Найти в Дзене
Время Новостей

Тайны Апокалипсиса: о чем предупреждал Иоанн Богослов и что произойдет во время конца света

Оглавление

Православная церковь вспоминает 21 мая святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. У многих это имя ассоциируется прежде всего с пугающими картинами Апокалипсиса: всадниками, несущими смерть, и таинственным числом зверя.

   Гобелен «Апокалипсис» работы Жана де Бандоля и Николя Батая. XIV в. Анжерский замок, Франция. Фото: Isogood_patrick/Shutterstock/Fotodom
Гобелен «Апокалипсис» работы Жана де Бандоля и Николя Батая. XIV в. Анжерский замок, Франция. Фото: Isogood_patrick/Shutterstock/Fotodom

В отличие от остальных апостолов, Иоанн не погиб мученической смертью. Он умер от естественных причин около 100—105 года нашей эры, прожив более 90 лет. Долгая жизнь позволила ему не только стать признанным подвижником в распространении христианства, но и создать тексты, которые стали фундаментальными для всего вероучения: каноническое Евангелие, три соборных послания и знаменитое Откровение — Апокалипсис.

Путь сына грома

Иоанн родился в семье галилейского рыбака Зеведея и его жены Саломии. До встречи с Иисусом он, как и его старший брат Иаков, занимался рыбной ловлей на Галилейском озере. Евангелие рассказывает, что братья были призваны Христом одними из первых, оставили свои сети и последовали без колебаний за учителем.

В евангельских текстах Иоанн часто упоминается как «любимый ученик» Христа. Именно ему Иисус с креста поручил заботу о своей матери Марии — он был единственным из апостолов, кто не покинул Христа во время распятия. При этом характер Иоанна не был мягким или уступчивым. Христос называл братьев Зеведеевых «Воанергес» — «сынами грома» — за их пылкий нрав и готовность отстаивать истину в любых спорах. В Евангелиях приводятся примеры этой горячности: когда самаряне отказались принять Христа, братья хотели низвести на них огонь с неба; они же просили для себя особых мест в грядущем Царстве — «сесть одному по правую, а другому по левую сторону» от Сына Божьего.

-2

Деталь фрески «Погребение Иисуса» в венской церкви Святого Иоанна Непомуцкого, работа Йозефа Фурлиха. XIX в. Фото: Renata Sedmakova/Shutterstock/Fotodom

После распятия и Воскресения Иисуса Иоанн стал одним из виднейших деятелей раннехристианской церкви в Иерусалиме. Во время гонений на христиан при императоре Домициане Иоанна сослали на остров Патмос в Эгейском море. Именно там, в изгнании, он написал Откровение — текст, который впоследствии стал заключительной книгой Нового Завета.

После смерти Домициана Иоанн вернулся в Эфес, где продолжил свое служение до смерти. По преданию, когда силы окончательно покинули его, он просил учеников отнести его к месту собрания христиан, где произносил лишь одну фразу: «Дети, любите друг друга» На вопрос, почему он постоянно повторяет эти слова, апостол отвечал: «Это заповедь Господня, и если ее соблюдать, то и довольно».

Согласно одной из легенд, он не умер, а был взят на небо живым, как ветхозаветные пророки Енох и Илия. Другая версия утверждает, что по просьбе апостола его ученики вырыли крестообразную могилу, в которую он лег и был засыпан землей, а когда позже могилу раскрыли — тела не обнаружили.

Богослов и мистик: Евангелие от Иоанна

Иоанну Богослову традиционно приписывают авторство четвертого Евангелия, трех посланий и Апокалипсиса. Современные исследователи ведут дискуссии о единстве авторства этих текстов, но церковная традиция устойчиво связывает их с именем апостола.

-3

Апостол Иоанн Богослов. Фото: Zvonimir Atletic/Shutterstock/Fotodom

Евангелие от Иоанна резко отличается от синоптических Евангелий (от Матфея, Марка и Луки). Если те в основном сосредоточены на деяниях Христа и его притчах, то Иоанн представляет более богословское осмысление личности и миссии Иисуса. Его Евангелие начинается знаменитым прологом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Именно Иоанн развивает теологические концепции, ставшие впоследствии центральными для христианства: учение о Христе как воплощенном Логосе (Слове), о новом рождении, о Святом Духе как Утешителе. В его Евангелии содержатся уникальные беседы Христа, не представленные у других евангелистов, например беседы с Никодимом и самарянкой.

Послания Иоанна акцентируют внимание на любви как сущности христианской жизни. Именно в них содержится знаменитое определение «Бог есть любовь».

Откровение: текст, написанный в изгнании

Книга Откровения была написана Иоанном около 95 года нашей эры. Произведение относится к жанру пророческих писаний, который развивался в еврейской литературе II века до н. э. — I в. н. э. и был популярен среди ранних христиан. Слово «апокалипсис» в греческом языке также означает «раскрытие», «откровение» — то есть, по сути, это рассказ о том, что скрыто, о тайнах будущего.

-4

Фреска в христианской православной церкви на острове Патмос, Греция. Фото: Theastock/Shutterstock/Fotodom

«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти», — с этих слов начинается Апокалипсис.

Откровение написано на упрощенном греческом языке с множеством семитизмов, что отражает еврейское происхождение автора. Этот язык заметно отличается от более изысканного греческого Евангелия от Иоанна, что на протяжении веков и вызывало дискуссии об авторстве книги. Однако большинство современных исследователей признают, что различия могут объясняться условиями написания: Евангелие создавалось в спокойной обстановке, а Апокалипсис — в изгнании, под влиянием мистического опыта.

Книга открывается с посланий семи церквям Малой Азии, затем рассказывается о пророческих видениях. Иоанн описывает престол Бога, окруженный четырьмя загадочными существами, книгу с семью печатями, слом которых приводит к катастрофическим событиям, и финальное сражение между силами добра и зла.

Символы Апокалипсиса: код для посвященных

Текст Откровения наполнен загадочными образами: четыре всадника, книги с печатями, трубах ангелов, чаши гнева, зверь с числом 666, Вавилонская блудница. Современная библеистика интерпретирует эти символы как закодированное послание раннехристианской общине, жившей тогда под постоянной угрозой преследований.

-5

Фото: Viacheslav Lopatin/Shutterstock/Fotodom

Например, «зверь, выходящий из моря», с семью головами и десятью рогами традиционно интерпретировался как Рим с его семью холмами. Число зверя — 666 — при использовании древнееврейской гематрии (системы, где буквам соответствуют числа) давало имя императора Нерона, жестоко преследовавшего христиан. Описание «звезды, называемой Полынь», падающей с неба и делающей воды горькими, некоторые богословы толковали как предвидение падения астероида или кометы. А архиепископ Аверкий (Таушев) объяснял это так: «Некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны».

Четыре всадника Апокалипсиса — всадник на белом коне (Чума, Мор или Завоеватель), на рыжем (Война), на вороном (Голод) и на бледном (Смерть) — стали универсальным культурным символом всеобщей катастрофы. Эти образы выступают архетипическими представлениями о социальных бедствиях, которые повторяются на протяжении всей человеческой истории.

В пятой главе Откровения апостол Иоанн говорит о книге, которую он заметил в правой руке Бога на престоле. Книга выглядела как пергаментный свиток, исписанный с обеих сторон и запечатанный семью печатями.

-6

Фото: MarinelaM/Shutterstock/Fotodom

Многие древние тексты действительно были написаны на длинных кожаных свитках с печатями. Апостол указывает, что только достойный (Агнец Божий) сможет открыть эту книгу и узнать ее содержание. Однако ее следует воспринимать как символический образ. Святитель Андрей Кесарийский пояснял, что под свитком подразумевалась мудрая Божия память, в которой записаны все дела, а также глубина Божественных судеб.

Что говорит Откровение о конце света

Апокалипсис не сосредоточен исключительно на катастрофических событиях. Основная идея книги — окончательная победа добра над злом и установление Царства Божия.

Откровение Иоанна не дает точной даты конца света или подробной хронологии событий. Вместо этого текст представляет символическую картину духовной битвы, которая разворачивается как в истории человечества, так и в метафизическом пространстве.

Согласно Откровению, перед окончательным судом мир действительно переживет период великих бедствий: войны, голод, эпидемии, природные катаклизмы. Появится Антихрист, который будет обладать огромной политической и духовной властью, преследуя истинно верующих.

-7

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

После периода испытаний произойдет второе пришествие Христа, который победит силы зла в финальной битве при Армагеддоне. За этим последует воскресение мертвых и Страшный суд. Мир будет окончательно обновлен — появятся «новое небо и новая земля», а в центре этого мира будет стоять Небесный Иерусалим, где праведники будут пребывать в вечном общении с Богом.

Финальные главы описывают «новое небо и новую землю» после всех испытаний: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

Ранее мы рассказали о весенне-летнем празднике в честь святого Николая Чудотворца.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».