Подписчики моего канала знают, что мои статьи не только содержат полезные советы для начинающих авторов, но одновременно служат мне и черновиками будущих книг. И сегодня я рада сообщить всем, что наконец завершена работа и над новой книгой! Верстка для бумажного издания уже отправлена в типографию, а электронный вариант даже выложен на Литрес! Этим событием я уже поделилась в своих блогах на других платформах, но здесь, на канале Дзен я готова подробнее рассказать историю моей новой книги. Итак, история создания новой книги – «Справочник для начинающих писателей»!
Из истории моего канала на Дзен
Этот канал на Дзен я начала вести как черновик для моего первого руководства по писательскому мастерству. Случилось это в конце 2017 года. На тот момент у меня уже был некоторый план книги. Я собиралась изложить все, что знала о технике писательства и о публикациях, имея в своем багаже 11 изданных романов (сейчас уже издано 12 романов!). Год спустя в 2018-м я завершила и издала свою первую книгу для писателей. Она называется "Как писать прозу" и висит у меня в закрепе на верхней странице, иллюстрируя тему: "Можно ли научиться писательству".
Когда я выкладывала свои первые статейки, у меня и читателей на канале не было, и комментарии отсутствовали, да и не ждала я их. Сейчас просмотрела первые 30 статей, комментарии на многих просто отсутствуют, стоят нолики! И я не смогла найти на канале тех лет даже праздничной саморекламы, сообщающей о выходе той первой книги. Ну вышла книга и вышла, а ведь статьи имели к ней непосредственное отношение.
Более того: я на какое-то время забросила и Дзен: в то время ( 20-21 годы) не более одной статьи в месяц. А ведь в 20-м году у меня был издан двенадцатый роман «Бабочки в цифровом музее» . О романе я упомянула вскользь на Дзен лишь спустя два года в связи с темой об ИИ. Для меня написание романа и ведение блога по теме романа всегда было несовместимо. Но сейчас я думаю, что совмещать такие активности можно, если есть желание. Но сама не пробовала.
Однако для меня является естественным совмещать работу над книгой нон-фикшн и написание статей, как-то с такой книгой связанных.
Теперь остановлюсь подробнее на том, как параллельно прорастали некоторые из моих книг нон-фикшн и одновременно развивался канал Дзен.
О первом опыте создания книги по статьям на Дзен
Вначале пишу для Дзен, позже включаю в книгу
Начала вести Дзен я буквально для себя! Весь первый год я записывала обрывки мыслей, не думая о комментаторах, друзьях или подписчиках. Разве что, прикидывая будущее канала, экспериментировала с заголовками. Тут было и новомодные «Лайфхаки для писателей», и интригующие «Секреты для писателей», и с претензией на задушевность - «Писательской кухни». В общем, следовала трендам заголовков. Но как бы я ни называла свой канал, читателей было не густо. Заходили, в основном, по ссылкам мои френды с других платформ, и их визиты никак не влияли ни на развитие канала, ни на содержание моей книги. Даже лайки друзья редко ставили! И даже сегодня, когда у меня тысячи подписчиков и некоторые показы есть, первые статьи так и висят почти без комментариев (листать галерею).
Канал просто служил мне рабочим блокнотом, и записи здесь отчасти помогли мне оформить книгу, впоследствии выдержавшую даже два издание (второе случилось в Чехии – тогда еще дружественной). Книга получила название «Как писать прозу. Полный курс для начинающих». К сожалению, бумажные экземпляры ее разошлись, но электронная тоже живет на Литресе. Основная же идея той первой книги была – разбор типовых ошибок при написании художественной литературы. Она хорошо "зашла" на сайте LiveLib, где ценители и хвалят, и ругают книги. Эта книга (здесь уже новая обложка от второго издания) - почти отличница. Если захотите ругательный отзыв найти, придется потрудиться.
И хотя записки на Дзене помогли мне написать книгу, они никак не помогали мне развить сам канал. Другое дело – моя следующая книга!
Как я стала обрастать подписчиками, приоткрыв тему мемуаров
Вначале написала главы для книги, потом выложила в Дзен
После издания первого пособия я на какое-то время забросила Дзен: как отметила выше – переключилась на роман. Никаких материалов, с ним связанных, здесь не публиковала. А завершив наконец свой 12-й роман, я снова пошла «отдыхать» на Дзен. В этот момент я работала над мемуарами, и некоторые свои мысли по поводу мемуаров публиковала здесь. То есть в этом случае вектор был направлен в противоположную сторону: от книги на канал. Одновременно я заменила очередное интригующее название канала на абсолютно незатейливое: «Писателю на заметку» . И сертифицировала его, чтобы легче было сохранять авторские права на материалы. (А позже, задумав следующую книгу, я добавила к нему и свое имя).
И в тот период – это было в 22-23-м году – я вдруг начала обрастать подписчиками и также сама стала комментировать некоторые статьи, вызывающие у меня тоже определенный интерес. С некоторыми авторами отношения развились на взаимной основе. Также я вывесила буктрейлер по следам мемуарной книги, он у меня тоже закреплен сверху страницы.
И то ли тема нон-фикшн и мемуаров оказалась интереснее для здешних блогеров, то ли я стала активнее вступать во взаимные отношения, но как-то я стала погружаться в атмосферу платформы Дзен. Поскольку статьи по мемуарам обсуждались достаточно оживленно, я задумалась, чтобы написать отдельное пособие для любителей вспоминать и описывать свою жизнь. Однако дальнейшее общение с комментаторами изменило мои планы. Я поняла, что рассказать только о создании мемуаров недостаточно.
Креативные подходы при создании новой книги для начинающих писателей
Вначале на Дзен, потом в книгу
И в очередной раз я вернулась к начальной схеме, с которой начинала: вначале пишу статью на Дзен, потом обрабатываю ее для книги. Но теперь у меня уже был канал с некоторой популярностью. Теперь я не просто писала мимоходом какие-то свои заметки, а «шла на поводу» читателя. Или, говоря возвышенным языком, отвечала на вопросы и запросы авторов, возникающих в комментариях. Это касалось и взаимоотношений со смежными структурами: Книжной палатой, Союзами писателей, издательствами, с агентами и посредниками, с читателями. И даже разбор-отзывы о некоторых книгах я писал именно с прицелом на то, как дОлжно смотреть на них другим писателям, а не просто читателям.
И когда я решила написать еще одну книгу для начинающих писателей, я не стала ограничиваться темой мемуаров, как поначалу задумывала. Я расширила круг вопросов, включив в книгу те обсуждения, которые случались здесь - добавила темы, находившие у читателей повышенный отклик. Потому выложу еще раз обложку сегодняшней книги-именницы полным разворотом. Хочу, чтобы вы увидели и заднюю сторону обложки: ведь для таких книг желательно получать отзывы экспертных читателей. Обратите внимание на ее оформление!
Вместе с подписчиками
Вопросы в комментариях часто служили мне темами для новых статей. Помогали отчасти даже хейтерские уколы, но, безусловно, главной ценностью при создании книги стали замечания и дополнения моих подписчиков и комментаторов.
Иногда я обращалась к своим подписчикам с конкретными вопросами, например спрашивала о заголовке и подзаголовке своей новой книги. Вынуждена признаться, что заголовок пришлось изменить по разным причинам при обсуждении его с редакторами, художником и верстальщиком, но обсуждение я держала в памяти и при создании нового заголовка. Так что спасибо, друзья за вольную и невольную помощь в создании моей книги «Справочник начинающего писателя. Как писать рассказы, романы, нон-фикшн, мемуары».
Отдельное спасибо за написание Предисловия для книги моему давнему виртуальному другу – писателю-профессионалу, выпускнице Литературного института, автору интереснейших романов, Татьяне Красновой .
Предисловие можно посмотреть в бесплатной части текста книги на Литрес, ссылка на книгу дает и какую-то скидку обратившимся. Кажется, 10%. Я поставлю ее комментом в закрепе.
Итак обобщим: новый Справочник обращен к «неопределенному кругу лиц» )), склонных к писательству. Но две категории я могла бы выделить особо:
– авторы любых прозаических произведений (художественных и нонфикшн) , которые уже что-то написали и задумались об издании и продвижении своей книги;
– люди, склонные к письменному выражению своих мыслей и желающие писать и короткие истории своей собственной жизни, и даже обстоятельные мемуары.