Сегодня дам отрывки из писем Довлатова. Занятие это и увлекательное и познавательное. Почему? Объясню.
Сергей Донатович дает:
- Остроумные характеристики коллегам-литераторам
- Доверяет письмам то, что не скажешь в публичном пространстве
- Занятная картина эмигрантской среды получается в целом.
Начну. А в конце предложу вам, читатели, обсудить информацию. Вдруг кому-то будет что добавить. Итак, поехали:
"Статья о русских в "Тайм" меня разочаровала... Бродский представлен как заметное этническое явление в одном ряду с Аркадием Львовым и Ниной Воронель, зато совсем не упомянуты - Владимов и Войнович. Что-то стали меня раздражать американские специалисты по русской литературе, мать их."( С. Довлатов - И. Ефимову, 8 марта 1984 года).
Действительно, до присуждения Нобелевский премии по литературе Бродскому оставалось три года, а он у них все еще "этническое явление". И кто сегодня помнит Львова и Воронель?
Напомню. Аркадий Львов (1927-2020) был членом союза писателей СССР. До эмиграции из Союза вышло 6 его книг.Одно время специализировался на фантастике. Поддержку дарованию оказывали Константин Симонов и Валентин Катаев. В какой-то момент писатель увлекся еврейской темой. Слишком сильно. В 1976 вынужден был уехать из СССР. В эмиграции автор эссе и воспоминаний о Светлове, Симонове, Багрицком, Бабеле. Вел на радио "Свобода" авторскую программу.
Нина Воронель (1932 г. р) писала в СССР рассказы для детей и делала переводы Эдгара По. Довольно успешно. Зачем-то ушла в тему иудаизма. Эмигрировала с мужем-физиком в 1974. Вела на радио "Франс националь" авторскую программу. Автор скандальных мемуаров "Без прикрас" ( Захаров, 2003 год)
"Марк Поповский, книгу которого о Вавилове я повсюду справедливо расхваливаю, прислал на радио "Либерти" заявку на серию передач о сексе в СССР. Одна из первых передач в цикле называется: "Как довести женщину до беспамятства". Есть что-то глубоко нескромное в такой методичке... Марк Александрович сказал одной совершенно бездарной журналистке и страшно уродливой женщине: "Дайте мне власть над вами , а я дам вам славу!". Как Вы думаете, Пушкин мог бы такое сказать? Выдумать такую замечательную фразу она не могла в силу своей бездарности. Тут виден профессиональный литератор".
Это, кстати, к вопросу "был ли секс в СССР". Заявка Марка пришла несколько раньше того эмоционального спича советской женщины с телемоста Володи Познера. Помните - в СССР секса нет!
Теперь о Поповском.
Марк Поповский (1922-2004), прошел всю войну. В СССР издал 18 книг. Главным образом биографий деятелей науки. Член Союза писателей и Союза журналистов СССР. Также слишком углубился в еврейский вопрос. Вынужден был покинуть страну в 1977 году. В США сотрудничал с радио "Либерти", газетой "Новое русское слово". Автор небезынтересных книг и в США. (15 августа 1984 г.)
"К сожалению, я убедился, что в мире правят не тоталиристы или демократы, а зло, мизантропия и низость. Конфликт Максимова с Эткиндом - это не конфликт авторитариста с либералом, а конфликт жлоба с профессором, конфронтация Максимова с Синявским - это не конфронтация Максимова с Синявским - это не конфронтация почвенника с западником, а конфронтация скучного писателя с не очень скучным. Разлад Максимова с Михайловым - это не разлад патриота с "планетаристом", а разлад бывшего уголовника с бывшим политическим. И так далее" ( 15 августа, 1984 г. С. Довлатов - И. Ефимову).
Какие необычные характеристики: жлоб/профессор, скучный писатель/не очень скучный, бывший уголовник/бывший политический. Жлоб, скучный писатель, бывший уголовник - это все Максимов, если кто не понял.
В защиту писателя могу сказать, что после развала СССР он не встал на сторону Ельцина, как большинство либералов. Он стал постоянным автором "Правды" и "Советской России". Ушел из жизни в 1995, до позорной сдачи Г. А. Зюгановым "выборов"-1996.
"Все это напомнило мне эпизод когда Борис Сичкин разбился, пьяный, в автомобиле и к нему в больницу пришел Леонидов. Пришел, взглянул на специальный лист с клиническими показателями и сказал с загоревшимися глазами:
- Ты очень плохо себя чувствуешь!
Сичкин говорит:
- Да нет, вроде бы, ничего.
А Леонидов в ответ:
- Что ты мне сказки рассказываешь?! У тебя жуткое давление. Пульса почти нет. Ты одной ногой в могиле...
