Санкт-Петербург насчитывает не один десяток площадей. Среди них есть большие и маленькие, популярные и известные на весь мир, как Дворцовая или Сенатская площади. А есть и малоизвестные, о которых, порой, не знает и житель Северной столицы. На многих из них расположены скверы. Как, например, Исаакиевская площадь или площадь Островского. Ведь известный факт - зелёные насаждения Санкт-Петербурга и пригородов вместе с водной поверхностью занимают около 40 % городской территории. Сегодня, друзья, мы познакомимся с небольшим сквером, расположенным на Манежной площади.
Ансамбль площади сложился в XIX - начале XX века. Манежная площадь, расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, хранит в себе не только архитектурное наследие, но и увлекательную историю, тесно связанную с развитием развлекательной культуры города. Центральное место в этой истории занимает история создания Старо-Манежного сада и Ново-Манежного сквера, расположенных непосредственно на площади. Выбор именно этого места для создания зеленых зон был далеко не случаен и напрямую связан с предысторией циркового искусства в Петербурге.
До появления первого стационарного цирка Чинизелли, который стал визитной карточкой Санкт-Петербурга, на Манежной площади располагался деревянный цирк Карла Гинне. Этот цирк, существовавший до 1872 года, являлся центром развлечений для горожан, представляя собой, по всей видимости, достаточно скромное, но популярное сооружение. После того, как Гинне покинул Петербург, эстафету перехватил его родственник, Гаэтано Чинизелли, глава цирковой династии, задумавший соорудить более масштабный и современный цирк. Получив разрешение от городских властей, он приступил к реализации своего проекта.
Однако, строительство нового цирка стало не только частным делом основателя и директор Цирка Чинизелли , но и послужило катализатором обновления самой Манежной площади. В 1878 году, на месте старого, ветхого деревянного цирка Гинне, по инициативе и за счет Гаэтано Чинизелли началась масштабная реконструкция площади. Эта реконструкция включала в себя создание нового сквера, проект которого был разработан талантливым архитектором Василием Александровичем Кенелем (1834-1893). Кенель, известный своими работами в Петербурге, заложил основу нового облика площади, гармонично вписав зеленую зону в окружающую застройку.
Озеленение сквера было поручено городскому садовнику А. Визе, мастеру своего дела, который создал уникальный ландшафтный дизайн. Проект сквера был продуман до мельчайших деталей. В центре треугольной площади был выстроен круглый бассейн с фонтаном – изящная копия фонтана из Александровского сада, ставшая украшением сквера. Вокруг бассейна была проложена дорожка, ведущая к песчаной площадке, предназначенной для детских игр. Газоны были украшены цветущими клумбами, а по периметру сквера были высажены деревья в несколько рядов, создавая густую, зеленую стену.
Для ограждения сквера была установлена изящная железная решетка, состоящая из пик, соединенных сложным металлическим узором, установленная на каменном основании. Торжественное открытие сквера состоялось в мае 1879 года в присутствии Градоначальника Санкт-Петербурга А. Е. Зурова. Церемония была отмечена молебном, совершённым священником Симеоновской церкви, под звуки церковного хора, что подчеркивало важность события для города.
Для обеспечения ухода за сквером и его дальнейшего развития, Петербургский купец Николай Горичев получил разрешение на установку в саду павильона для торговли цветами и фруктами. Это было выгодное для города соглашение, так как Горичев брал на себя обязательство по содержанию и ремонту ограды, а также обеспечению посадок в сквере за свой счет. Согласно документам 1880 года, сквер имел треугольную форму.
Таким образом, создание Старо-Манежного сада стало не просто благоустройством площади, но и символическим актом, отражающим стремление города к гармонии архитектуры, зелени и развлекательной инфраструктуры. История Манежной площади и ее сквера – это увлекательный рассказ о взаимосвязи частной инициативы и городского развития, о том, как маленькие детали создают незабываемую атмосферу исторического места.
В 1998 году Ново-Манежный сквер, уютно расположившийся в самом сердце Санкт-Петербурга, был закрыт на масштабную реконструкцию. Перед архитекторами и строителями стояла амбициозная задача: вернуть скверу его исторический облик, тот самый, который он приобрел в предыдущем столетии. Это означало не просто косметический ремонт, а воссоздание атмосферы ушедшей эпохи, вплоть до мельчайших деталей. В основе проекта, разработанного талантливым архитектором Галиной Леонидовной Шолоховой, лежали тщательно собранные исторические справки, позволившие воссоздать подлинную картину прошлого.
Архитектор кропотливо изучал старые фотографии, чертежи, письменные свидетельства, стремясь к максимальной достоверности. Особое внимание уделялось восстановлению исторической ограды, которая должна была точно соответствовать своему началу ХХ века, и, конечно же, воссозданию фонтана – сердца сквера, который, по замыслу, должен был стать центром притяжения для жителей и гостей города. Работа длилась более года, и 28 мая 1999 года обновленный Ново-Манежный сквер вновь распахнул свои врата, представ перед горожанами во всей своей обновленной красе.
Сегодня сквер предстает перед нами в своем почти первозданном виде, словно сошедший со старинной гравюры. Его треугольная форма с плавными, закругленными углами и площадью в 3000 квадратных метров создает ощущение умиротворения и спокойствия. В центре сквера, как и задумано было изначально, расположен фонтан, к которому ведут три извилистые дорожки, обрамленные скамейками, приглашающими к отдыху и неспешным разговорам. Каждая деталь – от тщательно подобранных материалов мощения до линии ограды – свидетельствует о тщательной и бережной работе по реставрации.
Однако история Ново-Манежного сквера не ограничивается только восстановлением его архитектурного облика. В 2003 году, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, сквер получил еще одно ценное украшение – подарок от правительства Италии и муниципалитета Милана. Это были бронзовые бюсты великих итальянских архитекторов – Растрелли, Кваренги, Росси и Ринальди, гениев зодчества, чьи творения украшают Санкт-Петербург, придавая ему неповторимый облик. Изготовили бронзовые бюсты создателей Петербурга скульптор Владимир Эмильевич Горевой и архитектор Владимир Васильевич Попов.
Удивительно, но именно Ново-Манежный сквер стал местом, где эти выдающиеся мастера, создавшие незабываемый силуэт Северной Пальмиры, как будто вновь встретились. Бюсты, изысканно установленные на цилиндрических постаментах из полированного красного гранита, стали не только достопримечательностью сквера, но и наглядным символом крепких исторических связей между Италией и Россией. Скульптор В. Горевой и архитектор В. Попов сделали всё, чтобы бюсты передавали не только внешнее сходство с великими архитекторами, но и мощь их таланта, их вклад в архитектурный облик Санкт-Петербурга.
Бронзовые изображения, словно ожившие фигуры, напоминают о той огромной роли, которую сыграли итальянские мастера в формировании градостроительного лицо города, придав его архитектуре неповторимый стиль, великолепие и очарование. Глядя на эти бюсты, можно представить, как эти выдающиеся архитекторы сотрудничали, обменивались идеями, внося свой неповторимый вклад в создание одного из красивейших городов мира. Ново-Манежный сквер стал не просто восстановленным историческим местом, а настоящим символом международного сотрудничества и вечного влияния итальянской культуры на развитие Санкт-Петербурга.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.