Продолжение. Начало статьи тут.
Теперь хотелось бы поговорить о морально-нравственных ценностях, которые отличали население РФ от населения СССР. Основное отличие, по моему скромному мнению, состоит в том, что в РФ человек не чувствует себя членом одной большой семьи, стремящейся построить счастье для всех, а вынужден идти к счастливому будущему своей дорогой, по пути завидуя тем, кто своё счастье уже построил (за его счёт и за счёт таких же «неудачников»).
Иными словами, в СССР люди стремились «быть как все», т.е. пойти работать на завод, фабрику, ферму, «работа руками» не считалась недостойной. Автор и сам, после армии, в 1985-ом, пошёл на завод «Аметист», в п/о «Гранат», где трудился без малого 10 лет на вредном производстве (тяжёлые металлы и их сплавы) по изготовлению постоянных магнитов сначала спекальщиком, потом сборщиком-настройщиком магнитных систем. И вполне себя прекрасно чувствовал в рабочем коллективе. Да и зарплата была достойная. В среднем 150-250 рублей в месяц. Правда, расценки резать не забывали, поддерживая рабочий класс в тонусе.
Был у нас в коллективе цеха некий Николай Е., живший в трёхкомнатной квартире родителей на площади Мира и считавший, что такая зарплата «нищенская». Сам он в свободное от работы время занимался фарцой. Перепродавал джинсы, видеомагнитофоны, любил посетить ресторан и приобщиться к культуре пития. И не по 4 р.12 коп. (бывшая по 3 руб. 62 коп.), как все пролетарии, а виски или коньяк «Camus». Работать он не любил, но любил красиво жить. Доход от фарцовки, по его словам, достигал до «куска» (1000 руб.) в месяц. Одевался он всегда в импортные шмотки, слушал «Голоса», вещавшие из-за «бугра», и был типичным представителем приблатнённого мира середины 1980-х, заброшенный на завод для дальнейшей карьеры по комсомольской или другой советской линии, как «человек труда», что ценилось в анкете. СССР ведь был официально государством рабочих и крестьян. Надо было соответствовать образу простого рабочего, который был выдвинут рабочим коллективом на руководящую должность.
Уже в середине 1990-х я встретил Колю на улице Гагарина около бывшего здания ВНИИМЭТ. Я даже сразу не узнал его. Это был бомж с испитым опухшим лицом (точнее, мордой), в вонючей шубе из искусственного чебурашки. Выдав ему какую-то мелочь «на лечение», я выяснил, что трёхкомнатную квартиру родителей он продал, а средства ушли более удачливым «акулам капитализма». Человек, хаявший «совдепию», жил при этой самой «совдепии» как кот в масле. И вот такая ирония судьбы. Впрочем, пример бывшего генсека Политбюро, главы одной из двух мировых держав, затем уже, после развала этой самой державы, рекламирующего пиццу, у всех на памяти.
Количество таких советских рыночников «не вписавшихся в рынок» в 1990-х исчислялось десятками тысяч. Людей, которые почему-то думали, что и при капитализме они будут жить также хорошо, как они жили, имея блат в советской торговле, в партноменклатуре, в исполкомах и профкомах. Да, часть выплыла, особенно та, что успела взять по блату дешевые кредиты и накупить собственности, чтобы сдавать её потом в аренду, но основная часть «утонула». Кто-то ещё побарахтался в челночной и комиссионной торговле, но в итоге наверх вышли единицы из сотен.
Нынешняя РФ представляет собой уменьшенную копию того СССР конца 1980-х с условно бесплатным образованием, условно бесплатной медициной, агрессивной «дружбой народов» за счёт коренного населения. Но, в отличие от СССР, в РФ отсутствует идеология. Хорошо это или плохо, не мне судить. Это просто факт. Допустить идеологию великорусского национализма страшно, ибо всех тех, кто раздавал паспорта мигрантам, могут развесить на фонарных столбах, а какая-то другая уже не заработает. Но может это и к лучшему. Ведь СССР погубила как раз идеология, которая к концу 1970-х уже превратилась в пародию.
Поэтому и имеем грубую копию СССР. Почему так произошло? Да потому, что те люди, которые сейчас во власти, вышли из ВЛКСМ и КПСС позднего СССР. Они по-другому не представляют власть. Если партия, то одна. Что по факту и имеем. Если народ, то обязательно должен быть «многонациональный» с «дружбой народов» за счёт русских. Как это было ВСЕГДА в СССР. Но и о «трудящихся» заботиться тоже надо. Таков обычай. А то эти трудящиеся могут чего-нибудь этакого выкинуть.
А чтобы трудящиеся ничего такого не устроили, в РФ существует довольно неплохая «социалка». Однозначно лучше, чем в СССР. Материнский капитал, ежемесячные пособия на детей, соцвыплаты, декретные отпуска, да не 8 месяцев, как в СССР, а по уходу за ребёнком до 3 лет. Такая социалка как мух на мёд привлекает мнимых «соотечественников» в РФ. Чем всё это привлечение закончится, догадаться не трудно. Очередной большой кровью и какими-нибудь «лихими тридцатыми». Потому что «социалка» может существовать только за счёт тех, кто работает, а не за счёт тех, кто перевозит свой аул в РФ и собирается жить «по кайфу» на выплаты.
Но почему же всё-таки довольно большая часть населения РФ хочет вернуться обратно в тот поздний СССР, который был до 1988 года? Несмотря на то, что в победу коммунизма уже никто не верил? Ответ, мне кажется, состоит в том, что люди того времени ощущали гордость за то, что живут в СВЕРХДЕРЖАВЕ, которая может диктовать свою волю половине планеты. Своего рода великодержавный шовинизм. Масштабные стройки, космические программы, уверенность в завтрашнем дне, уверенность, что коллектив тебя не бросит, а если надо, то возьмёт на поруки, поможет в беде через кассу взаимопомощи, что правительство создано для того, чтобы заботиться об улучшении жизни трудящихся и ещё вот-вот, ещё чуть-чуть и жизнь наладится. Не может не наладиться, раз уже на Венеру и Марс посылаем автоматические станции. И партия признала проблему с продовольствием и принялась решать Продовольственную программу. И вдруг вот это вот всё. И всё посыпалось в одночасье. А могло бы оно не посыпаться? Мы с вами в следующей статье поговорим о том, что можно было сделать, чтобы СССР не рухнул в одночасье.
Вадим Казаков, 20 мая 2025 года.