Самолёты Ил-114-300 в 2025 году летают активнее других. В результате Ил-114, по нашей оценке, первым преодолел половину сертификационного пути и получит сертификат раньше остальных российских самолётов.
Но прежде чем перейти к цифрам и фактам испытаний следует предупредить администраторов авиагрупп в ВК, которые наглым образом воруют тексты нашего дневника испытаний и выдают их за свою аналитику. Мы знаем о вас, и если это предупреждение не дойдёт до вашего разума будем применять все доступные меры воздействия, в том числе юридического характера.
ЛМС-901 "Байкал"
УЗГА не часто балует любителей авиации новостями об успешных испытаниях своих самолётов. Но благодаря очередной волне споров вокруг проекта мы смогли узнать от Минпромторга, что второй лётный образец самолёта "Байкал" достроен и к маю 2025 года выполнил 20 полётов.
Ил-114-300 - 9 полётов
Борт 54115 (второй опытный) - 5 полётов
- 12 мая, понедельник. 124-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Третьяково (Луховицы). Максимальная высота - 6200 метров, максимальная скорость - 560 км/ч. Перед посадкой борт на 1,5 часа пропал с радаров, поэтому технические данные неполные. В полёте был обновлён апрельский рекорд по длительности полёта. Борт пробыл в небе Московской и Рязанской областей 6 часов 38 минут.
- 13 мая, вторник. 125-й полёт. Луховицы. В воздухе 5 часов 49 минут. Максимальная высота - 7600 м, максимальная скорость - 580 км/ч.
- 14 мая, среда. 126-й полёт. Луховицы. В воздухе 2 часа 41 минута. Максимальная высота - 2200 м, максимальная скорость - 360 км/ч. Большая часть полёта проходила на высотах от 400 до 800 метров.
- 15 мая, четверг. 127-й полёт. Луховицы. В воздухе 4 часа 32 минуты (неполные данные, возможно летал дольше). Максимальная скорость - 515 км/ч. С показаниями высоты у борта 54115 в этот день творилось что-то непонятное. Самолёт появился на экранах радаров на невероятной для себя высоте 13365 метров, которая в 2 раза выше его практического потолка 7600 м. Самое интересное, что в это же время и в том же районе летал борт 54116, и его показатели высоты были в норме.
- 16 мая, пятница. 128-й полёт. Луховицы. В воздухе 3 часа 21 минута. Максимальная высота - 7300 м, максимальная скорость - 550 км/ч. Отлетав полную рабочую неделю борт 54115 впервые с января остаётся на земле 10 дней. С 20 января по 16 мая 2025 года самолёт выполнил серию из 66 испытательных полётов, проведя в небе 215 часов.
Общий налёт борта 54115 преодолел отметку в 380 часов.
Борт 54116 (третий опытный) - 4 полёта
- 15 мая, четверг. 9-й полёт. Луховицы. В воздухе 3 часа 28 минут. Максимальная высота - 7200 м, максимальная скорость - 550 км/ч. Первый полёт после возвращения борта из Ульяновска. Отработаны горизонтальные площадки на высотах 1200, 4400, 5200, 6200 и 7200 метров.
- 16 мая, пятница. 10-й полёт. Луховицы. В воздухе 2 часа 5 минут. Максимальная высота - 7000 м, максимальная скорость - 530 км/ч. В течение 1,5 часов летал на эшелоне 7 км.
- 23 мая, пятница. 11-й полёт. Луховицы. В воздухе 2 часа 47 минут. Максимальная высота - 7100 м, максимальная скорость - 490 км/ч. В полёте по полчаса отрабатывал площадки на высотах 7100 и 4400 м.
- 25 мая, воскресенье. 12-й полёт. Луховицы. В воздухе 5 часов 13 минут. Максимальная высота - 7000 м, максимальная скорость - 450 км/ч (неполные данные).
Общий налёт борта 54116 достиг 37 часов.
Суперджет - 12 полётов
Борт 97021 (первый опытный, российские системы, двигатели SaM-146) - 4 полёта
- 19 мая, понедельник. 46-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Раменское (Жуковский). Длительность - 1 час 25 минут. Максимальная высота - 6300 метров, максимальная скорость - 670 км/ч. Первый полёт после 3 недель доработок. Проведена оценка комплексной системы управления (КСУ), разработанной концерном КРЭТ, в резервном режиме прямого управления (Direct Mode). Самолёт продемонстрировал хорошие характеристики устойчивости и управляемости в режиме прямого управления во всем разрешенном диапазоне скоростей и режимов полета, включая заход на посадку и посадку. Кроме того, экипаж проверил новую функцию КСУ – возврат в основной режим управления Normal Mode из резервного режима Direct Mode при восстановлении временно потерянных внешних сигналов.
