В трех километрах от "злого города" Козельска в Калужской области находится один из самых почитаемых в России монастырей - Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, куда не иссякает поток паломников и туристов. По номерам машин на огромной парковке возле обители можно буквально изучать географию страны.
Случайно сюда попасть довольно сложно. Обитель расположена вдалеке от крупных транспортных магистралей - на берегу живописной реки Жиздра в окружении сосновых и лиственных лесов.
Мне довелось побывать в этом монастыре дважды с разницей почти в десять лет. Несмотря на то, что он был возвращен Русской православной церкви еще в 1987 году, реставрационные работы здесь ведутся по сей день, однако это обстоятельство никоим образом не влияет на впечатления от этого веками намоленного места.
Оптинское старчество
История Оптиной пустыни началась в далеком XV столетии. Основателем монастыря считается некий разбойник Опта, который раскаялся и принял монашеский постриг с именем Макарий. На протяжении нескольких веков обитель была, что называется, заштатной. При Петре I по указу Синода ее и вовсе упразднили. Правда, после смерти первого российского императора восстановили. А во времена Екатерины II пустынь оказалась практически заброшена - в ней доживали свой век два престарелых монаха.
В XIX веке Оптина стала известной по всей России благодаря расцвету в ее стенах старчества. Монастырь превратился в один из важнейших духовных центров страны, куда ежегодно устремлялось огромное количество паломников. Священник и философ Павел Флоренский называл Оптину пустынь «духовной санаторией многих израненных душ». А историк и философ Георгий Федотов - «самым жарким духовным костром, у которого грелась вся Россия».
Старчество всегда занимало важное место в духовной жизни православного народа. Однако нигде не было такого, чтобы в одном монастыре на протяжении целого столетия старцы освящали русскую жизнь.
Самым известным был оптинский старец – Амвросий. Его канонизировали в 1988 году, первым из всех оптинских старцев. Впоследствии к сонму были причислены еще 13 старцев монастыря. Преподобный Амвросий мог поговорить с каждым на его языке: помочь и малограмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику и ответить на вопросы представителей русской интеллигенции.
Сюда приезжали выдающиеся деятели русской культуры: Гоголь, Леонтьев, Соловьев, Толстой, Тютчев, Розанов, Вяземский, Чайковский, Рубинштейн и многие другие. В 1877 году после смерти сына в скиту монастыря недолгое время жил Федор Достоевский. Под впечатлением от этой поездки появились некоторые детали в романе «Братья Карамазовы», а старец Амвросий послужил прототипом старца Зосимы.
Неоднократно посещал монастырь и Лев Толстой, последний раз - за несколько дней до своей смерти. С Оптиной у писателя была особая связь его родная сестра, матушка Мария, была монахиней основанного старцем Амвросием женского монастыря в Шамордино, в 20 километрах от Оптины.
XX век: от разрушения до возрождения
После Октябрьской революции монастырь закрыли. В 20-х годах прошлого столетия в стенах обители был открыт музей, а саму пустынь взяли под государственную охрану как историко-мемориальный памятник. Однако музей просуществовал недолго. На его место пришел санаторий, потом концлагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны на территории располагался эвакуационный госпиталь, затем военная часть, а на закате Советского Союза здесь обитало сельскохозяйственное училище.
Возрождение пустыни началось в 1987 году, когда полуразрушенные постройки с накопленным десятилетиями хламом были переданы РПЦ. В ту пору, после десятилетий забвения, монастырь представлял собой настоящие руины. Даже местная администрация, которая принимала участие в реконструкции обители, не верила в ее восстановление. Однако работы шли такими темпами, словно невидимая сила помогала монахам.
Первая божественная литургия в Оптине состоялась уже через полгода после возвращения пустыни в лоно церкви.
Красная Пасха
Но и после возрождения обитель не обрела спокойствие. В пасхальную ночь 18 апреля 1993 года было совершено страшное преступление: трех братий монастыря - иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима убил психически больной человек Николай Аверин, который сам впоследствии назвал свое злодеяние ритуальным. Эта трагедия в истории монастыря получила название «Красная Пасха». Подробно об убийстве оптинских монахов рассказывается в одноименной книге Нины Павловой.
На месте погребения убиенной братии была возведена часовня в память об этом страшном преступлении. По субботам в ней происходит заупокойная молитва. Часовня открыта для посещений паломниками: здесь всегда очень много людей.
Как впрочем, и в принципе на всей территории монастыря. Расположенные в окрестностях святые источники тоже пользуются популярностью у паломников и туристов.
В Оптиной пустыни по-прежнему сохранилась какая-то особая атмосфера. Мощный мужской хор и большое количество прихожан даже в будние дни делают любую каждодневную службу праздничной и возвышенной. А в монастырской трапезной можно неплохо подкрепиться перед дальней дорогой.
Еще несколько фотографий Оптиной пустыни в галерее:
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации