Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот».
павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 4. Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1.
К сожалению категорически не хватает времени аккуратно работать с материалами по основной теме канала - Боевым машинам Первой мировой и вокруг неё. Но есть более простой способ - путевые, а в этом случае музейные и туристические заметки, которые живут параллельной жизнью на VK. Для поддержания дыхания в канале пока нет материалов по основной теме, используя наработки "партнерского" канала вернемся к путевым заметкам. Технический центр в Кубинке не самое интересное место, его и каждый экспонат знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. Но тем не менее получились неплохие и может быть необычные и небезызвестные фотографии. Формат Дзена позволяет публиковать 100 фотографий за раз. Поэтому по 10 машин в выпуске начнем потихоньку.... Под каждой фотографией галерея из 10 фото, листайте, там много интересного
Рассказ о музейных экспонатах бывает редко интересен полностью, попробуем новый вариант - экскурсоводческий. Чуть более года назад привели в порядок экспозицию бывшего танкового музея в Кубинке. После того, как больше сотни боевых машин уехало в центральный Парк Патриот, появилось пространство, что позволило немного раздвинуть боевые машины, параллельно наконец сделали нормальный свет и убрали барьеры и заборы, за что отдельное спасибо. Теперь экспозиция стала почти идеальной. Вот и сделаем несколько экскурсий прямо по порядку. А как нормальные посетители ходят в музей - слева направо и по кругу. Начнем с первого слева 4-го павильона «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты» и там уже по порядку и снова по часовой стрелке. А что бы было интереснее добавим параллельных экспонатов из музея Падиково. В первой части обзора было рассказано о колесных боевых машинах довоенного и военного периода, а так же о семействе БТР-152, во втором о большом семействе БТР-40, третья часть была посвящена ГАЗовским четырёхосевым колесным машинам. В этом обзоре перейдём к гусеничной тематике - как родилась БМП в 60-е и как она развивалась в 70-е, возможно одна из самых интересных коллекций прямо сейчас.
БМП Объект 1200 (Брянский автомобильный завод). 1964. Самым интересным в Техническом центре является возможность посмотреть и оценить с чего начиналась история того или иного вида бронетанковой-техники и даже самим предположить, почему произошел ключевой выбор и следующие пятьдесят лет техническая история была поставлена на рельсы, с которых не свернуть. Конкурс на создание БМП в середине 60-х был именно таким, а экспозиция в Павильоне №4 дает возможность увидеть почти все альтернативы, в том числе и сверхоригинальные. Требования к БМП были с одной стороны простыми - они должны были обеспечивать защиту десанта и экипажа от факторов ОМП, двигаться вместе с танками и иметь возможность бороться с этими самыми танками. Только что образованный БАЗ показал на конкурсе колёсную БМП с тем же набором вооружения, который фактически был определён сверху, что и у будущего БМП-1. Главным отличием было колесное четырехосное шасси. Интересно сравнить его с тем, что через 7 лет сделали в Горьком - с ГАЗ-50, который стоит почти напротив. Видно, что в отличие от горьковчан, в Брянске подошли к проектированию более вдумчиво, корпус был заметно шире и ниже, была установлена гидропневматическая подвеска, благодаря которой машина была способна изменять дорожный просвет. Испытания БМП Объект 1200 выдержала, но в выборе между гусеничной и колесной без особых вариантов победили гусеницы. Как оказалось, "Объект 1200" был разработан в неудачное время, еще за пять лет до этого он вполне мог составить конкуренцию ГАЗ-49 и победить его, но в ближайшие 30 лет никто линейку БТР менять не планировал и достаточно интересная разработка, которая могла стать основой для БТР третьего поколения осталась не востребованной. БАЗ после нескольких неудач бросил заниматься бронированной тематикой, сконцентрировавшись на специальных шасси. А интересный образец перекочевал в музей.
БМП Объект 911 (Волгоградский тракторный завод). 1964. Ещё один участник конкурса на БМП Объект 911 от ВгТЗ скорее был демонстратором технологий, чем реальным кандидатом на внедрение. Волгоградский тракторный завод, как один из ведущих производителей бронетанковой техники, так же принял участие к конкурсе на БМП. Условия на БМП стояли перед всеми участниками одинаковые - машина должна быть плавающей, иметь возможность бороться с танками, перемещаться по полю боя после применения ядерного оружия с десантом на борту.На ВгТЗ решили поэкспериментировать и на конкурс предложили машину с комбинированным ходом - колесным и гусеничным. Переход с одного варианта движителя на другой был пневматическим и была возможность отдельно менять клиренс спереди и сзади. Сейчас опытная БМП стоит с наклоном вперед, из-за чего колесный ход не виден. Компоновка БМП была с задним расположением двигателя, десант был размещен вокруг башни и впереди с выходом через люк за башней. В будущем наследство разработки БМП хорошо видно в Объекте 915, который в будущем стал БМД-1 с очень похожей компоновкой, только уже с нормальным ходом. Как и все машины с переусложнёнными решениями Объект 911 шансов на внедрение не имел, хотя и показал хорошую проходимость по грунтам со слабой несущей поверхностью на гусеничном ходу и высокую скорость при движении на колесах по дорогам с твердым покрытием, что в принципе и ожидали от комбинированного движителя. Но тоже как и ожидалось БМП ВгТЗ оказалась сложной по устройству, в эксплуатации и при ремонте, а при движении на гусеничном ходу по лесной дороге с глубокой колеей БМП из-за вывешивания на выступающих из-под днища колесах терялось сцепление гусеницы с грунтом. В любо случае Объект 911 стал первым шагом к созданию БМД-1, знаковой машины для советских ВДВ.
БМП Объект 914 (Волгоградский тракторный завод). 1964. ВгТЗ на конкурс по созданию БМП предложил две машины - сложную инновационную Объект 911 с комбинированным колесно-гусеничным движителем и наоборот - БМП на базе уже отработанных на ПТ-76 и БТР-50 решений. Разработка на базе серийной машины для ВгТЗ была относительно несложным заданием, учитывая, что система вооружений из 73-мм 2А28 "Гром" и ПТУР 9М14М "Малютка" были заданы сверху, а шасси на базе которого строился Объект 914 уже были плавающими, а все агрегаты отлажены в производстве. Кроме того в волгоградском БМП было использовано активное расположение пулемётчиков десанта. Расположение экипажа и десанта, когда в передней части корпуса в ряд располагались механик-водитель и слева и справа от него два пулеметчика, а за пулеметчиками вдоль правого и левого бортов корпуса находились по три места для стрелков, расположенных лицом по ходу движения машины позже было повторено и на будущих БМД. Наверно это был бы самый надежный и отлаженный БМП, но построенный на базе решений ещё конца 40-х. В итоге машина была большая, неаэротранспортабельная и с малой тактической скоростью. Если основным условиям БМП Объект 914 соответствовала, то по дополнительным даже не прошла в финал, не была рекомендована к рассмотрению. Если упрощать, то в виде Объекта 914 военные увидели БМП 50-х, какой бы она могла быть, если бы тогда пришло в голову строить такую машину.
БМП Объект 19 (Алтайский тракторный завод (АТЗ)/Военная Академия Бронетанковых войск (ВА БТВ)). 1965. Конкурс на создание БМП, проходивший в 1964-1965, имел во многом предопределенного победителя - боевую машину ЧТЗ. Но получилось очень интересно с точки зрения участников, были предоставлены машины с различными типами движителей - оригинальным гусеничным и гусеничным от плавающего танка, колесным, комбинированным колесно-гусеничным и колесным со вспомогательными гусеницами. Таким образом были проверены все возможные варианты и было фактически доказано, что лучше гусениц ничего на свете нет. Но при этом были проверены и другие решения, Объект 19 построенный на Алтайском тракторном заводе, ранее не замеченном в интересе к бронетанковой техники вместе с ВА БТВ построил машину больше всего похожую на БРДМ с применение вместо вспомогательных колёсиков гусеничных движителей. Проходимость колесной бронированной машины повышалась за счет применения вспомогательного гусеничного движителя, который опускался на грунт. Такой вариант БМП, кроме того, что был сложным и неудобным у эксплуатации уступал машинам с нормальным гусеничным движителем по проходимости и маневренности, особенно плохо двигаясь по глубокой колее. В итоге ожидаемо Объект 19 не был рекомендован к рассмотрению, но как демонстратор технологий вполне интересен, закрывая коллекцию участников конкурса по созданию БМП первого поколения.
