Рассказывает директор Ботсада МГУ Владимир Чуб
Истоки аптекарского дела в России
Официальное развитие аптекарского дела в России началось при Иване Грозном, когда в Московском Кремле открылась первая царская аптека. Для работы в ней был приглашен английский аптекарь, который хранил и готовил особые лекарства, преимущественно растительного происхождения. В те времена лечение у царского аптекаря считалось особой привилегией, и монарх в качестве милости иногда разрешал боярам воспользоваться царскими лекарствами.
При Алексее Михайловиче, отце Петра I, аптекарское дело получило дальнейшее развитие. Царь, которого можно назвать «самым ботаническим» в российской истории, инициировал создание многочисленных ботанических учреждений и огородов. Он активно интересовался новыми растениями: немецкие посланники привозили ему экзотические новинки из Османской империи, он выписывал персики из Голландии, которые для выживания в московском климате укрывали рогожами на зиму.
Одним из амбициозных проектов Алексея Михайловича было разведение тутовника (шелковицы) в Измайлово. Целью было не только выращивание самого дерева, но и организация полного цикла производства шелка – от выращивания шелковичных червей, добытых в Астрахани, до получения готового продукта. Это демонстрирует государственный подход к использованию растительных ресурсов – их применяли в лекарственных и технических целях для развития экономики страны.
Петровские реформы и создание Аптекарского огорода
Эпоха Петра I принесла кардинальные изменения в аптекарское дело. В 1704 году царь запретил свободную торговлю лекарствами на рынках и в лавках зелейщиков, где часто продавались непроверенные и опасные снадобья. Отныне лекарственные средства можно было приобретать только в государственных аптеках (под контролем государства), что значительно снизило случаи отравлений и неправильного применения препаратов.
Для обеспечения государственных аптек лекарственными травами требовались обширные площади. Небольшой аптекарский огород, существовавший при Алексее Михайловиче в районе Неглинной под Кремлем, уже не мог удовлетворить потребности растущей Москвы. В 1706 году Петр I подписал указ об организации нового аптекарского огорода у Сухаревской заставы (нынешний проспект Мира).
По легенде, огород должен был служить не только для выращивания лекарственных растений, но и для просветительских целей. Петр лично высаживал лиственницу, пихту и сосну, чтобы обучать граждан различать породы деревьев. Это было особенно важно, так как лиственница, не поддающаяся гниению, была ценным строительным материалом, и население должно было уметь отличать ее от обычной сосны.
Аптекарский огород имел регулярную планировку с длинными грядками, где выращивались разные лекарственные травы: мята, ревень и другие растения. За ними ухаживали наемные садовники. Представители Аптекарского приказа привозили растения из разных губерний, пытались их размножить и нарастить объемы продукции.
Для централизованного сбора лекарственных растений в регионах Аптекарский приказ направлял в губернии специальных приказчиков, которые обучали крестьян правильно собирать, сушить и упаковывать нужные травы. Это была сложная система, обеспечивавшая Москву необходимым лекарственным сырьем.
Аптекарский огород как экономическое предприятие
Из-за недостаточного финансирования Аптекарский огород постепенно превратился в многопрофильное наукоемкое производство. Помимо выращивания и сушки трав, здесь производили так называемые «водки» – настойки на спирту, например, анисовую. Когда спирт скисал, из него делали ароматизированный уксус. На территории огорода содержали пчел для получения меда, выращивали белую смородину для виноделия и другие экзотические по тем временам растения.
Так сложилась комплексная экономическая структура, включавшая в себя не только выращивание лекарственных растений, но и сенокос, производство уксуса и других продуктов. Это позволяло Аптекарскому огороду частично самостоятельно финансировать свою деятельность.
От Аптекарского приказа к Московскому университету
После смерти Петра I Аптекарский огород по инерции продолжал работать, но затем Аптекарский приказ был реорганизован, и территория перешла в ведение Медико-хирургической академии. В 1804 году, когда академия переехала в Санкт-Петербург, ректор Московского университета обратился к императору Александру I с просьбой о приобретении освободившейся территории для научных и образовательных целей. Император выделил университету дополнительные 11 тысяч рублей, и Аптекарский огород стал частью Московского университета.
Первым директором ботанического сада стал Георг Франц Гофман, профессор из Германии, бежавший от наполеоновских войн. При нем сад приобрел научное руководство и новое направление развития. Гофман планировал сад уже с европейской точки зрения: помимо чисто практического выращивания лекарственных трав, в нем должны были присутствовать ботанически интересные растения для научных исследований и преподавания.