- 20 мая, вторник. 47-й полёт. Жуковский. Максимальная высота - 800 м, максимальная скорость - 370 км/ч (неполные данные). На радарах зафиксирована только часть полёта длительностью 41 минута. Реальная длительность полёта по косвенным данным составила около 2 часов.
- 23 мая, пятница. 48-й полёт. Жуковский. В воздухе 1 час 15 минут. Максимальная высота - 10600 м, максимальная скорость - 850 км/ч.
- 24 мая, суббота. 49-й полёт. Жуковский. В воздухе 1 час 16 минут. Максимальная высота - 12100 м, максимальная скорость - 855 км/ч.
Борт 97012 (второй опытный, импортные системы, двигатели ПД-8) - 7 полётов
- 12 мая, понедельник. 15-й полёт. Аэропорт взлёта и посадки - Дзёмги (Комсомольск-на-Амуре). Длительность - 3 часа 38 минут. Максимальная высота - 6100 м, максимальная скорость - 680 км/ч. Испытательный полёт на расширение ограничений по эксплуатации силовой установки. В полёте самолёт выходил на максимальные углы атаки 25 градусов и минимальную скорость 183 км/ч. Это новые режимы для двигателя ПД-8 – ранее на летающей лаборатории Ил-76 его проверяли на углах атаки 16 градусов и минимальной скорости 278 км/ч.
- 13 мая, вторник. 16-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 1 час 36 минут. Максимальная высота - 6500 м, максимальная скорость - 800 км/ч.
- 16 мая, пятница. 17-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 3 часа 27 минут. Максимальная высота - 6300 м, максимальная скорость - 790 км/ч. Борт приступил к полётам в зачёт программы сертификации. В полётах выполняются режимы "зубцы" (набор-снижение на постоянной скорости и постоянной тяге) и драг-чеки (горизонтальные площадки на постоянной скорости и постоянной тяге) для оценки взлётно-посадочных характеристик самолёта и тяговых характеристик двигателей. Также проводится оценка газодинамической устойчивости силовых установок в различных высотно-скоростных условиях.
- 17 мая, суббота. 18-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 3 часа 7 минут. Максимальная высота - 4800 м, максимальная скорость - 790 км/ч.
- 20 мая, вторник. 19-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 30 минут. Максимальная высота - 4500 м, максимальная скорость - 660 км/ч (данные неполные).
- 22 мая, четверг. 20-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 50 минут. Максимальная высота - 3100 м, максимальная скорость - 540 км/ч.
- 23 мая, пятница. 21-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 24 минуты. Максимальная высота - 9300 м, максимальная скорость - 790 км/ч.
Общий налёт борта 97012 достиг 59 часов.
Борт 97023 (третий опытный, российские системы, двигатели ПД-8) - 1 полёт
- 24 мая, суббота. 3-й полёт. Комсомольск-на-Амуре. В воздухе 2 часа 4 минуты. Максимальная высота - 6100 м, максимальная скорость - 680 км/ч. До конца мая борт должен завершить заводские доводочные испытания и перелететь в Жуковский для ускорения сертификационных испытаний. Вероятно транзитной точкой перелёта станет Ульяновск, где борт будет окрашен.
МС-21
Борт 73055 (пятый опытный, частичное импортозамещение, двигатели ПД-14)
В настоящее время борт проходит наземные отработки российской системы электроснабжения в Жуковском. До конца мая самолёт приступит к выполнению сертификационных полётов.
Промежуточные итоги сертификации
Наш мини-рейтинг продвижения проектов ОАК на 25 мая 2025 года выглядит примерно так.
- Ил-114-300 - 50%.
- Ту-214 - 47%.
- Суперджет - 41%.
- МС-21 - 32%.
Предыдущие выпуски дневника испытаний всегда доступны в отдельной подборке.
1 июня, в воскресенье, планируется опубликовать отчёт по испытаниям за май в расширенном формате. Краткий отчёт за апрель Дзен не показывал в своей ленте.
Промежуточные итоги сертификационной недели и другие важные новости российского авиапрома можно найти в нашем Телеграм-канале.