасов в его доме были выбиты окна. Зимой художник простудился, заболел бронхитом и скончался 23 января 1944 года. В своём завещании он оставил городу Осло огромное художественное наследие — около тысячи живописных полотен, более 15 тысяч гравюр и свыше 4,5 тысяч акварелей и рисунков.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:

Infinita Book | Дзен

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: