Во времена позднего Средневековья у европейских художников был очень популярен один загадочный сюжет. Живописцы изображали знатных дам, которые держали в руках таинственные сосуды, очень похожие на погребальные урны. Искусствоведы и историки сломали немало копий в попытках выяснить, чем же всё-таки являлись эти странные ёмкости. Одни говорят, что в них был прах умершего, а другие уверены, что благовония. Так что же на самом деле было внутри?
Женщины с урнами
В 1517 году в Германии произошло событие, которое изменило мир до неузнаваемости — это Протестантская Реформация. Пошатнулось влияние католической церкви, поменялись методы поклонения Богу, с удвоенной силой запылали костры, на которых сжигали еретиков. Изменился и светский мир. Например, изобразительное искусство, бывшее достоянием церквей и монастырей, стало общедоступным.
Вскоре жилища аристократов и богатых купцов начали украшать картины и скульптуры. Особенно были популярны портреты хозяев дома. Это время стало эпохой настоящего расцвета для жанра портретной живописи. Именно в этот период художники очень часто изображали дам с некими таинственными, роскошно украшенными сосудами в руках. Наряды и возраст женщин отличались, неизменными были лишь красивые ёмкости в их изящных руках.
Споры о предназначении странных сосудов
Искусствоведы, историки и обычные люди, часто задавались вопросом: а что же скрывает в себе таинственный сосуд? Была высказана масса предположений на этот счёт. Самая вопиющая из них — это то, что дамы держат в руках урну с прахом дорогого человека. Эксперты анализировали одеяния женщин, которые довольно часто были похожи на вдовьи. Но так было далеко не всегда.
Самое главное, что в христианской традиции не принято сжигать покойников. Это языческий ритуал. Для христиан он недопустим, тело умершего должно было быть предано земле. Первые крематории и традиция сжигать покойников пришли в Европу лишь во второй половине 19 века. В этом свете более правдоподобной кажется версия о том, что дамы изображались с сосудами для благовоний. Но так ли это на самом деле?
Как было принято хоронить покойников в средневековой Европе и кого сжигали
В Европе эпохи Средних веков было принято перед погребением омыть тело, потом его заворачивали в саван и предавали земле. Гробов не делали. Если покойник был представителем знатного рода или великомучеником, то его тело могли бальзамировать, но как показали раскопки, так поступали далеко не всегда даже с монархами. Бедняки же довольствовались своим повседневным одеянием и куском дешёвой материи в качестве савана.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
На Востоке с древних времён было принято сжигать своих мертвецов. Кремация, наверное, появилась сразу же, как только человек научился добывать огонь. Пламя всегда рассматривалось, как божественная сущность, а сжечь тело умершего означало, что таким образом он приобретает защиту в загробном мире. В Западном мире кремация была под запретом католической церкви, да и протестанты не стремились сжигать тела усопших. Тело должно было предать земле, согласно Писаниям. Первые крематории появились в Европе лишь в конце 19 века, а в России кремация была под запретом до революции.
Популярность кремации была вызвана тем, что банально стало не хватать места на кладбищах, да и хоронить обычным способом было дорого. Просвещённая буржуазия стала критиковать эти аспекты и призывала к экономии земель и дешёвым способам погребения.
Так что же на самом деле значили загадочные сосуды на средневековых дамских портретах?
Искусствоведы нашли ответ на этот вопрос в названии работы знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего. Его кисти принадлежит портрет некой знатной аристократки в образе Марии Магдалины.
Красивая дама в роскошном красном одеянии держит ту самую «погребальную урну». Этот сюжет в то время был очень популярен.
Мария Магдалина, как известно, является одной из женщин, которые, по прошествии субботы, пришли помазать тело Иисуса Христа ароматными травами.
Кроме того, ранее, согласно текстам Священных Писаний, Мария разбила дорогой алавастровый сосуд с миром и помазала этим драгоценным благовонным маслом ноги Иисуса.
Так в искусстве приобрёл популярность этот благочестивый сюжет, который покинул церковные пределы и переместился в светское общество. То есть дамы держат в руках не урну с прахом умершего родственника и не роскошный сосуд с какими-то благовониями, а ёмкость с миром.
Такие портреты оставались востребованными в течение нескольких десятков лет, о чём свидетельствует огромное количество подобных картин.
О женщине, которая по сей день является предметом яростных споров в богословской среде, прочтите в другой нашей статье: подлинная история самой знаменитой библейской грешницы, или кем была Мария Магдалина в реальной жизни.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200525/64180/