Найти в Дзене

Китай боится санкций. Эксперт объяснил, что будет с рынком автомобилей в России

Оглавление

В апреле этого года Россия потеряла статус крупнейшего покупателя китайских легковых автомобилей, переместившись с первого места на шестое, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на данные китайской таможни. Автоэксперт Александр Гусаров в беседе с ОТР рассказал, что причиной тому послужил утилизационный сбор.

Китайских машин стало меньше на российском рынке

За месяц объем поставок легковых автомобилей в Россию из Китая снизился в денежном выражении на 16,2%, составив 507,1 миллиона долларов. В марте этот показатель достиг рекордных 605 миллионов долларов. Лидером среди импортеров в середине весны стала Бразилия, увеличив закупки более чем в 1,5 раза — до 597,7 миллиона долларов.

Что послужило причиной?

Автоэксперт Александр Гусаров объяснил, что прежде всего причиной уменьшения закупок китайских автомобилей стал возросший до утилизационный сбор. Он призвал ограничить экспорт автомобилей в Россию, чтобы машины создавали в нашей стране, как это было до 2022 года, когда у крупных компаний были здесь предприятия по сборке.

Для произведенных в России авто уменьшался утилизационный сбор, а теперь он будет расти и уже составляет почти миллион и 700 тысяч рублей за каждую машину, объяснил Гусаров. На производящиеся в РФ автомобили также растут цены, они просто подстраиваются под рынок.

«Утилизационный сбор снижаться не будет, потому что в планах Минпромторга его постоянное повышение. Если раньше он рос раз в год, то теперь он будет расти раз в полгода. Вот у нас было сейчас повышение одно, вот сейчас в июне будет еще одно повышение, то есть повысится до двух миллионов», – указал специалист.

Утилизационный сбор — это платеж, введенный в 2012 году, который уплачивается единовременно за каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный в страну. Размер его определяют на основе базовой ставки, умноженной на коэффициент, зависящий от типа транспорта, его массы, возраста и объема двигателя. Автопроизводители, которые имели производство в России и подписали специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом, получали от государства промышленные субсидии, фактически компенсирующие уплаченный утилизационный сбор. Но с 2022 года компенсация оказалась полностью «привязана» к уровню локализации в баллах.

«Слаще морковки ничего не видел»

По словам специалиста, сейчас многие автомобили собирают по устаревшей технологии, платформы для ряда авто, среди которых «Гранта» и ВАЗ 2108, были созданы еще в 70-х годах прошлого века и продолжают выпуск продукции до сих пор. Он напомнил, какой выбор автомобилей предлагался в Советском Союзе.

«Люди тоже привыкли уже ездить. Одно дело, когда это было в Советском Союзе, когда слаще морковки ты ничего не видел, и у тебя был вариант купить «Жигули» и «Жигули». Ну, и «Москвич». «Волга» потому что была недоступна. А УАЗы не продавались. Когда люди стали в 90-х годах покупать и видеть, что помимо «Жигулей» есть еще масса удобных, хороших автомобилей, то, собственно, они их захотели», – рассказал Гусаров.

Как Китай отреагирует на повышенные сборы и снижение продаж?

По мнению специалиста, китайские бизнесмены боятся вторичных санкций Запада и потому не будут создавать в России предприятия по сборке автомобилей, так как это не выгодно для них. Любая страна будет прежде всего работать на себя.

«Китайцы будут работать на себя, как в принципе и любая страна. Соответственно цены будут расти, и рынок будет падать. Потому что ушли заводы, которые здесь делали тот же ГОЖ, еще что-то, все, что делалось здесь и имело европейские аналоги. В принципе, даже поставлялось, как тот же завод Peugeot-Citroen, который был в Калуге, они что-то делали и поставляли в Европу. Теперь этого нет», – заключил Александр Гусаров.