Найти в Дзене
Remont1969

Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 3

Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот».
павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 3. Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1. К сожалению категорически не хватает времени аккуратно работать с материалами по основной теме канала - Боевым машинам Первой мировой и вокруг неё. Но есть более простой способ - путевые, а в этом случае музейные и туристические заметки, которые живут параллельной жизнью на VK. Для поддержания дыхания в канале пока нет материалов по основной теме, используя наработки "партнерского" канала вернемся к путевым заметкам. Технический центр в Кубинке не самое интересное место, его и каждый экспонат знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. Но тем не менее получились неплохие и может быть необычные и небезызвестные фотографии. Формат Дзена позволяет публиковать 100 фотографий за раз. Поэтому по 10 машин в выпуске начнем потихоньку.... Под каждой фотографией галере

Танковый музей (Технический центр) Центрального парка «Патриот».
павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 3. Московская область, Одинцовский городской округ, Кубинка, городок Кубинка-1.

К сожалению категорически не хватает времени аккуратно работать с материалами по основной теме канала - Боевым машинам Первой мировой и вокруг неё. Но есть более простой способ - путевые, а в этом случае музейные и туристические заметки, которые живут параллельной жизнью на VK. Для поддержания дыхания в канале пока нет материалов по основной теме, используя наработки "партнерского" канала вернемся к путевым заметкам. Технический центр в Кубинке не самое интересное место, его и каждый экспонат знают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной техникой. Но тем не менее получились неплохие и может быть необычные и небезызвестные фотографии. Формат Дзена позволяет публиковать 100 фотографий за раз. Поэтому по 10 машин в выпуске начнем потихоньку.... Под каждой фотографией галерея из 10 фото, листайте, там много интересного

Рассказ о музейных экспонатах бывает редко интересен полностью, попробуем новый вариант - экскурсоводческий. Чуть более года назад привели в порядок экспозицию бывшего танкового музея в Кубинке. После того, как больше сотни боевых машин уехало в центральный Парк Патриот, появилось пространство, что позволило немного раздвинуть боевые машины, параллельно наконец сделали нормальный свет и убрали барьеры и заборы, за что отдельное спасибо. Теперь экспозиция стала почти идеальной. Вот и сделаем несколько экскурсий прямо по порядку. А как нормальные посетители ходят в музей - слева направо и по кругу. Начнем с первого слева 4-го павильона «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты» и там уже по порядку и снова по часовой стрелке. А что бы было интереснее добавим параллельных экспонатов из музея Падиково. В первой части обзора было рассказано о колесных боевых машинах довоенного и военного периода, а так же о семействе БТР-152, во втором о большом семействе БТР-40. В этом обзоре второе поколение колесных машин - от БТР-60 до "Водника".

БРДМ-2 (ГАЗ-41/Горьковский автомобильный завод, Арзамасский машиностроительный завод). 1963-1989. Почти сразу после разработки и постановки на вооружение БРДМ на ГАЗе взялись за устранение недостатков машины - плохой обзорности, слабого вооружения и проблем с обитаемым пространством в боевом отделении. За образец взяли бронекорпус БТР-60 и, используя старые агрегаты, перекомпоновали машину, двигатель отправили назад, укоротили нос, увеличили объём корпуса, сверху поставили башню от БТР-60ПБ. И получился шедевр, который воюет до сих пор. В музее стандартный образец скорее всего одной из ранних серий. Сейчас БРДМ-2 и машины на её базе одни из самых популярных в музеях и экспозициях.

БРДМ-2 (ГАЗ-41/Горьковский автомобильный завод, Арзамасский машиностроительный завод). 1963-1989. Музей Отечественной военной истории. ул Конная, 40, Падиково, Московская обл., В музее в Падиково в отличном состоянии экспонируется БРДМ-2 с нанесенными тактические знаками, соответствующие принимавшимся в ходе боевых действиях в Афганистане в середине 1980-х годов. У машины в идеальном состоянии и интерьер, и внешний вид. Открытые люки позволяют оценить особенности конструкции. БРДМ-2 принимала участие практически во всех военных конфликта последней трети 20-го - начала 21-го века. Забавно сравнить состояние в профильном музее и в частной коллекции.