Гофман начал преобразовывать регулярный петровский сад в ландшафтный, по английскому образцу. Дорожки стали извилистыми, а на одной из полян был высажен знаменитый дуб, который сохранился до наших дней и известен как «дуб Гофмана» – типичный элемент английского парка.
Научные открытия и испытания временем
В стенах Аптекарского огорода было сделано немало научных открытий. Одно из самых значительных – открытие процесса митоза Иваном Дорофеевичем Чистяковым. Работая над диссертацией о созревании спор у споровых растений, он заметил и описал нити веретена деления и хромосомоподобные тельца в середине клетки. Чистяков сделал это открытие на два года раньше немецкого ученого Страсбургера, которому обычно приписывают первенство. Однако российский ученый опубликовал свои результаты в малоизвестном итальянском журнале, а не в центральной научной прессе, что привело к недостаточному признанию его приоритета.
Ботанический сад пережил множество исторических потрясений. Во время войны 1812 года часть ценных материалов была эвакуирована в Нижний Новгород, но многое сгорело в московском пожаре, включая домик директора. После пожара часть территории сада пришлось продать под застройку, чтобы на вырученные деньги восстановить оставшуюся.
В XIX веке развитие сада во многом зависело от финансирования и взаимоотношений между ректором университета и директором ботанического сада. Когда в конце XIX века директором стал Иван Горожанкин, а ректором – Николай Тихонравов, их плодотворное сотрудничество дало мощный толчок развитию сада. Были построены новые оранжереи из качественного дореволюционного кирпича, с использованием гнутых железнодорожных и трамвайных рельсов для прочности конструкций.
Значительный вклад в развитие сада внесли главные садовники. Особенно примечателен Георгий Треспе, ранее работавший в известном цветоводческом хозяйстве Иммеров. Он начал селекционную работу по созданию морозостойких сортов флоксов, поскольку европейские сорта плохо переносили российские зимы. Так появились первые устойчивые к морозам сеянцы, положившие начало планомерной селекции в ботаническом саду. Три сорта флоксов, выведенные Треспе, сохранились в коллекции сада до наших дней.
Военное время и послевоенное развитие
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для ботанического сада. Для сохранения коллекции все растения были перенесены в одну пальмовую оранжерею, которая отапливалась мебелью. Сотрудники дежурили, чтобы поддерживать необходимую температуру. Благодаря их самоотверженности, удалось сохранить многие ценные растения, включая саговник, подаренный министром просвещения Разумовским в 1806 году при передаче сада университету. Это растение пережило и пожар 1812 года, и революцию, и Великую Отечественную войну, и до сих пор находится в коллекции.
Показательно, что даже в разгар войны советское руководство думало о будущем ботанических садов. В 1945 году, еще до окончания войны, был заложен Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина, а в 1950 году было принято решение создать на территории МГУ на Ленинских горах (где уже велось строительство нового кампуса университета) Агроботанический сад.
После войны в Аптекарском огороде появились новые интересные экспозиции: альпинарии с каменными сооружениями, экспозиция водных растений в каменных ваннах, выложенных в форме улитки. Ботанический сад стал одним из центров цветоводческих выставок и селекционной работы.
Расширение и новые задачи
В 50-е годы Московскому университету было поручено создание новых сортов плодовых растений, для чего требовались обширные площади. По инициативе Сергея Ивановича Исаева, ученика Мичурина и лауреата сталинских премий, был создан Агроботанический сад МГУ. Плодовая часть этого сада получила название «Мичуринский сад», по которому впоследствии был назван Мичуринский проспект.
На новой территории была собрана коллекция облепихи, велась селекционная работа. Лучшие образцы, выведенные на станции Чашниково, переезжали в Москву и экспонировались в Ботаническом саду.
Современные задачи и проблемы
Современный ботанический сад представляет собой сложную структуру. Особую ценность представляют специалисты, которые ухаживают за растениями и знают все особенности микроусловий своих участков. Каждый куратор коллекции незаменим, поскольку только он знает, как правильно ухаживать за конкретными растениями. При смене куратора часть коллекции может быть утрачена, поэтому в саду ведется большая работа по инвентаризации, чтобы сохранить информацию обо всех имеющихся экземплярах.
Современная деятельность ботанического сада включает не только сохранение исторических коллекций, но и селекционную работу, проведение мероприятий, научные исследования. Ценность этого исторического объекта состоит не только в растительном фонде, но и в его значении для развития ботанической науки и сохранения биоразнообразия.