И так далее. Сичкин говорил потом, что никогда не видел Леонидова таким счастливым... " ( Д - Е, 18 августа 1984 г.)
Борю Сичкина - куплетиста из Одессы - помнят почти все. А кто такой Леонидов? Сообщаю. Павел Леонидов работал в Советском Союзе концертным администратором многих звезд первой величины: Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Муслим Магомаев. Успел застать юную А. Б. Приходился двоюродным дядей Владимиру Высоцкому. По всей видимости "компетентные органы" начали наступать на пятки концертному администратору. Работа у них была на грани закона. Леонидов рассказывал как почти законно увеличил концертную ставку Магомаеву со 120 рублей до 600. Вот и пришлось ему эмигрировать после серии таких комбинаций.
В США вышли его довольно интересные мемуары о закулисье шоу-бизнеса Союза. Называются "Владимир Высоцкий и другие". Рекомендую к прочтению.
"Есть у нас такая новость - повредился в рассудке Соломон Волков. У него от психического перенапряжения совсем разладился организм - кровь идет из носа, не действует желудок. Ему запрещено докторами - работать. Вообще, Соломон и был человеком нездоровым. Года два назад он предлагал мне и Вайлю заняться коллективными половыми утехами, меняться женами и т.д. Я чуть не умер от страха, а мужественный Вайль, сказал что разводится с женой Раей и потому к утехам не склонен. Оба мы с Петей люди пузатые, тонконогие , и гарцевать без штанов перед посторонними не любим. Соломон тоже не Роберт Рэдфорд, но, как видите, пылкий.
( Д- Е, 2 октября 1984 г.)
Соломон Моисеевич Волков родился в 1944 году. Был членом Союза композиторов СССР. Эмигрировал в 1975. Автор книг о музыкальном искусстве. Самая скандальная - якобы мемуары Шостаковича. Споры о ней идут до сих пор. Кто кому что сказал и сказал ли вообще. Заслуживает внимание книга Волкова о политической истории Большого театра и истории Санкт-Петербурга, а также "Москва. История культуры в рассказах и диалогах"
В мае 2018 ОРТ осчастливило поклонников Валерия Гергиева показав фильм "Соломон Волков. Диалоги с Валерием Гергиевым". Фильм был приурочен к 65-летию великого дирижёра и 30-летию руководства им Мариинского театра.
И все это делает, заметьте, "поврежденный в рассудке" Соломон Волков.
Петр Вайль (1949-2009) выпускал авторские программы на радио "Либерти". Любопытные, хотя и не лишённые некоторой заумности. Но кому как. Не для средних умов. Он же автор аналогичных книг.
"Тополь, - гнида и ничтожество, а Незнанский - хороший, простодушный и доброжелательный человек... Причем детективы у него и у Тополя не совсем пошлые, а с идеалами и нравственностью, условно - ближе к Ле Каре, чем Агате Кристи".
Ну, детективы этих писателей в рекламе не нуждаются. Здесь интересны личностные характеристики. Хотя и взгляд на Агату Кристи обращает внимание.
"Обойма русских писателей для статей в центральной прессе укомплектовалась по совершенно банальным принципам. С Бродским все ясно. Аксенов - самый знаменитый русский из не гениев. Я, единственный, всегда в Нью-Йорке, то есть, физически доступен. Львов - невероятный, фантастический проныра. Алешковского всегда тянет за собой Иосиф. И т.д.
Слава Саши Соколова, попавшего в литературу по величайшему недоразумению, закатилась, боюсь, рано утром 24 сентября нынешнего года [ в день смерти Проффера] (4 октября 1984 года)"
Саша Соколов (1943 г. р) давненько ничего не публиковал. Аркадий Львов, боюсь, известен только специалистам. О нем я написал выше.
Юз Алешковский ушел из жизни недавно, в возрасте 93 лет.
"Между прочим, рассказ, который появится в "Нью-Йоркере" буквально на днях, исковеркан цензурой, самой настоящей: еврей плохим быть не может, коммуниста ругать не надо - все это у них называется:"не потакайте стереотипам... Есть ощущение, что процент свинства среди американцев близок к отечественным показателям"
Как интересно. Оказывается и в США была цензура. К слову, Довлатов всегда говорил, что для него публикация в "Нью-Йоркере" была прорывом к американской аудитории. Самым главным. Деньги пошли именно после первой публикации в этом влиятельном журнале. Про "исковеркан цензурой" нигде и никогда не говорилось. Согласитесь, фраза больше подходит к Главлиту СССР под руководством товарища В. Романова. Однако и в штатах был главлит.
По-моему, я злоупотребил вашим временем, читатели? Давайте, высказывайтесь. Да, если сочные довлатовскиеи характеристики интересны, то дайте знать - продолжу в следующих статьях.
Статьи по теме: