Евгений Кимлаев, пастор церкви «Церковь Божья в Подольске»;
Андрей Соломатов, пастор церкви «Краеугольный камень» г. Подольск;
Павел Осадчук, пастор церкви «Слово жизни» г. Орехово-Зуево.
- Мы много говорим о церкви и о служении Богу. Как понять, куда именно я призван?
П. О.: Ответ на этот вопрос можно получить в церкви. Если у тебя есть пастор - всё встанет на свои места. В вопросе призвания нужно опираться на церковь, на пастора, на священство.
А. С.: Смотрите на Слово Божье - Оно призывает нас служить. Начинайте служить с любого, с малого, а Бог покажет большее. Кому-то Бог сразу говорит, а кто-то проходит какой-то путь. Будь верен в малом и Бог поставит над большим. Не нужно ждать какого-то особого момента, возьми и расставляй стулья, встань за камеру, займись служением реабилитации. В церкви есть много возможностей, где служить.
Е. К.: Пример из жизни Давида. Когда его братья были на войне, отец попросил Давида отнести им еды, другими словами – послужить. Он же не пошёл воевать с Голиафом. Он пошёл служить братьям. И через служение он вошёл в своё призвание.
- Может ли зависимый человек сам, усилием воли, отказаться от алкоголя и наркотиков или от зависимости спасает только Бог?
Е. К.: Прервать употребление самостоятельно человек может. Только на какой срок, и какие итоги будут? У меня есть знакомые ребята, (они не в церкви, а в разных программах), у которых срок ремиссии по 10 лет. Но они приходят и ищут Бога. Потому что вопрос срыва – вопрос времени. Бросить употреблять можно в моменте. Но научиться жить без употребления – это совершенно другое. Мы встречаемся со светскими психологами, даже они говорят, что только в духовной программе зависимый человек может перестать употреблять. Исцеление даёт только Бог, и свобода только в имени Иисуса Христа.
А. С.: Свобода и неупотребление - это два разных понятия. Когда я был в зависимости, мой знакомый не употреблял 10 лет. Потом у него появились деньги, и мы его всё-таки соблазнили. Когда он укололся, он разочарованно сказал: «И что толку, что я 10 лет терпел?». Можно терпеть и не употреблять, но свободу даёт Христос. У меня не получилось бросить самому, хотя я был спортсменом и имел силу воли. Я долго находился в местах заключения, откуда выходил с хорошими мыслями начать новую жизнь, но раз за разом возвращался к этой проблеме, пока однажды Христос не пришёл в мою жизнь. Я думаю, что без Христа - это временное явление. Только в Иисусе ты можешь получить свободу и помогать людям. Единственный выход – это Иисус Христос.
Недавно я размышлял, почему в реабилитационных центрах происходит всё меньше чудес и освобождений, ведь раньше было по-другому. И получил конкретный ответ: «У нас появилось много альтернативы: программа «12 шагов», капельницы и т. д. А, например, на Кубе нет альтернативы. Когда у них появляется надежда – Христос, они вцепляются за Него как за единственный шанс. И на этот единственный шанс, на эту жажду приходит Бог. Так произошло и в моей жизни: когда у меня не осталось альтернативы - а я пробовал бросить сам, ездил к бабушкам-гадалкам, наркологам, много раз меня откапывали и т. д. Остался лишь один шанс – либо ты умираешь, либо ты принимаешь свободу, обратившись ко Христу. И через этот шанс Бог дал мне свободу.
П. О.: Знаете, есть хороший пример, касающийся человека, который желает обрести свободу или избавиться от наркотиков без Бога, без церкви. Это похоже на пружину. Ты её сжимаешь и постоянно держишь в напряжении. Но Бог даёт истинную свободу. А без Бога это совсем другой механизм. Я видел людей с сильной волей, которые на силе своего характера могли не употреблять. Но это как постоянно сжатая пружина внутри человека, внутри нет свободы. Но, когда ты со Христом – всё по-другому. Краеугольный камень всей реабилитации – слова из Священного писания: «Познайте истину, и истина сделает вас свободным». Свобода во Христе и познании Бога.
- Какую рекомендацию вы дадите родителям зависимых детей после прохождения реабилитации?
А. С.: У меня много рекомендаций, но дам одну – которую пережил сам. Пока я был на реабилитации, моя мама посещала церковь. Когда я вернулся – она перестала ходить в церковь. Она увидела меня свободного, исцелённого, и у неё были собственные планы на мою жизнь и мою физическую силу – в воскресенье у неё была дача. А я в это время был в церкви. У нас с ней состоялся с ней разговор: «Сынок, я всё понимаю, у тебя была проблема, но она ушла! Сейчас пора помогать мне на даче». Мы даже поругались. Но я твёрдо сказал матери: «Я буду ходить в церковь, прости меня, но меня на даче в воскресенье не будет. Я могу помогать тебе в любое другое время». Она обиделась, месяц мы не разговаривали, но потом она поняла, что для меня это жизненно важно. И она стала ходить в церковь со мной. Для меня это была большая радость! Я хочу сказать родителям – вы должны ходить в церковь и мотивировать своего ребёнка ходить в церковь, если даже он не хочет этого делать. Помню, был момент, когда у меня с пастором что-то пошло не так. И я не пошёл в воскресенье в церковь. Мама говорит: «В следующее воскресенье ты идешь в церковь и разговариваешь с пастором». Слава Богу, всё разрешилось, но если бы тогда мама мне сказала: «Это твоё дело», – мы с вами сейчас бы не разговаривали.
Е. К.: Когда человек находится в зависимости, страдает вся семья и помощь нужна не только человеку, оказавшемуся в проблеме. От того, насколько включены родственники зависимого в работу, зависит качество прохождения реабилитации в целом и её итог. Если родители просто отдали своего ребёнка, и он успешно проходит реабилитацию, а потом возвращается домой, то попадает в серьёзную стрессовую ситуацию, после которой срывается. Родители боятся. Мои родители не были включены в реабилитацию, и когда через три года я вернулся, они всё время боялись, что я побегу куда-то с кем-то, что-то куплю... Я постоянно был в стрессе. Слава Богу, я не сорвался. Поэтому рекомендации должны быть включены в процесс исцеления человека, который проходит сегодня реабилитацию.
- Работа и служение в церкви: как расставить приоритеты и найти работу от Бога?
П. О.: Сложно, но можно (смеётся). Прежде всего, Царство Божие и Его правда, а всё остальное добавляется к жизни человека, как соцпакет. Конечно, бизнес важен, но служение Господу – это всегда жертвенник и всегда тебе что-то нужно будет класть на этот жертвенник. Но хочу сказать – когда ты выбираешь Бога, в итоге ты будешь подниматься вместе с Богом. А если ты будешь доверять своим умозаключениям – Как платить за это? За то? - ты будешь терпеть недостаток. Поэтому доверяйте Богу, служите Ему, и всё у вас получится. Бог даст мудрость, как заработать и как служить Ему.
Е. К.: Приоритет здесь однозначен - Церковь. Все люди разные: есть служители, которые полностью посвящены служению. Когда я уверовал, у меня было много долгов. Я заключил договор с Богом – я не войду в полное служение, пока не решу свои финансовые проблемы. Я понимал: прежде чем войти в служение и церковную экономику, я должен сначала поправить собственную экономику, чтобы ни от чего не зависеть. Сегодня Бог даёт благодать зарабатывать и параллельно служить, и одно не мешает другому.
А. С.: Сразу скажу – я работаю, служу в церкви в Подольске и имею служение на Кубе. Есть поговорка: «Если работа мешает пить, брось эту работу». Я не говорю о том, что работать не надо. Но какой смысл работы или бизнеса без Бога? У меня и до Бога всё это было: большие деньги, авторитет, но не было счастья, мира, что привело меня к наркотикам. И возвращаться обратно ради того, чтобы у меня были дорогие кроссовки, я не вижу смысла. Пусть я лучше буду в дырявых кедах, но с Богом. При всём этом я не беднею. Не работать и не обеспечивать свою семью – это грех, но выбор за нами. Если у меня стоит выбор: пойти молиться или заработать денег - я пойду на молитвенное служение. Если передо мной стоит выбор: спасать человека ли заработать денег, я пойду спасать человека. Бог никогда не оставляет, не пренебрегает твоими нуждами и желаниями. Но если бизнес мешает тебе служить и быть с Богом – пересмотри, может, тебе бизнес не нужен.