БМП (БМП-1/Объект 765, Курганский машиностроительный завод). 1966. БМП-1 практически единственная "интерактивная" боевая машина в коллекции Технического центра, она экспонируется с полностью открытыми люками и позволяет, если конечно комплекция позволяет попробовать условия обитания и управления в БМП на месте всех членом экипажа и десанта. Через 60 лет после принятия на вооружение можно критиковать и рассказывать о несоответствии современным требованиям чего угодно. Но тот факт, что наследники, а кое где и сами БМП-1 до сих пор воюют, говорит о высоком качестве проектирования машины и заложенных в неё идей. БМП Объект 965 была разработана в ГСКБ-2 (Главном Специальном Конструкторском Бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина. Серийное производство было организовано на Челябинском тракторном заводе, а с 1967, крупносерийное производство начато на Курганском машиностроительном заводе и продолжалось по 1983. Даже беглое сравнение со стоящими рядом конкурентами БМП-1 с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения, в котором располагалось 8 стрелков, показывает, что вариантов выбора у военных на самом деле не было. Объект 765 был практически безальтернативным вместе со своим самых слабым местом - основным вооружением - 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром». О том, как эту историю пробовали изменить можно оценить на стоящих рядом машинах.
БМП (БМП-1/Объект 765, Курганский машиностроительный завод). 1966. Перед главным входов в танковый музей в Кубинке формируется небольшая экспозиция военной техники. Пока в ней три летающих объекта и в отличном состоянии БМП с установленной даже ПТУР «Малютка». Если Т-34 и ЗиС-3 встречают приезжающих на собственных авто, то приехавших на работающую пять дней в году платформу Технический центр Парка «Патриот» однопутной железной дороги только во время проведения выставок "Армия", проходящих ежегодно в парке «Патриот», встречают вертолеты, МиГ-21 и БМП-1, как бы стоящий на памятнике перед административным зданием. Даже жалко боевую машину в таком состоянии стоящем на открытой площадке и без охраны, но в Павильоне есть и открытая такая машина, так что вместе они составляют правильный набор.
Боевая разведывательная машина БРМ-1К (Объект 676/Курганский машиностроительный завод/Алтайский машиностроительный завод). 1973-1984. Музей Отечественной военной истории. ул Конная, 40, Падиково, Московская обл., 143582. Россия. В музее в Падиково нет базовой БМП, зато в танковом Ангаре хранится очень интересный образец специальной машины. Плавающая с низким профилем машина с большим свободным объёмом была идеальна для разведки. На первый взгляд это какая-то странная БМП-1 с двухместной башней. Потом уже отмечаешь, что у БРМ-1К к тому эта башня для командира и наводчика смещена назад, а экипаж включает мехвода, штурмана и двух наблюдателей в десантном отсеке. Для целей разведки и целеуказания БРМ-1К получили РЛС разведки движущихся наземных целей ПСНР-5К / 1РЛ133-1, ИК-прожектор ОУ-3ГА2, ДКРМ-1 (дальномер квантовый разведывательных машин), приемник- пеленгатор ЭРРС-1 "Эллипс", навигационную аппаратуру, дневные и ночные приборы наблюдения. Всего выпущено более 1500 единиц БРМ-1К различных вариантов. Сложно сказать насколько сохранилась в музее комплектация боевой машины, но внешне выглядит очень хорошо.
