Найти в Дзене
The Motor Hub

Локализация на колесах: как в России хотят изменить рынок каршеринга

Сфера каршеринга в России может столкнуться с кардинальными изменениями. Глава экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов предложил использовать в краткосрочной аренде только те автомобили, которые соответствуют требованиям локализации, применяемым для государственных закупок. Это значит, что в ближайшие годы парк арендуемых машин может серьезно обновиться — в сторону «российских» брендов и сборки. Что стоит за этой инициативой и к чему она приведёт? Согласно предложению Кутепова, автомобиль может быть включён в реестр каршеринговых сервисов только при условии, что он набирает не менее 3,2 тыс. баллов локализации. Это довольно жёсткий критерий, который отражает наличие российских комплектующих, а также сборку машины на территории России. Такой уровень локализации соответствует требованиям, применяемым к машинам, закупаемым для государственных нужд. Фактически, речь идёт о выравнивании стандартов для коммерческого и госавтопарка. Под эти параметры уже сейчас подходят далек
Оглавление

Сфера каршеринга в России может столкнуться с кардинальными изменениями. Глава экономического комитета Совета Федерации Андрей Кутепов предложил использовать в краткосрочной аренде только те автомобили, которые соответствуют требованиям локализации, применяемым для государственных закупок. Это значит, что в ближайшие годы парк арендуемых машин может серьезно обновиться — в сторону «российских» брендов и сборки. Что стоит за этой инициативой и к чему она приведёт?

В чём суть законопроекта

Согласно предложению Кутепова, автомобиль может быть включён в реестр каршеринговых сервисов только при условии, что он набирает не менее 3,2 тыс. баллов локализации. Это довольно жёсткий критерий, который отражает наличие российских комплектующих, а также сборку машины на территории России.

Такой уровень локализации соответствует требованиям, применяемым к машинам, закупаемым для государственных нужд. Фактически, речь идёт о выравнивании стандартов для коммерческого и госавтопарка.

Под эти параметры уже сейчас подходят далеко не все автомобили, используемые в каршеринге. В частности, в число «подходящих» входят лишь немногие: автомобили «Москвич» и машины «Моторинвеста» (бренды Evolute и Voyah, выпускаемые в Липецке).

Почему власти пошли на такой шаг

В пояснительной записке к законопроекту сенатор указал, что в одной только Москве за 2023 год было совершено более 50 миллионов поездок на каршеринговых авто. Ежедневно сервис используется около 141 тысячи раз. Однако, по словам Кутепова, автопарк остаётся преимущественно ориентированным на иностранные марки и не способствует развитию отечественного автопрома.

Главная цель инициативы — простимулировать спрос на высоколокализованные машины, обеспечив им стабильный рынок сбыта через такие массовые сервисы, как каршеринг.

Какими будут последствия

📉 Уменьшение разнообразия машин

Многие популярные в каршеринге модели — от KIA Rio и Hyundai Solaris до Volkswagen Polo — могут быть выведены из эксплуатации, если не соответствуют новым требованиям. А значит, пользователи рискуют столкнуться с ограниченным выбором авто и уменьшением доступности привычных моделей.

📈 Рост цен

Внедрение новых стандартов может вызвать рост себестоимости аренды — как из-за дороговизны новых локализованных машин, так и из-за расходов компаний на обновление автопарка. Это неизбежно скажется на конечных тарифах для пользователей.

⚙️ Сложности у каршеринговых операторов

Операторы будут вынуждены либо срочно адаптировать свои бизнес-модели, либо уйти с рынка. Обновление автопарка — процесс дорогой и долгий, особенно в условиях ограниченного выбора локализованных машин.

🇷🇺 Поддержка отечественного автопрома

С другой стороны, закон может сыграть на руку российским производителям: «Москвич», УАЗ, ГАЗ, а также локализованные китайские бренды получат мощный стимул к увеличению объёмов производства.

Что дальше?

Законопроект пока направлен на отзыв в правительство, однако вероятность его одобрения высока. Тем более, что аналогичные требования уже приняты для сферы такси: с 1 марта 2026 года таксопарки также будут обязаны использовать высоколокализованные автомобили.

Если инициатива будет одобрена, это станет поворотным моментом для каршеринговой отрасли в России. Причём, как утверждают эксперты, последствия скажутся уже через 1–2 года — с начала массовой замены автопарка.

Итог

Законопроект о локализации автомобилей в каршеринге — это не просто техническое новшество, а один из шагов в сторону экономического суверенитета России. С одной стороны — развитие отечественного автопрома, с другой — возможные проблемы для бизнеса и потребителей. Как всегда, многое будет зависеть от того, насколько гибко и разумно будет реализована эта инициатива на практике.