- Нужно ли давать десятину без откровения?
А. С.: Я считаю – надо. Есть хорошая поговорка – «Аппетит приходит во время еды». Я знаю ребят, которые приходят из центра в нужде, и если им не объяснять и не побуждать давать, они никогда не увидят в своей жизни чудеса. Потому что Бог приходит на жертву, на веру. А когда человек делает шаг – он активирует свою веру. Большая ложь – не давать десятину или давать по желанию или по Духу. У нас есть авторитет – наш Бог, Который говорит «давать». А мы имеем почтение к Нему и желание угодить.
Е. К.: Когда мы говорим про десятину, мы говорим про общину, частью которой являемся. Лично я всегда хочу, чтобы в моем доме было хорошо. И в этом есть благословение.
П. О.: Десятина – это прививка от жадности. Нужно учиться давать больше Господу, доверять Ему больше. Это вопрос веры и мышления. Если он в тебя не вмещается – меняй мысли. Пусть Слово Божье руководит тобой и производит в тебе жизнь.
- Можно ли потерять спасение?
Е. К.: Я считаю, что от спасения можно отказаться. Это выбор: следовать за Богом или не следовать. В Священном Писании написано, что мы спасаемся по благодати, и это Божий дар для нас. Когда я с Иисусом, могу ли я ошибаться? Конечно, в каких-то вещах – да. Но главное – ты идешь за Иисусом и наследуешь спасение по благодати. А когда ты осознанно выбираешь жизнь без Иисуса - будут проблемы.
П. О.: Спасение не так легко потерять. Но нам, как никому, нужно бодрствовать и дорожить спасением, которое Бог дал нам.
А. С.: Однажды мне пришлось разбираться с этим вопросом, потому что у нас в церкви пошло новое учение, что спасение невозможно потерять. Но в Библии этого не сказано. Зато там написано: «Смотрите, не отпадите от благодати Божьей». «Отпасть» здесь означает «потерять». Как ты можешь потерять спасение, ведь Бог его не забирает назад? В Библии сказано, что спасение ты можешь потерять, если откажешься от Бога, если похулишь Духа Святого. Это первый случай, когда ты можешь потерять спасение. А второй – когда мы теряем покаяние. Иисус говорил: «Не могут повернуться ко Мне, потому что их сердца огрубели». Наступает такая точка невозврата, когда мы грешим и каемся, грешим и каемся, и потом уже не можем покаяться. Если изначально мы приходим к Богу с этим грузом греха и искренне раскаиваемся, то потом это становится простой формальностью. И когда у нас нет искреннего внутреннего покаяния, мы теряем спасение.
- Если сложности, пустыни – что делать?
А. С.: Я говорю своему сыну: «От того, ты сдашься, легче станет?». Очень важно в такие моменты всегда смотреть на Христа. Когда заболела моя жена, в нашей церкви произошёл раскол, мы только приехали на миссию, и нам требовалось много финансов. У меня опускались руки, но я всегда говорил Господу: «Господь, я уйду, как капитан. Может быть, я ошибся и пришёл не туда, пусть всё развалится и люди уйдут, но я уйду последним». Я был настолько измучен, что уже не мог проповедовать и искал ответ от Бога. И Господь ответил мне через пророка: «Я даю тебе новое имя». И называет его. А на Кубе ребята дали мне кличку «Ледокол», её не знал никто, кроме жены и Господа. Бог говорит: «Твоё новое имя - Ледокол». В тот момент, когда пророк это произнёс, внутри меня произошёл атомный взрыв. Атмосфера изменилась в секунду, потому что Бог просто прикоснулся. Мой совет – дождись. Пустыня – это как раз место реформации твоей личности, Бог формирует тебя из плотской личности в духовную. И об этом в Библии сказано: «Я повёл тебя через пустыню, чтобы смирить, обновить, научить надеяться на Меня».
П. О.: Молиться. Идти и верить. Всё будет хорошо.
Да благословит вас Господь!