Опытная БМП Объект 769 (ГСКБ-2, Челябинск). 1972. Слева от БМР-1 стоят образцы техники, которые рассказывают как пришли к жизни такой, то есть к БМП, а вот справа уже истории о том, как пытались исправить что получилось, начав с вооружения, которое было у БМП-1 мягко говоря странное и даже немного бессмысленное. «Объект 769» создавался в рамках ОКР «Бокс» на конкурсной основе в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода, которое конкурировало с Курганским машиностроительным заводом. Челябинцам было немного проще, как никак они были держателями КД и при разработке рассматривали разные варианты, оставалось только поднять более подходящую. На первый взгляд кажется, что это простая БМП-1 только с башней с 30-мм малокалиберной автоматической пушкой 2А42, но на самом деле в Челябинске полностью перепроектировали и бронекорпус для Объектов 769 и 768 с таким же шасси, но с 73-мм пушкой 2А41. После переделки боевого и десантного отделений опытное БМП получило еще один каток на борт и стало длиннее на 835-мм. Добавили командирскую башенку с пулемётом и новый ПТУР 9М113 «Конкурс». Машина получилась удачная, но ... новая, требовавшая изменения производства, которое вот только вот наладили. Поэтому проект ушёл на полку. А на серию стали ориентировать курганскую модернизацию.
Опытная БМП Объект 681 (Специальное конструкторское бюро машиностроения /АО «СКБМ», Курган). 1977. В том, почему Объект 681, построенный только в 1977, стоит между двумя более ранними прямыми конкурентами по ОКР "Бокс" Объектами 769 и 680 есть смысл, если знать, что в Челябинске в 1972 было представлено два варианта БМП с разным вооружением, был ещё Объект 768 с длинноствольной 73-мм орудием-пусковой установкой 2А41, которую многие военные специалисты, скептически оценивавшие возможности 30-мм автоматической пушки 2А42, прочили на замену "Грому". Но полная переделка предложенная в Челябинске не прошла, и в 1977 была в конструкторском бюро Курганмашзавода на базе опытной БМП «Объект 680» был создан «Объект 681», со старым шасси, но с новым 73-мм орудием. Если представить себе башню от "681" на бронекорпусе "769", то и будет что-то похожее на "768", которого в экспозиции нет. Объект 681 видимо окончательно убедил, что менять одну странную пушку на другую бессмысленно и только с 1980 в Кургане параллельно с БМП-1 под давлением обстоятельств в Афганистане начали и выпуск БМП-2, но это уже другая история.
Опытная БМП Объект 680 (Специальное конструкторское бюро машиностроения. (СКБМ)/Курганский машиностроительный завод, Курган). 1972. Практически сразу после запуска в серию БМП-1 в Кургане началась разработка ОКР «Бокс» по установке в БМП новой 30-мм малокалиберной автоматической пушки 2А42. Идея была правильной, очень уж странным и почти бесполезным оружием оказался танковый то ли гранатомет, то ли орудие 2А28 «Гром», да ещё и необычного калибра - 73-мм. В КБ Курганмашзавода не было опыта разработки, зато было под рукой производство. В отличие от челябинского КБ, которое фактически создало новую БМП Объект 768/769 в Кургане постарались минимально изменить базовое шасси, установив в 1972 только новое боевое отделение с малокалиберной пушкой с необитаемой низкопрофильной башней на опытном Объекте 680. Но военные все равно хотели подбивать из пушки танки, хотя как они собирались это делать из "Грома" не понятно. А может им не понравилась новая башня? В любом случае после испытаний ОКР "Бокс" на 8 лет была заморожена и прямого продолжения Объект 681 не получил.
Оставайтесь с нами, дальше будет интересно... историю БТР и БМП в музеях в Кубинке и Падиково продолжим в следующей серии о железных свидетелях поиска решения лучшего БМП, когда станет понятно, почему пришли к БМП-3 и что из этого получилось...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 1
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 2
- Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 3