30 лет за рулем – ремонтирую радиатор сам (Фото, Советы, Приспособления).
Нашел течь внизу радиатора своего ЗИЛ-131 с Д-245. Вода – не вариант! Показываю весь процесс самостоятельного ремонта с нуля: от снятия до пайки. Экономия и уверенность в качестве.
Текст статьи:
Приветствую, бедолаги, братья по рулю и гаражным подвигам! С вами водитель со стажем без малого 30 лет. Мой верный «боец» – ЗИЛ-131, сердце – дизель Д-245. И вот, знакомая многим беда: начал «мокрить» радиатор внизу, по трубкам. Нижняя рамка – постоянно влажная от тосола. Капля по капле – деньги на ветер и риск для мотора!
Почему нельзя просто "доливать воду"?
Казалось бы, подтекает немного – можно ведь и водой разбавить или, вообще, залить воду? Категорическое НЕТ! Особенно для Д-245 и других современных (и не очень) моторов.
Резина гибнет: Вода сушит кольца гильз, сальники помпы – они дубеют, трескаются, текут.
Коррозия: Блок цилиндров, головка блока (ГБЦ) – ржавеют с катастрофической скоростью.
Перегрев: Тосол кипит при ~120°C, вода – уже при 100°C. Риск «запороть» мотор на подъеме – в разы выше!
Деньги: Антифриз – не копейки. Даже малая утечка – это постоянные траты. Мириться нельзя!
Решение одно – ремонт радиатора. И я, как истинный гаражный «самоделкин» (легких путей не ищем!), решил сделать все своими руками. Почему не к меднику? Да деньги ему всегда успею отнести, но уверенность в своем ремонте и экономия – дороже! Не тушуемся, беремся за дело!
Этап 1: Снимаем и готовим радиатор (ЗИЛ-131 / Д-245)
Доступ: На ЗИЛе, особенно с Д-245, к радиатору доступ отличный – снятие не проблема.
Сливаем тосол: Важно! Делаем это после поездки, когда двигатель горячий. Так вся грязь и шлам – во взвешенном состоянии и лучше выйдут из системы.
Снимаем радиатор: Отсоединяем патрубки, крепления – аккуратно вынимаем.
Промывка: Берем шланг, вставляем в верхний патрубок и промываем мощной струей, пока из нижнего не польется чистая вода. Готово! ⚠️ Видео промывки здесь ⬇️:
Этап 2: Ищем врага – Опрессовка (ищем течь).
Видео опрессовки и приспособы заглушки здесь ⬇️:
Тут пригодились мои самодельные приспособы:
Заглушка нижнего патрубка (42 мм): Вырезана из толстой резины. По центру – отверстие 10 мм. Вставляем болт с шайбами с двух сторон, затягиваем гайку, шайбы сжимают резину – герметично! (Для Д-245 сделал переходник с патрубка от МТЗ и впаял в родной).
Заглушка верхнего патрубка: Тоже резиновая, но с трубкой для подачи воздуха по центру. Фиксируем ее самодельной скобой: один конец с проточкой (~20 мм) держит заглушку на патрубке, второй огибает верхний бачок, не давая вылететь.
Ванна: Берем любую подходящую емкость (я – обрезанный 20-30 см пластиковый еврокуб). Наливаем воды, погружаем радиатор.
Подаем давление: Цепляем шланг от компрессора к трубке в верхней заглушке. Качаем 0.5 – 1 атмосферу.
Ищем пузыри: Внимательно смотрим, откуда идет цепочка пузырьков. Не забываем перевернуть радиатор – трубок 3 ряда! Нашел! Течь в месте стыка одной трубки с нижним бачком. Отмечаем мелом. 🔎 План: заглушить трубку и запаять стык. Поскольку пропаять стык изнутри ряда трубок невозможно - паяльник никак не пройдëт. Придëтся пожертвовать трубкой.
Этап 3: Хирургия – Пайка радиатора ЗИЛ (латунь)
Достаем радиатор, готовим инструмент:
Паяльная лампа + Большой паяльник: Разжигаем лампу, ставим на нее паяльник греться.
Подготовка места:
Бокорезами аккуратно подрезаем мешающие теплоотводные пластинки, освобождая доступ к трубке.
Бокорезами же откусываем трубку заподлицо с плоскостью бачка.
Пассатижами несколько раз скатываем и расплющиваем кончик трубки, - глушим еë навсегда.
Зачищаем место пайки ножом до блеска, до чистого металла! Это КРИТИЧНО!
Травим кислотой (паяльной, ортофосфорной – для удаления окислов).
Пайка:
Флюс: Наносим хороший флюс (я использую "Нашатырь" или аналоги). Без него – припой не возьмется.
Припой: Оловянно-свинцовый (ПОС-60, ПОС-61, ПОС-40). Материал припоя ДОЛЖЕН совпадать с материалом радиатора! Иначе ремонт не удастся.
Процесс: Хорошо прогретым паяльником аккуратно наносим припой на подготовленное место. Главное – не перегреть металл! Иначе припой на соседних трубках может расплавиться и потечь. Работаем быстро и точно.
Безопасность: Очки, перчатки, хорошая вентиляция – ОБЯЗАТЕЛЬНО! 🔥
Этап 4: Контрольная проверка – снова опрессовка
Запаяли? Отлично! Но верить на слово нельзя. Снова погружаем радиатор в нашу ванну, подаем давление ~0.5-1 атм. и внимательно смотрим несколько минут. Пузырей нет? Значит, победа! ✅
Итог:
Ремонт радиатора ЗИЛ-131 (да и ЗИЛ-130 и других грузовиков аналогичен) своими руками – задача выполнимая для подготовленного автовладельца. Не нужно быть профессиональным медником. Главное – аккуратность, правильные материалы (флюс, припой!) и хорошая опрессовка для поиска течи и проверки результата.
Вопрос к вам, коллеги-водители и гаражные мастера:
Как ВЫ ремонтируете радиаторы? Поделитесь своим методом поиска течи и пайки!
Пользуетесь ли услугами медника? Если да, сколько сейчас стоит такой ремонт в вашем регионе?
Пишите в комментариях – обменяемся опытом и ценами! Удачи на дорогах и сухих радиаторов вашим ЗИЛам!
Все мои видео по ремонту двигателя Д-245 с ТНВД моторпал на ЗИЛ-131 смотри в ЭТОЙ ПОДБОРКЕ ⬇️:
Все мои видео по ремонту ЗИЛ-д131 смотри в ЭТОЙ ПОДБОРКЕ ⬇️:
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube:
https://m.youtube.com/channel/UCJC1GmgJHOGxz-EEpoWrm_A
Хэштеги: #зил131 #зил130 #ремонтрадиатора #пайка #авторемонтсвоимируками #гараж #дизельд245 #антифриз #медник #автосоветы #автолюбитель #грузовики #советбывалого