Бронетранспортёр БТР-60П (ГАЗ-49/Горьковский автомобильный завод). 1961-1963. Различные варианты БТР-60 достаточно часто встречаются в военно-технических экспозициях, но чаще всего это поздние модификации с крышей и башней. В Техническом центре Парка Патриот экспонируется ранний вариант бронетранспортера, который выпускался с марта 1961 по июль 1963 с 7,62-мм пулеметом СГМБ на станке, первые серии БТР-60П не имели штатного пулемета. ГАЗ-49 (после постановки на вооружение БТР-60П) был по большому счету "удвоенным" ГАЗ-40П (БРДМ) - с удвоенным количеством колес и моторов и боевым отделением на 14 человек. Военные ставили задачу создать БТР, который бы плавал и мог преодолевать окопы на поле боя, чего машины первого поколения БТР-40 и БТР-152 делать принципиально не могли. Из двух главных конкурентов ГАЗ-49 в отличие от ЗиЛ-153 использовал уже проверенные узлы и агрегаты и в итоге победил, представляя на самом деле скорее MRAP с тонкой броней, позволяющий только подвезти десант и защищавший его от пуль и осколков, что было платой за амфибийность. Интерьер в отличие от неплохого экстетера - уже уставший и разграбленный. Возможно именно этот редкий БТР стоит из павильона отправить первым на реставрацию.

Бронетранспортёр БТР-60ПБ (Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ). 1966-1987. БТР-60ПБ стал последней и наиболее привычной модификацией БТР первого поколения уже с башней с двумя пулемётами и улучшенной противоатомной защитой. Именно после насыщения пехотных подразделений полностью готовыми к применению в условиях ядерного конфликта Т-62, БМП-1 и БТР-60ПБ советская армия стала готова к вызовам времени и превратилась в реальную силу, даже если знать, что и БТР-60ПБ и БМП-1 были далеки от идеальных боевых машин, имея множество недостатков. Музейный БТР в хорошем состоянии экспонируется с наброшенной на башню маскировочной сетью, которая оживляет машину.

БТР-60ПБ (Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ). 1966-1987. Музей Отечественной военной истории. Падиково. В музее в Падиково хорошо представлена боевая техника советской армии до 1970-х годов. Подготовленный для боевых действий в условиях применения тактических спецбоеприпасов БТР-60ПБ стали классикой боевой техники, выпущенные в десятитысячной серии. В армии были части мехопехоты полностью оснащённые БТР и полностью на БМП. Падиковский БТР в отличном состоянии и экспонируется с открытыми люками. Идеальный экспонат. Может быть скоро и кубинковский станет таким же качественным

Боевая машина пехоты ГАЗ-50 (Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). 1971. В самом дальнем левом углу павильона №4 с бронеавтомобилями стоит на первый взгляд гибрид БТР с БМП. На первый взгляд это странный кентавр, который в 70-х годах был поисковым проектом. Но в реальности эта машина, история которой началась действительно с практически инициативной попытки доказать, что колесные машины имеют будущее в армии, даже при наличии БМП, а закончилась эта история появлением нового БТР-70, став переходной между двумя поколениями бронемашин. После постановки на вооружении БМП-1 на ГАЗ почувствовали, что могут остаться без военного заказа, это было важно как для статуса предприятия, так и для бюджета завода. По первым оценкам просто так взять и поставить на БТР-60ПБ башню от БМП-1 не получалось, не хватало мощности двигателей и жесткости бронекорпуса. На это накладывалась проходившая модернизация гражданского производства, в ходе которой двигатель, который ставили на ГАЗ-40П и ГАЗ-49, снимался с производства. Но в общем конструктивную схему менять не хотелось. Для нового бронетранспортёра или точнее колесного БМП полностью перепроектировали бронекорпус, сделав его ниже и жестче, поставили два новых мощных двигателя 145 л.с., новые водометы, десант так же разместили по БМПэшному - лицом к бортам с активным расположением. Была сделана первая несерийная испытательная партия, которая вышла на пробег в 1971, но к этому времени опасность перехода сухопутных войск только на БМП отпала и машину с откровенно неудачным расположением основного вооружения развивать дальше не стали, но при этом обратили внимание на очень удачно получившееся шасси, которое, заменив башню от БМП на обычную двухпулемётную и слегда изменив бронекорпус, показали военным как новый вариант старого БТР - ГАЗ-4905, ставший через 5 лет в серии БТР-70. Поэтому не проходите мимо, посмотрев только на новую башню, это не БТР60ПБ с башней от БМП-1, и не БТР-70, это промежуточный поисковый этап в истории советской бронетехники..

Опытная САУ 2С14 «Жало-С» (ЦНИИ «Буревестник», Горький). 1975. Напротив несостоявшегося колесного БМП стоит несостоявшаяся колесная САУ. В середине 70-х планировалась модернизация армии и существенное повышение её мобильности. Самоходная противотанковая пушка 2С14 должна была стать высокомобильным батальонным ПТО. Неудачная идея и неудачное исполнение САУ 2С14 «Жало-С» привели к тому, что советская и российская армия потеряли перспективный тип вооружения - так называемые "колёсные танки". Конструктора из "Буревестника" взяли в качестве платформы шасси ГАЗ-4905, что было на самым удачным решением для высокорасположенного длинноствольного 85-мм орудия. Да и сам смысл 85-мм пушки, которая в середине 70-х никак не могла бороться с танками, был спорен. Конкуренты в Италии и Франции например в 80-х так же развивали колёсные пушечные машины, но ориентированные и соответственно оснащенные для разведки и целеуказания, в крайнем случае поддержки пехоты в конфликтах малой интенсивности. ЦНИИ «Буревестник» и сейчас в общем имеет очень большую долю странных и нереализованных проектов и середина 70-х в лучшую сторону не выделялась. Но для военной истории - это чень интересный поисковый проект и визуально одна из самых интересных машин в коллекции музея.

БТР-80 (ГАЗ-5903/Горьковский Автомобильный Завод). 1984. Линейку советских БТР второго послевоенного поколения в экспозиции музея замыкает БТР-80 раннего выпуска. Любая идея имеет свои рамки - компоновка и базовое устройство БТР-60 плавно перетекало вплоть до БТР-80, выпуск которого начался в 1984 и по большому счёту не заканчивается и сейчас. При очередном перепроектировании был снова изменен бронекорпус, сделан жестче и ниже, увеличены бортовые люки для выхода десанта, хотя и по прежнему остались опасными для спешивания под обстрелом, сильно переделали башню, обеспечив большие углы обстрела, наконец два двигателя заменили на один, основательно переделав трансмиссию. В рамках используемого конструктива выжать что-то большее было почти невозможно, поэтому и началась разработка БТР нового поколения БТР-90, который можно увидеть на открытой площадке Парка Патриот. А классический БТР-80 красуется в павильоне. Наверно стоит музейным работникам посмотреть, что там внутри, привести его в порядок и доступ открыть, как в недалеко стоящую БМП-1.

Немного нарушим порядок движения по часовой стрелке и перескочим через опытные БМП, что бы в следующий раз показать их все вместе.

БМ 2П27 ПТРК 2К15 «Шмель» с ПТУРС 3М6 (Завод №614 (Саратовский агрегатный завод). 1961-1966. Появление первых бронированных машин второго поколения совпало по времени с резким развитием электронных средств ведения боевых действий. Первые управляемые ракетные комплексы получились непереносимыми Для первого подвижного ПТРК «Шмель» с ПТУРС 3М6 было разработано два варианта на колёсных шасси - небронированный ГАЗ-69 и бронированный на ГАЗ-40П (БРДМ). Изначально планировали комплекс с 6 ракетным пакетом, но в итоге в серию пошла БМ 2П27 с тремя ракетами в пакете и ещё тремя в боезапасе. "Шмель" разработан в коломенском СКБ в НПК «Конструкторское бюро машиностроения») под руководством Б. И. Шавырина на основе решений подсмотренных у немецко-французского SS.10 с проводным телеуправлением. Но на самом деле 2П27 - это уже скорее артиллерия и отличный образец можно увидеть в другом музее за 600 км.

БМ 2П27 ПТРК 2К15 «Шмель» с ПТУРС 3М6 (Завод №614 (Саратовский агрегатный завод). 1961-1966. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Александровский парк. 7. Санкт-Петербург. Экспонат в Санкт-Петербургском музее показан с открытой крышей, после поднятия ракетной установки, что даёт возможность посмотреть и внутренности боевой машины. Производством оборудования для боевых машин 2П27 занимался завод № 614 в Саратове (позднее Саратовский агрегатный завод), ракеты ЗМ6 изготавливались на заводе № 2 в г.Ковров. Боевые машины 2П27 серийно выпускались по 1966 год.

Оставайтесь с нами, дальше будет интересно... историю БТР и БМП в музеях в Кубинке и Падиково, и может быть кое где ещё продолжим в следующей серии о железных свидетелях поиска решения лучшего БМП, когда станет понятно, сколько не ругай БМП-1, а это был лучший вариант из возможных

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

  • Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 1
  • Музейные выходные. Технический центр Парка Патриот. Павильон №4 «Бронетранспортеры и боевые машины пехоты». Часть 2